logo search
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Иностранные инсветиции в Таджикистане

Открытие на территории Таджикистана месторождений углеводородов и минеральных ресурсов может преобразить эту самую на сегодняшний день небогатую из центральноазиатских республик. Сможет ли правительство страны в полной мере воспользоваться представившейся возможностью, будет зависеть во многом от его способности создать для зарубежных инвесторов более комфортную атмосферу.

На протяжении почти всей постсоветской эпохи Таджикистан не принимал участия в лихорадке, охватившей добывающие отрасли Центральной Азии. Но в условиях роста мирового спроса на полезные ископаемые и истощения разведанных запасов возникает потребность все в новых и новых месторождениях. Предварительные результаты оказались весьма положительными, и у Душанбе затеплилась надежда, что освоение месторождений минерального сырья позволит этой исстрадавшейся стране достичь энергетической независимости и преодолеть повальную нищету.

"Все привыкли считать Таджикистан государством, лишенным полезных ископаемых. Но по мере истощения ресурсов [в мире] было решено приглядеться повнимательнее", – сказал EurasiaNet.org Томас Хоутон (Thomas Houghton), занимающий пост аналитика по управлению рисками компании Gulf International Minerals, занимающейся разведкой золота в республике.

Сегодня сообщения о новых находках и объявления о проведении тендеров становятся все более частым явлением. Так, например, в декабре прошлого года глава "Газпрома" Алексей Миллер дал старт процессу освоения газового месторождения "Сарикамыш" под Душанбе. Запасы месторождения составляют "около 60 млрд. кубометров" газа, цитирует Миллера "Радио Свободная Европа/Радио Свобода". По оценкам главы "Газпрома", этот объем может обеспечить Таджикистан природным газом на 50 лет. "Сарикамыш" является одним из нескольких перспективных проектов по освоению месторождений, реализуемых "Газпромом" в Таджикистане, добавил он.

В июле швейцарская фирма по разведке и освоению нефтяных месторождений Manas Petroleum объявила, что приступает ко второй очереди сейсморазведки в таджикистанской части Ферганской долины. 15 августа профильное издание Upstream сообщило, что на юге страны торонтская нефтегазовая компания Tethys Petro начала бурение скважины глубиной 2700 метров. Данная компания тоже реализует целый ряд проектов по разведке нефти и газа на территории Таджикистана.

Надо отметить, что геологоразведочные работы не ограничиваются углеводородами.

Как заявил в начале 2011 года руководитель Главного геологического управления Таджикистана Азима Иброхима, в Таджикистане обнаружены новые золоторудные месторождения, объем запасов которых составляет 177 тонн, сообщает агентство "Франс-Пресс". Учитывая быстрый рост цен на рынках, это открытие – серьезная находка. По официальным статистическим данным США, в настоящее время в Таджикистане ежегодно добывается около полутора тон золота.

Но самым крупным проектом может стать освоение месторождения серебра, свинца и цинка "Конимансури Калон". Как рассказал EurasiaNet.org Олег Кудашов, возглавляющий группу специалистов Международной финансовой корпорации (IFC), занимающуюся разработкой данного проекта, месторождение под Худжандом "является в своем роде одним из крупнейших в мире". Международная финансовая корпорация входит в структуру Всемирного банка.

По словам Олега Кудашова, Душанбе обратился к МФК с просьбой помочь ему выбрать частного инвестора для освоения залежей серебра на месторождении, проведя первый "прозрачный тендерный процесс" в стране, "организованный международным консультантом и призванный найти международных инвесторов, которые реализуют этот проект в соответствии с лучшими международными стандартами".

Но Таджикистан не место для финансистов, питающих отвращение к риску. Душанбе давно завистливо посматривает на иностранные инвестиции. "В определенном отношении это по-прежнему закрытое государство и инвесторам доступно не слишком много информации", – сказала EurasiaNet.org финансовый аналитик душанбинской компании "Сомон Капитал" Дильноза Муллоджанова.

Методы управления правительством таинственной государственной "Таджикской алюминиевой компанией" с ее недоступными для аудиторов оффшорными банковскими счетами служат, по словам инвесторов, своего рода предостережением. Помимо всего прочего, внешних инвесторов может отпугнуть и царящая в стране бюрократия. "Вы мечетесь от одного учреждения к другому, пытаясь найти ответы, которые никто не знает. Принимаются законы и постановления, а механизмы их исполнения отсутствуют", – отмечает Дильноза Муллоджанова.

Несмотря на потенциальные барьеры, крупные игроки уже начали выказывать интерес. По данным МФК, внушительная мельбурнская горнодобывающая компания BHP Billiton Australia и консорциум во главе с одним из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров, компанией Glencore Switzerland, официально обозначили свой интерес к проекту "Конимансури Калон". Поговаривают, что шансы на успех имеет и ряд китайских компаний. Специалист МФК Олег Кудашов отказался прокомментировать предполагаемую цену рудника, но отметил, что стоимость разработки может составить "от двух до трех млрд. долларов" (что почти равняется объему внешнего долга Таджикистана), для чего будет создано около "4 тысяч рабочих мест для производства основных работ и вдвое больше рабочих мест для осуществления вспомогательных работ".

В конечном итоге потенциальные доходы могут оказаться слишком велики, чтобы отпугнуть всех инвесторов. "Бюрократия способна затормозить процесс, но правительство до сих пор блюло святость контрактов и, похоже, стремится поощрять дальнейшие инвестиции, – отмечает аналитик Томас Хоутон. – Для равновесия Таджикистан является одной из наиболее надежных стран в Центральной Азии для вложения инвестиций в добывающую отрасль иностранными компаниями".

Тендерный процесс по месторождению "Конимансури Калон" тянется вот уже второй год, заставляя задаться вопросом о серьезности намерений правительства в отношении иностранных инвесторов. Чтобы инвестиции приносили плоды, Душанбе должен решить проблему неудовлетворительного управления и недопроизводства в добывающей отрасли, подчеркивают аналитики. Многие скептически смотрят на возможность того, что иностранные инвестиции смогут изменить климат в стране, учитывая высочайший уровень коррупции в Таджикистане. Международная антикоррупционная организация Transparency International неизменно включает республику в число одних из самых коррумпированных стран мира.

Но, по крайней мере для некоторых инвесторов, приманка в виде гигантских прибылей перевесит все риски, с которыми сопряжена работа в Таджикистане. "Все частные инвестиции являются отражением личных интересов. Желающие заработать обычно не обращают внимания на страну, если только там не присутствуют очевидные риски. Они обращают внимание на риски, связанные непосредственно с реализацией проекта и его отдачей", – полагает Дильноза Муллоджанова из компании "Сомон Капитал".

Модернизация национальной экономики РК

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Статьи - Стратегии

В условиях происходящей трансформации экономики Казахстана и становления конкурентной системы хозяйства происходят радикальные преобразования его многоукладной экономики. При этом значительная роль отводится социальным трансформациям - улучшению демографической ситуации, неуклонному повышению качества и уровня жизни, сокращению разрыва между богатыми и бедными слоями населения, созданию современного эффективного здравоохранения и образования, поддержки многонациональной культуры.

Ключевое значение в повышении конкурентоспособности национальных экономик приобретают технологические трансформации - преодоление технологической деградации, освоение техники современного пятого и перспективного шестого технологических укладов. В России поставлены задачи перехода к инновационному типу развития экономики, в Казахстане - к индустриально-инновационному, ориентации на стратегию поддержки высокотехнологичных производств, инновационного сектора и предпринимательства.

Структурные трансформации в экономиках Казахстана и России состоят в преодолении гипертрофии ориентированного на экспорт энергосырьевого сектора, опережающем развитии обрабатывающих (прежде всего, высокотехнологичных) отраслей, повышении пропорциональности и сбалансированности развития экономик, обеспечении на этой основе их устойчивого роста на базе модернизации производства, в Казахстане - ускоренной модернизации.

Внешнеэкономические трансформации в перспективе просматриваются в следующих направлениях: повышение доли готовых изделий в структуре экспорта и услуг при уменьшении доли минерального сырья и топлива; усиление интеграционных процессов в рамках СНГ и ЕврАзЭС, объединение усилий и потенциалов стран для технологического прорыва, повышения конкурентоспособности экономики и совместных выступлений на мировых рынках. Для этого целесообразно увеличить масштабы совместных проектов, повышая уровень обоснования их результативности.

Интеграция в мировую экономику является оценкой уровня конкурентоспособности государства, а движение по этому пути вызывает необходимость эффективного экономического развития, определения стратегических приоритетов, отражающих страновые особенности и специфику экономики.

Перспективной платформой развития Казахстана является стратегия "Казахстан-2030", определяющая вектор и этапы социально-экономических преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), благодаря которым должны быть достигнуты качественные показатели - устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.

На основе этой центральной стратегии в качестве перспективной модели развития в 2003 г. определена стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г.

Как многофакторная модель экономического роста эта стратегия базируется на высокотехнологичных и эффективных производствах, характерных для передового уровня развития национальных производительных сил с адекватной степенью развития производственных отношений.

Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости является стратегическим приоритетом политики государства, так как это направление должно создать надежный фундамент для развертывания остальных приоритетных направлений индустриально-инновационной стратегии. Макроэкономическая стабильность экономики Казахстана характеризуется уровнем и динамикой таких показателей, как реальный рост ВВП, ВВП на душу населения, уровень инфляции, чистый приток иностранных инвестиций, динамика международных денежных резервов, уровень государственного внешнего долга по отношению к ВВП, сальдо торгового баланса, дефицит (профицит) государственного бюджета, уровень налоговой нагрузки на предпринимателей и т. д. Данный приоритет отражает качество экономического роста страны, имеет устойчивые показатели, характеризующие стабильность и высокие темпы развития экономики, социальной сферы.

Другим стратегическим приоритетом выступает рациональное и продуктивное использование сырьевых ресурсов, так как Казахстан располагает крупными в мировом масштабе запасами нефти, газа, руд черных и цветных металлов. Стремительное развитие мегарынков России и Китая делает перспективным формирование экспортных площадок для удовлетворения спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, производимую на базе профильных для Казахстана сырьевых ресурсов.

Инициативное участие Казахстана в таких региональных интеграционных объединениях, как СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ЕЭП, вызвано объективной экономической целесообразностью. Вместе с тем межгосударственные экономические отношения на пространстве СНГ строятся по большей части на двухсторонней основе. При этом следует признать, что коллективное сопротивление рискам более эффективно. Поэтому современные негативные тенденции в интеграционных процессах стран СНГ, по нашему мнению, вполне преодолимы с учетом перспективы как в аспекте новых теоретических разработок возникающих проблем, так и с позиции их практической реализации.

Важным приоритетом стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана выступает создание инфраструктуры, привлекательной в первую очередь для несырьевых отраслей экономики. Наличие современной производственной и социальной инфраструктуры в стране - необходимый фактор ускоренного и качественного развития экономики. При этом первоначальная капиталоемкость обеспечивается ведущей ролью государства в их формировании. Большая территория Казахстана и ее геотранзитный характер диктуют динамичное развитие энергетических, транспортных и телекоммуникационных комплексов. Применительно к модели индустриально-инновационной стратегии страны критерием оптимальности является функционирование модели, которая признается более эффективной из возможных вариантов развития национальной экономики.

Стратегическим приоритетом конкурентоспособности и его критерием выбрано вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Этот базовый критерий отражает как количественные, так и качественные признаки конкурентоспособности экономики страны. Критериями приоритета макроэкономической стабильности республики, как отмечалось, являются качественные параметры и темпы роста ВВП. Приоритет рационального использования имеющихся сырьевых ресурсов целесообразно оценивать по критерию доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП.

Показателем углубления интеграции Казахстана в мировую и региональную экономику (на пространстве СНГ) может являться значение уровня общего экспорта и импорта к ВВП (мировой рынок), экспорта и импорта со странами СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП к ВВП (региональный рынок). Приоритет создания современной инфраструктуры может быть оценен по уровню прироста мощностей: в электроэнергетике - производство электроэнергии, на железнодорожном транспорте - протяженность путей и грузооборот, в том числе транзитный, в сфере телекоммуникаций - пропускная способность сетей.

Критерий приоритета привлечения иностранных и отечественных инвестиций в развитие новых производств может характеризоваться долей иностранных и отечественных инвестиций в обрабатывающую промышленность в общем объеме инвестиций. Приоритетность современного регионального сервисного центра можно оценивать по критерию доли услуг, предоставленных в сфере туризма, торговли, финансов, медицины, информатики в ВВП.

Стратегию индустриально-инновационного развития можно разделить на два этапа. На первом этапе "локомотивом" экономического роста будет являться нефтегазовый сектор. Поэтому выделяется задача увеличения добычи нефти, строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для производства продукции с большей товарной готовностью, расширения экспортных возможностей нефтегазового сектора за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых трубопроводов.

На втором этапе экономическое развитие должно происходить за счет роста производительности труда и развития несырьевых отраслей экономики, что обеспечит увеличение доходов и качественные изменения в социальном развитии общества.

порядок осуществления поставок и систему ценообразования в России и Казахстане.

Главная опасность нынешнего трансформационного периода - значительное уменьшение национальной товаропроизводящей базы. Россия и Казахстан становятся огромным рынком сбыта для промышленно развитых держав, сталкивающихся с перепроизводством. Россия имеет емкий рынок, причем он дешевый и удобный для тех, кто хочет просто продавать свою продукцию. Фактически нарушен процесс продвижения собственной продукции на внутренний рынок. Российские аналитики отмечают, что не всегда платятся налоги государству, медленно пополняются пенсионный и другие социальные фонды, усиливается социальная напряженность и экономическая нестабильность. Макроэкономические показатели, как видно из данных Всемирного банка, отражают воспроизводственную динамику.

Промышленная инновационная политика включает систему мер по селективной поддержке стратегически важных секторов национальных экономик стран СНГ. Эти сектора призваны влиять главным образом на экономический рост, его структурные преобразования, включая инновационную сферу. Для выявления приоритетов государственной инновационной промышленной политики, на наш взгляд, применимы следующие критерии: благоприятное сочетание факторов производства: наличие и реализация научно-технического потенциала, ноу-хау, способные обеспечить технологический рывок, ресурсы квалифицированных рабочих, возможности использования информационных технологий; возможность притока иностранных и внутренних инвестиций в структурную перестройку производства, его инновационную сферу; наличие конкурентоспособных смежных и родственных производств, делающее возможным перелив квалифицированных кадров и технологий из сектора в сектор, из региона в регион; стабильность воспроизводственных связей.

Основным источником средств для финансирования инновационных программ промышленной политики являются доходы от сырьевого экспорта. Соответственно достижение стратегических целей структурной перестройки требует, во-первых, предотвращения утечки доходов от сырьевого экспорта и, во-вторых, создания эффективных механизмов их конверсии в производственные инвестиции. Капитализация доходов от традиционного сырьевого экспорта является одной из наиболее фундаментальных проблем промышленной политики. Поддержка конкурентоспособных секторов экономики должна осуществляться параллельно с пакетом инновационных факторов развития. К важнейшим инструментам такой политики относятся: налоговая реформа, нацеленная на пополнение бюджетных доходов в первую очередь за счет расширения базы налогообложения и переноса акцента на обложение природной ренты; улучшение технологии проводки кредитов для предотвращения их использования в спекулятивных операциях; дифференциация нормы обязательных банковских резервов в зависимости от структуры банковских активов с установлением повышенных ставок на краткосрочные кредиты под финансирование посреднических операций и пониженных - для долгосрочных инвестиционных кредитов.

Необходимо совершенствовать процесс государственного регулирования экономики, включая эффективную политику государства для улучшения инвестиционного климата. Для этого требуется принятие законодательных актов, определяющих государственные гарантии и защиту инвесторов, а также степень ответственности за реализацию производственных проектов, в том числе инновационного назначения. Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать не только привлечение капитала, но и его целевое использование на стратегически важных инновационных направлениях развития. Для России, Казахстана и других стран СНГ важны эффективные направления инвестиционной деятельности: инвестиции в реструктуризацию и модернизацию производства и в новые производства; инвестиции в приоритетные научные проекты и создание условий для привлечения в дальнейшем частного капитала.Таким образом, перспективная структурно-инновационная политика, стратегическое партнерство России и Казахстана отражают тенденции динамики структуры экономики.

Во-первых, реализация стратегического курса на диверсификацию структуры экономики базируется на преодолении ее сырьевой однобокости. Экономические приоритеты представляют ускоренное развитие инновационной и инвестиционной сферы, прежде всего, отечественного инвестиционного машиностроения с тем, чтобы осуществлять технологическое обновление устаревшего основного капитала преимущественно на собственной основе.

Во-вторых, перспективной задачей является обеспечение опережающего развития потребительского сектора, создающего условия для повышения уровня и качества жизни населения. На это нацелены реализуемые в России приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и аграрного сектора и соответствующие стратегические меры в Казахстане.

В-третьих, важно добиться существенного повышения конкурентоспособности продукции и улучшения структуры экономики и внешней торговли Казахстана и России на основе реализации стратегии инновационного прорыва. На это нацелена разработанная и принятая в Казахстане программа индустриально-инновационного развития до 2015 г.

В-четвертых, в условиях обострения конкурентной борьбы на мировых рынках, развертывающейся технологической революции нужна долгосрочная интеграционная стратегия ЕврАзЭС, и прежде всего России и Казахстана, нацеленная на объединение усилий для достижения инновационного прорыва и осуществления прогрессивных сдвигов в структуре экономики и внешней торговли на пространстве СНГ. Целесообразна разработка долгосрочного структурно-инновационного прогноза обеих стран с учетом мировых тенденций, выработка общей перспективной межгосударственной стратегии и реализация эффективных интеграционных проектов для модернизации экономики обеих стран и совместного участия на мировых рынках.

За последние годы Казахстан выдвинулся в число лидеров на постсоветском пространстве не только по темпам экономического роста, но по качеству жизни, а главное - реальной отдаче от структурных реформ. Казахстан первым среди стран СНГ досрочно погасил все обязательства перед МВФ. Было продемонстрировано, что сильная государственная власть способна строить эффективную рыночную экономику и демократическое общество. Опыт Казахстана важен и потому, что страна ориентируется на Россию, стремится к тесной интеграции, часто выступая инициатором сплочения в СНГ, ЕврАзЭСе, ШОС и других межгосударственных объединениях. Казахстанский капитал ощутимо присутствует сейчас в России.

Государство стремится найти ту "золотую середину", в которой будут взаимоувязаны экономические интересы производителей и потребителей. При рассмотрении заявок субъектов естественных монополий анализируются не только затраты, но и закладывается обоснованная прибыль. Особое внимание уделяется программам: перспективным инвестиционным, технического перевооружения и модернизации.

Казахстан первым из стран СНГ пошел на создание Национального фонда, призванного стабилизировать ситуацию на валютном и финансовом рынках и аккумулировать дополнительные доходы от экспорта сырьевых ресурсов для будущего развития казахстанской экономики. Чтобы активизировать инвестиции в несырьевые отрасли, в 2001 г. был создан Банк развития Казахстана с целью среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств.

Как показал анализ, в целом связь между прошлым и будущим Казахстана может быть выражена следующим образом - эффективная инновационная экономика, демократическое общество, национальная безопасность. При этом Казахстан не первая страна, которая решала задачи выбора индустриально-инновационной стратегии. Страны - лидеры мирового технического и экономического прогресса придерживаются модели развития, в рамках которой создают наиболее совершенные по технологии производства и эффективные механизмы для обеспечения темпов роста национального богатства. Другая модель - догоняющего развития - характерна для стран, которые находятся в последующих "эшелонах" мирового технико-экономического прогресса. В Казахстане не было необходимости повторять все эти ступени в той же последовательности, как это делали другие. В стране имеются заделы по всем из названных ступеней, которые при условии ускоренной модернизации могут стать точками роста.

Система развития индустриально-инновационной стратегии включает сочетание эффективных направлений. Первое. Важно обеспечить оптимальный выбор отраслей четвертого технологического уклада, основа которого в мировой экономике - авто - и тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Второе. В интересах развития производств пятого технологического уклада использовать его базу - электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и потребление газа, информационные услуги. Третье. Целесообразно формировать предпосылки для появления будущего шестого технологического уклада в биотехнологии, космических технологиях, тонкой химии.

Государство в целях активизации предпринимательской деятельности начиная с 2004 г. снизило налоговую нагрузку, прежде всего, за счет уменьшения ставок НДС. Вместо единой ставки социального налога в 21% введена регрессивная шкала со ставками от 20 до 7%, а максимальная ставка индивидуального подоходного налога сократилась с 30 до 10%. В целом снижение налоговой нагрузки оценивается в 1, 1% ВВП. Однако даже с учетом уменьшения налогов план по поступлениям в государственный бюджет формируется в оптимальных размерах, что составляет 23-25% ВВП.

В целях активизации инвестиций в несырьевые отрасли экономики Казахстан также одним из первых в СНГ в 2001 г. пошел на создание государственного Банка развития, уставный капитал которого на 1.01.2007 г. составлял 67, 7 млрд. тенге (более 550 млн. долл.). Значение государственных инвестиций заключается в том, чтобы ликвидировать узкие места в виде технологических, инфраструктурных и ресурсных ограничений, препятствующих эффективному развитию экономики. Государство может вмешиваться, чтобы развивать рынки, и регулирующая его роль должна быть адекватна.

Для успешной конкуренции с транснациональными компаниями проводятся формирование под эгидой государства системно-образующих казахстанских компаний, созданных для консолидации отечественного капитала внутри страны, обеспечение развития важнейших отраслей экономики и организации новых производств, а также сохранение присутствия государства в стратегических отраслях экономики. С этой целью созданы такие холдинговые структуры, как национальные компании "КазМунайГаз", "Казахстан Engineering" и др. Степень государственного влияния в них будет зависеть от достижения ими устойчивой конкурентоспособности в мире, становления и укрепления национального капитала, способного осуществлять модернизацию и расширение производств.