logo search
Tema_3_Ochenka_wnechnetorgowogo_oborota

Внешнеторговый оборот на душу населения.

Страна

Показатель внешнеторгового оборота на душу населения (в $ тыс.)

1999 г.

2004 г.

Канада

20

22,3

Германия

15,5

23,8

Великобритания

13,5

18,9

Франция

12,8

17,5

Италия

10,1

11,4

США

9,0

9,9

Япония

8,2

9,2

Россия (2000 г.)

1,0

2,3

Понятия эффекта импорта (экспорта).

Бюджетная эффективность импорта - отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости.

Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта (net export effect) обычно обозначается как эффект Манделла—Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Im) увеличивается. В результате чистый экспорт (Хn) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой

Рассмотрим более подробно эффекты дохода и замещения.

Любое изменение условий торговли означает какое-либо движение экспортных или импортных цен. В результате доходы торгующей страны либо увеличиваются, если условия торговли улучшаются, либо сокращаются, если условия торговли ухудшаются. Изменение уровня доходов, в свою очередь, непосредственным образом влияет на уровень спроса, в том числе и на импортные товары.

Предположим, что производство страной товаров 1 и 2 находится в точке Е и страна импортирует товар 2 по относительной цене, показанной линией I. Потребление находится на кривой безразличия Y1 в точке А.

Происходит падение цены на импорт­ный товар 2, условия торговли улучша­ются (линии III или II), спрос на него возрастает, производство остается пре­жним, а потребление перемещается в точку В на более высокой кривой без­различия Y2. Движение спроса от А к В может быть разбито на две части:

АС — эффект замещения (substi­tution effect), когда спрос перемещается вверх по прежней кривой безразличия, показывая, что потребители готовы за­местить импортные товары местными или, наоборот, местные товары — им­портными;

СВ — эффект дохода (income ef­fect), когда спрос переходит на иную кривую безразличия, показывая, в какой степени рост реальных доходов отразил­ся на увеличении спроса на оба товара.

Эффект дохода находится под силь­ным влиянием как размеров торговли, так и цен, по которым она осуществляется. Если допустить, что производство находится в точке G, а не в точке Е, то есть размер импорта товара 2 в два раза больше, чем изначально, то при падении цены товара 2 и линия условий торговли (IV) пройдет еще выше, и новая кривая безразличия окажется еще выше, что бу­дет означать большее увеличение дохода.

Если рассмотреть влияние роста им­портных цен на спрос на импорт (что было предметом особой озабоченности развивающихся стран в 70-е гг.), то оно оказывается по трем направлениям: эффект замещения в потреблении — по возросшим ценам потребители будут покупать меньше импортных товаров, обходясь местными; эффект дохода — рост цен на импорт сократит реальные доходы потребителей и спрос на импор­тные товары; эффект производства — сокращение возможностей импортиро­вать по возросшим ценам приведет к переливу средств в местное производст­во импортозамещающих товаров.

Если спрос на импорт эластичный, то рост импортных цен, скажем, на 10% должен привести к большему падению импортного спроса — пусть на 15%. Стоимость единицы импорта стала выше, но стоимость импорта в целом (цена единицы, умноженная на их количество) — меньше, поскольку он сократился в большей степени, чем возросли цены. Поскольку импорт опла­чивается за счет средств, полученных от экспорта, при эластичности импортного спроса экспорт сократится. Если спрос на импорт неэластичный, то рост импор­тных цен, скажем, на 10% должен при­вести к меньшему падению импортного спроса — пусть на 5%. И стоимость еди­ницы импорта, и стоимость всего импор­та в целом оказываются значительно выше. Страна вынуждена экспортиро­вать больше товаров, чтобы финансиро­вать закупки по импорту.

Итак, для любой страны, участвую­щей в торговле, любое изменение эк­спортных или импортных цен означает изменение реального дохода. При росте цены на товар реальный доход страны увеличивается, если этот товар экспортируется, и уменьшается, если он импортируется. Воздействие междуна­родной торговли на доходы пропорцио­нально масштабам изменения цен и объ­емам торговли: чем больше скачки в ценах и чем больше объемы торговли, тем сильнее ее воздействие на доходы.