1. Ценовая политика на внешнем рынке.
Цена и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - это сложная экономическая категория, в которой пересекаются практически все основные проблемы развития экономики и общества в целом.
Согласно ст. 189 ХК Украины, цена - это форма денежного определения стоимости продукции (работ, услуг), реализуемых субъектами хозяйствования.
В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности путем лицензирования, квотирования, субсидирования экспорта и импорта.
Обострение конкуренции на мировом рынке заставляет государство ограничить импорт в страну товаров по ценам ниже мировых. Под мировой ценой понимается цена, по которой проводятся крупные коммерческие экспортно-импортные сделки в основных центрах мировой торговли с платежом в свободно конвертируемой валюте. Этим государство защищает также и местных производителей подобных товаров, так как при дешевом импорте в их деятельности вообще нет смысла. Государства вводят различные антидемпинговые пошлины, повышающие стоимость импорта, через свои антидемпинговые органы могут заставить экспортера повысить цену товара. От обвинений в демпинге страдает также государство экспортера, так как такие обвинения наносят ущерб репутации такого государства, как торгового партнера, и могут вызвать в разных странах введения ограничений на торговлю с ним. И в конечном счете, заниженные цены приводят к потере валютной выручки предприятия и препятствуют пополнению валютных запасов в стране. Поэтому страна экспортера обязана следить за уровнем экспортных цен. Например: в Российской федерации существует Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт Министерства экономики РФ, который публикует «Справочник цен мирового рынка» на сельскохозяйственные товары, лесоматериалы, химические товары, металлы и др. Для определения общего уровня цены планируемой продажи можно пользоваться ценами, публикуемыми в специальных и фирменных источниках информации, отражающих уровни мировых цен. Практически мировые цены это экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу и алюминий мировыми являются экспортные цены Канады; на пиломатериалы – экспортные цены Швеции; на каучук – цены Сингапурской биржи; на пушнину – цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов; на чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то в отношении готовый изделий и оборудования решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определённые типы и виды изделий.
К публикуемым ценам относятся: биржевые котировки, цены аукционов, цены, приводимые в общих статистических справочниках, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.
К примеру, биржевые котировки - это цены товаров, являющихся объектом биржевой торговли, которые в основном отражают фактические сделки. Цены аукционов близки к котировкам бирж, поскольку отражают, как правило, реальные сделки. Цены предыдущих сделок - они применяются при наличии устойчивых связей между контрагентами и используются в случае относительной стабильности цен (прежде всего промышленное сырье, машины и оборудование).
На Украине при осуществлении экспортных и импортных операций непосредственно или через внешнеэкономического посредника в расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные (внешнеэкономические) цены, формирующиеся в соответствии с ценами и условиями мирового рынка. Регулирование внутреннего ценообразования на экспортную и импортную продукцию (услуги) осуществляется Кабинетом Министров Украины (Закон от 03.12.90 г. N 507-XII «О ценах и ценообразовании»).