logo search
02 Политика

Понятие, сущность, основные направления внешнеэкономической политики.

Традиционно в сфере международных экономических отношений различают два подхода к формированию внешнеэкономической политики: протекционизм и свободную торговлю. Политика свободной торговли соответствует космополитическому подходу к ведению международной торговли. Этот подход наиболее детально и научно был рассмотрен и изучен классиком политической экономии А. Смитом. Его концепция построена на основе теории стоимостного обмена и теории сравнительных преимуществ, она предполагает такую организацию мирового хозяйства, при которой определенный продукт производится в тех странах, где складываются наиболее благоприятные с точки зрения наличия ресурсов (трудовых, материально-сырьевых) и климатических условий предпосылки.

Такая модель существования мирового хозяйства возможна лишь при условии, что все нации на Земле составляют единое сообщество, живущее в постоянном мире. Однако в реальной жизни население Земли разделено на государства, религиозные и социо-культурные сообщества, находящиеся на разных уровнях технического и культурного развития и имеющих разные интересы и приоритеты развития, часто противоречащие интересам и приоритетам других геополитических, культурных, религиозных образований.

С критикой гипотетической политэкономии А. Смита в середине XIX века выступил немецкий экономист Ф. Лист, противопоставивший космополитической экономии Смита национальную политэкономию, которая учит тому, как конкретная нация может сохранить и улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях. Свободу торговли Ф. Лист охарактеризовал как «орудие доминирующей экономики против экономик менее развитых стран, препятствующее им создать конкурентоспособную промышленность» 1, 120. Логическим отображением данной теории на практике стала необходимость целенаправленной внутренней политики государства в создании внешних оградительных барьеров для стран, позднее вступивших на путь индустриализации.

В действительности ни одно государство не придерживается так называемой космополитической политики: любая политика проводится в соответствии с национальными интересами, разумеется, субъективно понятыми и выраженными политическими группами, стоящими у власти в конкретный исторический период. Проблема заключается в различии самих интересов: интересам одних государств отвечает политика свободы торговли, других – протекционизма. Мировой опыт свидетельствует, что степень контролируемости торговли с другими странами обычно обратно пропорциональна уровню дохода на душу населения. Чем выше уровень эффективности экономики и, соответственно, доходов, тем меньше у страны оснований прибегать к протекционизму, тем ниже уровень тарифных и нетарифных торговых барьеров.

Если в развивающихся странах протекционизм, как принято считать, предназначен для защиты «молодых» отраслей, то с экономической точки зрения оправдания протекционизму в развитых государствах не существует. Он определяется политической силой заинтересованных в нем групп, в которые входят владельцы предприятий и профсоюзы. В развитых странах протекционистская политика защищает не «молодые» отрасли, а, напротив, стареющие, которые теряют свою конкурентоспособность по отношению к соперникам, наступающим из-за рубежа. В этом случае имеет место ситуация, когда какие-либо капиталовложения в совершенствование технологии стареющей отрасли нецелесообразны по причине постепенного отказа от использования продукта такой отрасли с последующей полной его заменой качественно новыми видами сырья, материалов, комплектующих, способов (например, продукция черной металлургии). Однако существует, пусть и имеющий тенденцию к сужению, спрос на такой продукт. Существуют основные фонды, пригодные к производству этого продукта. Существуют трудовые ресурсы соответствующей квалификации, способные, желающие и вынужденные трудиться над его производством, - вынужденные, поскольку в один момент, когда прекратится спрос на их труд в старой отрасли, не возникнет в том же объеме спрос на рабочую силу данной квалификации в другой отрасли в пределах этой же территории на прежних условиях. Альтернативный импорт из менее развитой страны имеет тот же качественный уровень, при этом он на несколько порядков дешевле из-за низкой стоимости рабочей силы, а также из-за прочих выгод, связанных с налоговыми, таможенными льготами экспортерам в стране происхождения товара, возможностью получить «живую» валюту и т. п. Таким образом, исход конкурентной борьбы в подобной ситуации будет в пользу дешевого импорта. Будет введена защита или нет, зависит от значения данной отрасли для экономики страны и от политической силы заинтересованных кругов. Ведущую роль здесь играет сила профсоюзов, действующих в этих отраслях. Поэтому основным побудительным мотивом протекционизма развитых стран является стремление государства смягчить социальные издержки структурной перестройки экономики.

В Украине дискуссии о пользе и вреде протекционизма и свободы торговли развернулись с обретением независимости в 1991 году. Значительную часть аргументации и по сей день составляют взаимные обвинения оппонентов в «прислуживании» интересам, соответственно отечественных и зарубежных монополий. В какой-то мере подобные обвинения отражают действительное положение дел, поскольку любое решение в сфере торговой политики так или иначе затрагивает интересы всех участников экономических отношений.

В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако и это утверждение верно только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства в некоторых странах принимает такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые подтверждали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.

Экономический национализм часто используется как предлог для защиты неэффективных и не способных противостоять международной конкуренции производств. В таких случаях обществу приходится расплачиваться за защиту низкой производительности, слабости и коррупции, а выгоду получают только группы, заинтересованные в такой политике.

Ориентация внешнеэкономической стратегии на свободу торговли или протекционизм зависят от их относительной выгодности для влиятельных политических групп данной страны. Представители конкурентоспособных предприятий ратуют за свободу торговли, поскольку она обеспечивает им доступ к зарубежным ресурсам. Владельцы и руководители менее конкурентоспособных предприятий, напротив, стремятся с помощью торговых ограничений создать благоприятные условия для роста и укрепления своих фирм.

Не существует особой технологии для выработки и проведения единой политической линии в области регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования на всех уровнях. В процессе формирования политических установок и определения способов их воплощения в жизнь помимо стандартного набора управленческих действий в процессе выработки внешнеэкономической политики принимаются во внимание многие другие факторы: социологические, идеологические, религиозные, ментальные, в конце концов, субъективные ориентации личности или группы лиц, от которых зависит принятие принципиальных решений. Ниже, в параграфе 1.3. мы приведем наиболее интересные примеры политических решений в области внешнеэкономической деятельности за рубежом, а во второй главе проанализируем ход экономических реформ в Украине и некоторые результаты проводимой внешнеэкономической политики.

Общим ключевым моментом в формировании внешнеэкономической политики для любого государства является, или, во всяком случае, должна являться концепция экономической безопасности государства.

Под экономической безопасностью государства понимается «такое состояние его экономики, которое удовлетворяет на определенном конкурентном уровне потребности собственного населения и государства, позволяет сохранять устойчивость (адаптироваться) к действиям внутренних и внешних угроз, а также обеспечивает способность экономической системы к расширенному воспроизводству» 10, 16. Экономическая безопасность – это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается стабильность и существование, оптимальные условия для развития производительных сил, функционирования и прогресса самого государства.

Если речь идет о влиянии как внутренних, так и внешних факторов на экономическую безопасность государства, то под экономической безопасностью можно понимать такое состояние экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, иммунитетом к влиянию внутренних и внешних факторов, которые нарушают функционирование процесса общественного воспроизводства, что подрывает достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывает повышенное социальное напряжение в обществе, а также угрозу существования самого государства.

Степень экономической безопасности характеризуется такими показателями, как ресурсный потенциал и возможности его развития; уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда, его соответствие уровню наиболее развитых стран, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; суверенитет, независимость и возможности противостояния внешним угрозам; социальная стабильность и условия предупреждения и решения социальных конфликтов.

Выделяют следующие показатели экономической безопасности:

  1. Способность экономики обеспечить процесс расширенного воспроизводства и, особенно, обеспечения национального производства стратегическими ресурсами собственного производства, уменьшение зависимости от импорта минерально-сырьевых ресурсов. Это возможно за счет развития научно-технического потенциала и развития производства импортозамещающей продукции.

  2. Наличие рациональной структуры внешнеэкономического оборота.

  3. Внешний и внутренний долги государства не должны достигать критически опасного уровня и иметь тенденцию к сокращению.

  4. Масштабная поддержка отечественного научно-технического потенциала с целью обеспечения технологической независимости страны.

  5. Устойчивая финансово-бюджетная и банковская система, которая является основой создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

  6. Обеспечение оптимального баланса уровней жизни различных слоев населения во избежание социальных конфликтов и других негативных явлений.

  7. Наличие экономических и правовых условий, которые исключают криминализацию общества и национального хозяйства.

Разработка проблем экономической безопасности, определения параметров состояния экономики, которые обеспечили бы ее стабильность, должна стать основой для формирования стратегии экономического развития в целом и внешнеэкономической политики в частности.

Важным моментом в вопросе выработки внешнеэкономической политики является определение масштабов вовлечения национальной экономики в систему мирового хозяйства.

Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две крайние модели стратегии развития: внешне- и внутреннеориентированную. Внешнеориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как расширение возможностей для комбинирования ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции, уровня квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию. Кроме того, некоторые страны выбирают экспортоориентированный вариант развития, следуя рекомендациям международных организаций, таких как МВФ, ЕБРР и др., предоставляющих им дополнительные финансовые средства.

Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что происходит сейчас в Украине, когда предприятия, получившие доступ на внешний рынок, используют такие схемы расчетов, при которых валютная выручка остается в иностранных банках, не внося никакого вклада в экономическое развитие страны. Более того, эти деньги становятся кредитным ресурсом для той страны, в которой они остаются, тем самым стимулируют развитие экономики этой страны, и косвенно способствуют отставанию в развитии своего государства. Таким образом, условием эффективного использования экспорта как локомотива экономики является благоприятный инвестиционный климат внутри страны, сочетающийся (особенно на начальном этапе, когда одного стимулирования недостаточно) с мерами, ограничивающими отток капиталов.

Что же касается внутреннеориентированной, или диссоциативной, модели, то следует отметить, что на практике трудно найти примеры ее безусловного воплощения. Они настолько редки, что представляют собой интерес скорее как аномалии. В качестве примеров можно привести Албанию, королевство Бутан. Но и в этих примерах речь может идти не просто о диссоциации, а о частичной диссоциации, когда имеет место в первом случае идеологическая, а во втором – культурно-религиозная закрытость страны для иностранцев, не говоря уже об их коммерческих интересах.

Описанные в этом параграфе вопросы являются общими при выработке внешнеэкономической политики большинства государств мира. Любые внешнеполитические установки обусловлены, прежде всего, теми задачами расширенного производства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства. В заключение рассмотрения вопроса о понятии, сущности и природе внешнеэкономической политики можно сказать, что главной задачей проводимой внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны.