logo search
шпоры мои

36. Государственное регулирование вэд и его основные инструменты

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

Цели государственного регулирования ВЭД:

1. защита экономического суверенитета, регулирование должно быть направлено на стимуляцию ВЭД

2. обеспечение экономической безопасности государства

3. стимулирование продвижения товаров, происходящих из данной страны, на мировой рынок

4. обеспечение условий эффективной интеграции экономики страны в мировую экономику

Принципы государственного регулирования ВЭД представляют собой нормативно-руководящие начала в механизме государственного регулирования ВЭД. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Здесь формируется судебно-административная практика, создаются нормативные акты.

1. общие принципы:

- уважение прав и свобод человека, гуманизм

- уважение законности, федерализма

- юридическое равенство и судебная зашита субъективных прав и свобод

2. специальные:

-единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики

-единство системы государственного регулирования ВЭД и контроль за его осуществлением

-единство политики экспортного контроля в целях реализации задач государства, в целях государственной экономики

-единство таможенной территории государства

-равенство участников ВЭД и их недискриминация

-защита государством прав и законных интересов участников ВЭД

-исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба экономике, участникам ВЭД, уничтожение административных барьеров

-принцип приоритета экономических мер государственного регулирования ВЭД.

Инструменты государственного регулирования:

1. таможенно-тарифные инструменты (импортные и экспортные тарифы)

2. паратарифные (околотарифные):

-внутренние налоги (НДС)

-акцизы

3. валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, предоставление государственных кредитов за рубеж)

4. применяемые в странах ВТО антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины

5. государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами и услугами

6. установление технических барьеров (контроль импортных поставок на предмет из соответствия национальным стандартам безопасности и качества)

7. квотирование внешнеторговых операций (прямое стоимостное или количественное ограничение экспорта и импорта)

8. лицензирование (предполагает выдачу уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти разрешения – лицензии, на совершение экспортно-импортных операций)

9. эмбарго

10. импортные депозиты

37. Внешнеэкономическая политика государства. Понятие и сущность.

Внешнеэкономическая политика регулирует ВЭД, (международная купля-продажа товаров и услуг, перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.) Внешнеэкономическая политика в качестве своего арсенала инструментов использует торгово-политический механизм.

Основными составляющими внешнеэкономической политики РФявл.:

внешнеторговая политика (ВТП), которая включает в себя экспортную и импортную политику

политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом

валютная политика

Под внешнеторговой политикой обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами.

Главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри самой страны. На формирование внешнеторговой политики влияют такие процессы, происходящие в мировой экономике и МЭО, как:

быстрая интернационализация производства и капитала, развивающаяся под влиянием НТР и на основе углубления МРТ, что приводит к дальнейшему расширению торгово-экономических связей между государствами, росте числа и резком увеличении сферы деятельности ТНК, в конечном счете - усилении взаимозависимости государств

обострение конкурентной борьбы на мировом рынке

возросшее неравновесие платежных балансов

Все эти причины порождают постоянное взаимодействие в современной внешнеторговой политике двух тенденций: протекционизма и либерализации.

Протекционизм - политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Фритредерство - это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Внешнеэкономическая политика в России способствовала достижению следующих результатов на сегодняшний день. Во ВЭП важны и результаты функционирования ФТС России, количество средств (таможенных платежей), поступающих в госбюджет от таможенных органов. Под влиянием кризиса уменьшилось количество пересекающих границу людей, транспортных средств, экспортируемых и импортируемых товаров, а соответственно и пошлин, собираемых таможенными органами. Но, несмотря на это более 1/3 поступлений в госбюджет перечислено именно ФТС России.

Таким образом, можно сказать, что ВЭП на сегодняшний день имеет для России, как и для всех стран мира, важнейшее значения для дальнейшего развития экономики государства и вхождения его в мировую систему экономических отношений.