logo search
02 Политика

Основные инструменты проведения внешнеэкономической политики.

Существующий ныне у большинства государств и экономических союзов обширный арсенал инструментов проведения внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономическую политику других государств.

Под инструментарием внешнеэкономической политики понимается целенаправленная разработка величин и параметров, использующихся в практике управления национальным хозяйством средств и методов регулирования внешнеэкономической деятельности вообще и внешней торговли как основного ее блока в частности.

Регулирование внешней торговли осуществляется на двух уровнях –международном и национальном, или же на трех уровнях – международном, национальном и региональном, - в случае, если регион имеет особый экономический или политический статус.

Методы регулирования внешней торговли на национальном уровне в международных классификациях обычно делятся на следующие 8 категорий 14, 6:

  1. Тарифные методы. Импортный таможенный тариф – это систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами, являющийся центральным инструментом таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Вместе с внутренней налоговой системой импортный тариф регулирует экономический климат в стране. Основа тарифа – его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной цены ввозимых товаров и взимания пошлин, механизм введения, изменения или отмены пошлин, правила, определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти. Активная часть импортного таможенного тарифа – ставки таможенных пошлин, являющиеся налогом на право ввоза иностранного товара.

  2. Паратарифные методы. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров. Это различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.

  3. Меры контроля над ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Это понятие включает антидемпинговые меры, предусматривающие борьбу с занижением цены экспортного товара, и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

  4. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться особые правила совершения валютных операций, использоваться различные способы воздействия на динамику валютных курсов, применяться некоторые принудительные процедуры, например обязательная продажа части валютной выручки, устанавливаться сроки поступления валютной выручки от внешнеторговых сделок.

  5. Количественный контроль. Количественный контроль предполагает установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование).

  6. Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными видами товаров вообще или на внешнюю торговлю ими. Такими товарами являются средства вооружения, ядерные реакторы, космические технологии и т. п.

  7. Лицензирование. Для ввоза (вывоза) некоторых категорий товаров требуется получение специального разрешительного документа – лицензии. Лицензирование при этом выполняет еще и функцию мониторинга за торговлей этими товарами. Такое наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных в случае необходимости. Лицензирование применяется в отношении товаров, стоящих в списке сразу после стратегических и имеющих прогнозируемую в случае необходимости возможность перейти в разряд стратегических.

  8. Установление технических барьеров. Установление технических барьеров предполагает проведение контроля импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности и качества, и включает в себя радиологический, ветеринарный, санитарно-эпидемиологичесий, бактериологический, эргономический контроль, тестирование в органах стандартизации, метрологии и сертификации. Следует отметить, что некоторые товары не могут использоваться, продаваться, следовать транзитом через страну без получения соответствующих удостоверений и разрешений компетентных органов.

Важнейшая особенность развития национальных систем регулирования внешней торговли во всем мире – это высокая правовая обеспеченность. Как правило, государственное регулирование внешней торговли опирается на законы, устанавливающие пределы действий исполнительной власти, а также права и обязанности субъектов внешнеэкономической деятельности. Эта особенность современного правового государства создает необходимую предсказуемость, гласность и стабильность правового климата в сфере внешней торговли.

Другая не менее важная особенность развития торгово-политического регулирования – это своеобразная унификация правовых, административных, организационно-технических систем регулирования внешней торговли различных государств, международная совместимость практики и единообразия в понимании и трактовке терминов. Примером унифицированной системы терминов является сборник толкования торговых терминов Incoterms-1990, 2000, изданные Международной торговой палатой и применяемый повсеместно, даже при оформлении внутренних торговых сделок.

Регулирование внешней торговли на международном уровне осуществляется конкретными нормами межгосударственных соглашений, а также всемирными экономическими организациями, такими как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд.

Эволюция государственной поддержки предпринимателей в XX веке происходила и под воздействием мирового сообщества, высту­павшего за создание условий для справедливой конкуренции на мировом рын­ке, С этой целью международные экономические организации стремились уси­лить дисциплину правительств в области поддержки национальных товаро­производителей, влияющей на развитие международной торговли, установить разумные рамки и ограничить применение некоторых мер, наносящих наи­больший ущерб торговле.

Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах, когда односторонние протекционистские действия правительств резко сузили возможности мировой торговли. После второй мировой войны в Женеве были проведены специальные переговоры, посвященные вопросам тарифов, в результате которых было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле. По итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993), проходивших в рамках ГАТТ, была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

Исходной посылкой, на которой строится договорно-правовая система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечить экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеторговой сферы. Для достижения этих целей требуется соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе генерального соглашения:

Статья XII ("Ограничения в целях обеспечения равновесия платеж­ного баланса") предусматривает возможность для страны-члена ГАТТ ограни­чивать импорт товара по количеству или стоимости "в целях обеспечения сво­его внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса" с постепенным ослаблением ограничений по мере улучшения положения и отмены, когда условия уже больше не будут оправдывать их установление или сохра­нение.

Таким образом, формулировки этой статьи имеют двойственный харак­тер. С одной стороны, стране-члену ГАТТ разрешается ограничивать импорт товара для обеспечения равновесия своего платежного баланса. Однако, с другой стороны, требуется постепенное ослабление введенных ограничений по мере улучшения финансового положения страны и их последующая отмена.