logo search
Международные организации вопросы

Организация деятельности Лондонского клуба

Интересы банков-кредиторов в Лондонском клубе представляет банковский консультативный комитет (БКК), в котором представлены те банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства.

В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.

Благодаря опыту работы Банковских консультативных комитетов они стали достаточно компетентными органами для детальной оценки экономической ситуации страны-заёмщика и построения схемы рефинансирования долга.

29.

30.

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.

Изначально в ГАТТ входили 23 страны – почти половина из ранее подписавших “черновой”, предварительный устав ITO, являвшейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но также и содержал правила в отношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса, международных капиталовложений и услуг. Чтобы дать толчок к либерализации торговли после Второй мировой войны и исключить преобладание протекционистских мер над либеральными в мировой торговле, в 1946г. были открыты тарифные переговоры между 23-мя странами, т. н. "договаривающимися сторонами", в дальнейшем объединившими в ГАТТ.

Функциями ГАТТ являлись:

воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; выполнение функций форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми; урегулирование споров.

Таким образом, целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Работа ГАТТ, предусматривает выполнение следующих принципов:

торговля без дискриминаций; защита посредством таможенных пошлин; стабильная основа для торговли путем замораживания таможенных ставок; поощрение справедливой конкуренции; количественные ограничения на импорт консультации и разрешение споров; региональные торговые соглашения; льготный режим для развивающихся стран.

Система ГАТТ развивалась с помощью проведения торговых соглашений (т. н. “раундов”).

Первый раунд переговоров закончился, сорока пятью тысячами тарифных уступок, на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что являлось приблизительно пятой частью объема мировой торговли. Было также оговорено, что значение этих уступок должно быть защищено временным принятием некоторых из торговых правил из проекта устава ITO. Принятые тогда тарифные уступки и правила стали известны как Общее Соглашение по Тарифам и Торговле, вступившее в силу в январе 1948.

Несмотря на временный характер, ГАТТ остался единственным инструментом, управляющим международной торговлей с 1948 по 1995 год, когда было учреждено ВТО. Однако, за 47 лет базисный устав ГАТТ остался во многом таким, каким он был в 1948, хотя и имелись направленные на уменьшение тарифов добавления в форме “добровольных соглашений”, установленных относительным большинством голосов. Первые раунды касались снижения тарифов, но более поздние соглашения были посвящены таким вопросам, как антидемпинговые и нетарифные меры.

Токийский раунд (1973-1979) – был первой попыткой изменить ГАТТ, поскольку за 30 лет международная торговля во многом изменилась.

Скромные достижения Токийского раунда, если говорить о других вопросах помимо снижения тарифов, предвещали трудные времена. Снижение тарифов до очень низкого уровня благодаря усилиям ГАТТ, а также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятых годов заставили правительства прибегнуть к новым формам защиты тех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранные конкуренты. Высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать "гонку субсидий", чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТ и его эффективность.

Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли в начале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в сороковые годы. Во-первых, мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не мог похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазейки, существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов, а также в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.

Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Так началсяУругвайский раунд (1986-1994).

К концу раунда в нем участвовало 125 стран. Это самое крупное торговое соглашение в мире, касающееся практически всех групп товаров.

· Основные отличительные черты нового соглашения тарифы: между странами-участницами ГАТТ достигнута договоренность о снижении импортных таможенных пошлин в среднем на 36% на текстильные изделия, а также достигнута договоренность о постепенной отмене к 2005 г. системы импортных квот на текстильные изделия и предметы одежды, действовавшей на протяжении последних 20 лет, квоты должны быть заменены тарифами, которые со временем должны быть снижены.

· Сельское хозяйство: достигнута договоренность о сокращении к 2001 г. прямых экспортных субсидий на 36% по отношению к показателям, имевшим место в период между 1986 и 1990 г. г., а также о сокращении объемов экспорта субсидированных товаров. Также достигнуто соглашение о замене квот, импортных лицензий и др. ограничений на импорт, на таможенные тарифы, которые подлежат дальнейшему постепенному снижению.

· Услуги: достигнута договоренность о разработке основных правил с тем, чтобы гарантировать предприятиям и организациям сферы услуг предоставление тех же условий деятельности за рубежом, какие они имеют в своих странах. В некоторых областях сферы услуг переговоры продолжаются.

· Интеллектуальная собственность: достигнута договоренность об обеспечении защиты патентов, торговых марок и авторских прав и о введении в действие соответствующих законодательных и нормативных актов, а также об ограничении торговли поддельными произведениями творчества и поддельными изобретениями.

· Инвестиции: достигнута договоренность об отказе от применения мер, ограничивающих или принуждающих осуществлять некоторые виды инвестиций, о предоставлении "национального режима" иностранным инвесторам, а также об отмене квот и других ограничений.

· Субсидии: достигнута договоренность о повышении "предсказуемости" правил, регулирующих законное применение торговых субсидий, путем разделения всех субсидий на следующие три класса: запрещенные, дающие основание для принятия ответных мер, не дающие такого основания. Демпинг: достигнута договоренность о разработке более подробных правил, устанавливающих временные ограничения на импорт для защиты внутренней промышленности от наплыва недобросовестно продаваемой импортной продукции (т. е. мер по защите внутренних производителей). Страны-члены ГАТТ договорились, что вводимые ими меры по защите внутренней экономики не будут действовать в течении 8 лет. Кроме того, они договорились о введении запрета на применение так называемых мер серой сферы, т. е. добровольных мер по ограничению экспорта и других неформальных договоренностей, направленных на сокращение объема добросовестно продаваемой импортной продукции;

· Институционная структура: страны-члены ГАТТ договорились о создании Организации по международной торговле – постоянно действующей организации, которая должна заменить ГАТТ (которое, как первоначально предполагалось, должно было выполнять роль временной структуры), как более слабое учреждение.

· Разрешение споров: страны-члены ГАТТ договорились об усилении правил разрешения споров в рамках ГАТТ за счет включения в них положения, согласно которому страны могут заблокировать решения, выносимые экспертными группами ГАТТ, только в том случае, если эти решения не получат поддержку всех членов ГАТТ.

В некоторых соглашениях Уругвайского раунда закреплены положения, конкретно учитывающие особую ситуацию стран с переходной экономикой. Так, в статье XXIX Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам предусмотрены позитивные и гибкие положения для тех подписывающих его сторон, которые "находятся в процессе перехода от централизованного планирования к рыночной экономике свободного предпринимательства", позволяющие им прибегать к программам и мерам, необходимым для проведения преобразований в течение переходного периода (включая в принципе запрещенные виды субсидий). Уругвайский раунд закончился созданием ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т. н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.