Эволюция союза сша с Японией
Особенностью союза США с Японией остается несимметричность взаимных обязательств сторон по договору безопасности. Поскольку ст. 9 Конституции Японии 1947г. закрепляет отказ этой страны «на вечные времена» от использования силы для решения международных споров, договор предусматривает защиту Соединенными Штатами Японии, но не обязывает Японию защищать США. На основании договора в Японии размещено 52 военных объекта США. Далеко не все они являются военными базами. Среди них следует назвать важнейшие - военно-морскую базу в Иокосука и военно-воздушную в Кадэна на о. Окинава. Причем из-за протестов местного населения с 1996 г. представители Японии и США ведут переговоры относительно свертывания последней. В Японии дислоцировано около 45 тыс. американских военнослужащих.
Занимая второе место в мире по размерам экономической мощи, Япония с середины 70-х годов удерживает военные расходы на уровне около 1% ВНП. По этому показателю она уступает всем индустриальным странам мира. Однако по абсолютным цифрам затрат на оборону страна занимает шестое место в мировой иерархии. По оценкам специалистов, по совокупной военной мощи Япония находится на пятом-шестом месте в мире. Япония продолжает соблюдать добровольно принятые ею в 1971 г. по решению парламента три безъядерных принципа - не производить, не иметь и не ввозить ядерное оружие, хотя в случае принятия соответствующего политического решения Япония в состоянии создать ядерное оружие в короткие сроки. Остаются в силе планы участия японских сил самообороны в блокировании в чрезвычайных ситуациях трех международных проливов - Лаперуза, Сангарского и Корейского, от свободы судоходства в которых зависит возможность выхода кораблей российского Тихоокеанского флота в открытый океан с баз на побережье Японского и Охотского морей.
Вследствие конституционных ограничений японские силы самообороны с окончания Второй мировой войны и до начала 90-х годов ни разу не отправлялись за рубеж. Только в августе 1992 г. под влиянием событий в Персидском заливе и под давлением США и их союзников по НАТО японский парламент после острой политической борьбы принял закон, разрешающий посылку японских военных за пределы страны, но только для участия в миротворческих операциях ООН. В 1992 и 1993 гг. японские миротворческие контингенты действительно направлялись в Камбоджу и Мозамбик.
Основной проблемой японо-американских отношений является будущее японо-американского договора и союза. В США существует коалиция сил, которые считают, что Япония экономит на обороне и за счет этого повышает конкурентоспособность в отношениях с США. Делается вывод о том, что японские экономические успехи достигаются за счет Соединенных Штатов, несущих бремя расходов по обеспечению безопасности региона. Выдвигается требование заставить Японию принять на себя большую долю ответственности за обеспечение национальной и региональной безопасности. Если японское правительство двинется по этому пути, создание мощных и независимых вооруженных сил в Японии - вопрос времени.
Другая группа американских политиков указывает, что контроль над японской военной и внешней политикой - достаточная плата за те расходы, которые США несут по выполнению своих обязательств перед Японией. Сторонники этой точки зрения считают, что полностью независимая в военном отношении Япония может представлять собой серьезный вызов не только для своих соседей, но и для самих США.
Дискуссия о целесообразности сохранения договора с США идет и в Японии, где мощные силы выступают за пересмотр договора, хотя и не отказываются от принципа сохранения в той или иной форме союзнических отношений с США. Во второй половине 90-х годов на уровне экспертов была прорисована компромиссная формула ревизии японо-американских отношений: союз должен быть сохранен, но следует пересмотреть договор и устранить асимметрию взаимных обязательств. Вместо нынешнего договора должен быть подписан новый, который закрепит японо-американское партнерство на условиях, больше соответствующих новым возможностям Японии и ситуации в АТР.
В апреле 1996 г. во время очередного визита президента США Б. Клинтона в Японию была подписана японо-американская Декларация по вопросам безопасности. Стороны подтвердили свою приверженность сотрудничеству на базе договора безопасности. Особо было оговорено, что Япония принимает на себя обязательство оказывать организационную поддержку США во время проведения совместных военных учений и в случае участия американских вооруженных сил в миротворческих операциях.
В сентябре 1997г. в Нью-Йорке был подписан документ «Основные направления сотрудничества Японии и США в области обороны», в котором регламентируются двусторонние связи в военной области. В этом документе содержится расширительная интерпретация сферы действия японо-американского договора 1961 г. Если исходно договор был рассчитан на взаимодействие двух стран в случае возникновения угрозы стабильности непосредственно в регионе Дальнего Востока, то теперь за Японией закреплено обязательство оказывать поддержку Соединенным Штатам в случае возникновения угрожающих ситуаций в «районах, окружающих Японию», четкие географические границы которых не обозначаются. Такого рода расширительные трактовки - не новость. В 60-х и 70-х годах японские официальные лица уже заявляли о принципиальной применимости положений «договора безопасности» к зоне прохождения главных морских путей от Ближнего Востока до Японии и непосредственно к зоне Ближнего Востока. Но соглашение 1997 г. - первый случай жесткой фиксации такой трактовки в международно-правовом порядке. Это может служить основанием для более активной роли Японии в поддержке американской военной стратегии во всем мире, хотя Конституция Японии по-прежнему ограничивает военную мощь Токио, и без изменения Основного закона японские «силы самообороны» и далее не смогут оказывать США прямую помощь вооруженным путем.
- Современные международные отношения
- Редакционный совет:
- Авторский коллектив:
- Раздел I. Современная система международных отношений 6
- Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154
- Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250
- Введение
- РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
- Новая политическая карта мира
- Глобальная демократическая волна
- Глобальный экономический организм
- Новые параметры военной безопасности
- Космополитизация мировой политики
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации
- Становление системы мировых производительных сил
- Тенденции и противоречия мирового экономического развития
- Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях
- Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
- Стратегический паритет и контроль над вооружениями
- Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Общемировые проблемы
- Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
- Новые вызовы
- Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
- Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
- Рекомендованная литература
- Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций
- Организация Объединенных Наций (оон)13
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)
- Организация Североатлантического договора (нато)
- Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)
- Совет Европы
- Содружество Независимых Государств (снг)
- Другие региональные структуры
- Рекомендованная литература
- Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
- Рекомендованная литература
- Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны
- Альтернативные концепции
- Контуры новой глобальной стратегии
- Мир по-американски?
- Рекомендованная литература
- Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе
- Поиск механизмов управления ситуацией
- Основные дилеммы формирования новой Европы
- Институционализация и преобразование сбсе в обсе
- Процессы трансформации в цве
- Европейский союз: углубление и расширение интеграции
- Нато: адаптация и расширение
- Основные контуры будущей системы отношений в Европе
- Институционализация отношений России с европейскими организациями
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии
- Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
- Экономическая составляющая региональных отношений
- Региональные экономические организации интеграционного типа
- Новая роль Китая
- Тайваньская проблема
- Тайваньский мини-кризис 1996 г.
- Решение проблемы Гонконга
- Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
- Эволюция союза сша с Японией
- Место Южной Кореи в региональной политике
- «Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
- Положение в Индокитае
- Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
- Монголия в региональной политике
- Политика России в регионе
- Отношения с Китаем
- Туманганский проект
- Российско-японские отношения
- Россия и положение в Корее
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Международные отношения в Южной Азии
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке
- Кувейтский кризис и война в Заливе
- Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
- Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Африка в современных международных отношениях
- Рекомендуемая литература
- РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации
- Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
- Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
- Внешняя политика и национальные интересы
- Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
- Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки
- Причины перемен
- Какой путь выберет Россия?
- Дипломатия России на рубеже веков
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг
- Распад ссср и образование снг
- Членство в снг
- Органы снг
- Порядок принятия решений в снг
- Основные этапы сотрудничества стран снг
- Организация экономического сотрудничества
- Многостороннее военно-политическое сотрудничество
- Политика Российской Федерации
- Состояние и перспективы снг
- Рекомендованная литература
- ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)
- 1989 Г.
- 1990 Г.
- 1991 Г.
- 1992 Г.
- 1993 Г.
- 1994 Г.
- 1995 Г.
- 1996 Г.
- 1997 Г.
- 1998 Г.
- 27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.
- 1999 Г.