«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
Как отмечалось, «перекрестное признание», которое имелось в виду при нормализации отношений СССР и КНР с Сеулом и принятии корейских государств в ООН, не получило завершения, т.к. Токио и Вашингтон на признание Пхеньяна не пошли. Проводившиеся в 1992 г. переговоры КНДР с Японией уперлись в жесткие, по мнению Японии, требования о компенсации северокорейской стороне за злодеяния японских властей в Корее в годы колониального господства.
Диалог с США зашел в тупик из-за разногласий сторон в вопросах американского военного присутствия на юге полуострова и оценки международного статуса Республики Корея: Север требовал вывода войск США и отказывался признавать Южную Корею полноправным субъектом международных отношений. Южнокорейские руководители рассматривались в Пхеньяне только в качестве лидеров тех или иных политических партий, а правительство в Сеуле считалось марионеточным. На этом основании северокорейское руководство отказывалось допустить Южную Корею к участию в переговорах об урегулировании и о замене действующего с 1953 г. соглашения о прекращении огня в Корее межгосударственным мирным договором. Пхеньян был готов вести переговоры только с США и только по вопросу о заключении мира. Вопросы отношений между Севером и Югом руководители КНДР считают внутрикорейским делом и не соглашаются с мнением США о том, что мирный договор и нормализация отношений КНДР и РК являются элементами комплексного урегулирования.
Для давления на Пхеньян США и Южная Корея решили в начале 1993 г. провести замороженные до того ежегодные совместные военные учения «Тим спирит». В ответ 12 марта 1993г. КНДР заявила о приостановке своего участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия, членом которого она являлась с 1985 г., и об отказе выполнять подписанное ранее (и в целом выполнявшееся) соглашение с МАГАТЭ о проведении инспекций на северокорейских ядерных объектах.
С начала 90-х годов зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств. Северокорейский реактор на АЭС в г. Йонбон считался главным объектом военного профиля, где, как предполагалось, вырабатывались соответствующие материалы. На этот объект иностранные инспектора не допускались. Между тем ЦРУ полагало, что КНДР накопила достаточно плутония для изготовления нескольких бомб.
США предложили КНДР провести переговоры в Нью-Йорке и Женеве, однако они не дали результатов. КНДР требовала навсегда прекратить маневры «Тим спирит», осуществить инспекции военных объектов США в Южной Корее на предмет наличия на них ядерного оружия и отменить ядерные гарантии для Южной Кореи со стороны Соединенных Штатов. США и Южная Корея попытались оказать давление на Пхеньян посредством угрозы санкций ООН. Но Китай уведомил США о намерении выступить против санкций. Одновременно КНР пыталась убедить КНДР согласиться с требованием МАГАТЭ о проведении инспекции. Пхеньян отказывался. Обстановка стала настолько напряженной, что весной - в начале лета 1994 г. в США всерьез обсуждался вопрос о нанесении ударов по ядерным объектам КНДР с целью помешать осуществлению северокорейской ядерной программы. Лишь благодаря возражениям ряда стран и либерального крыла американского истэблишмента реализация этого решения была отложена.
8 июля 1994 г. умер Ким Ир Сен. Это событие разрядило обстановку. В августе 1994г. в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии сроком на пять лет. КНДР согласилась заморозить осуществление своей ядерной программы и возобновить членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия. США обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против КНДР, а Северная Корея - принять меры для осуществления условий
Декларации о создании безъядерной зоны на Юге и возобновить для этих целей диалог с Югом.
Соединенные Штаты взяли на себя обеспечение поставки в Северную Корею двух современных ядерных реакторов, эксплуатация которых не позволяет извлекать материалы, пригодные для производства взрывных устройств. Одновременно США согласились снабжать КНДР нефтью для компенсации нехватки электроэнергии, которая возникла в связи с замораживанием работы северокорейского атомного реактора. Стороны договорились об открытии миссий связи и о поэтапной отмене американских запретительных мер на торговлю с КНДР и инвестиции в северокорейскую экономику.
Для регулирования практических вопросов сотрудничества в оказании помощи КНДР в мирном использовании ядерной энергии была сформирована международная компания КЕДО (KoreaEnergyDevelopmentOrganization). В ее функции входит решение вопросов технического обеспечения проекта, его финансирования и оперативного управления. Фактически, но неофициально КЕДО работает как единственный в регионе переговорный институт по вопросам контроля над ядерными вооружениями.
В апреле 1996 г. президенты Южной Кореи и США выступили с идеей проведения четырехсторонней конференция по урегулированию ситуации в Корее с участием двух корейских государств, США и КНР. Российская Федерация настаивает на необходимости проведения многостороннего диалога по Корее в более широком составе и при ее участии. С 1997 г. КНДР согласилась на участие в переговорах о проведении конференции по американо-южнокорейской формуле.
- Современные международные отношения
- Редакционный совет:
- Авторский коллектив:
- Раздел I. Современная система международных отношений 6
- Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154
- Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250
- Введение
- РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
- Новая политическая карта мира
- Глобальная демократическая волна
- Глобальный экономический организм
- Новые параметры военной безопасности
- Космополитизация мировой политики
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации
- Становление системы мировых производительных сил
- Тенденции и противоречия мирового экономического развития
- Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях
- Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
- Стратегический паритет и контроль над вооружениями
- Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Общемировые проблемы
- Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
- Новые вызовы
- Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
- Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
- Рекомендованная литература
- Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций
- Организация Объединенных Наций (оон)13
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)
- Организация Североатлантического договора (нато)
- Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)
- Совет Европы
- Содружество Независимых Государств (снг)
- Другие региональные структуры
- Рекомендованная литература
- Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
- Рекомендованная литература
- Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны
- Альтернативные концепции
- Контуры новой глобальной стратегии
- Мир по-американски?
- Рекомендованная литература
- Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе
- Поиск механизмов управления ситуацией
- Основные дилеммы формирования новой Европы
- Институционализация и преобразование сбсе в обсе
- Процессы трансформации в цве
- Европейский союз: углубление и расширение интеграции
- Нато: адаптация и расширение
- Основные контуры будущей системы отношений в Европе
- Институционализация отношений России с европейскими организациями
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии
- Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
- Экономическая составляющая региональных отношений
- Региональные экономические организации интеграционного типа
- Новая роль Китая
- Тайваньская проблема
- Тайваньский мини-кризис 1996 г.
- Решение проблемы Гонконга
- Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
- Эволюция союза сша с Японией
- Место Южной Кореи в региональной политике
- «Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
- Положение в Индокитае
- Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
- Монголия в региональной политике
- Политика России в регионе
- Отношения с Китаем
- Туманганский проект
- Российско-японские отношения
- Россия и положение в Корее
- Рекомендованная литература
- Глава 4. Международные отношения в Южной Азии
- Рекомендованная литература
- Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке
- Кувейтский кризис и война в Заливе
- Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
- Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке
- Рекомендованная литература
- Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях
- Рекомендованная литература
- Глава 7. Африка в современных международных отношениях
- Рекомендуемая литература
- РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации
- Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
- Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
- Внешняя политика и национальные интересы
- Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
- Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования
- Рекомендованная литература
- Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки
- Причины перемен
- Какой путь выберет Россия?
- Дипломатия России на рубеже веков
- Рекомендованная литература
- Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг
- Распад ссср и образование снг
- Членство в снг
- Органы снг
- Порядок принятия решений в снг
- Основные этапы сотрудничества стран снг
- Организация экономического сотрудничества
- Многостороннее военно-политическое сотрудничество
- Политика Российской Федерации
- Состояние и перспективы снг
- Рекомендованная литература
- ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)
- 1989 Г.
- 1990 Г.
- 1991 Г.
- 1992 Г.
- 1993 Г.
- 1994 Г.
- 1995 Г.
- 1996 Г.
- 1997 Г.
- 1998 Г.
- 27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.
- 1999 Г.