logo search

Государство в рыночной экономике.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Государство в рыночной экономике

6. 1. Назвать особенности государственного вмешательства в экономику рыночного типа, смешанную и центрально управляемую.

6. 2. Отменяет ли государственное регулирование действие рыночного механизма?

6. 3. Перечислить задачи государственного регулирования.

6. 4. Назвать экономические средства государственного ре­гулирования.

По данным государственных органов производство цветных телевизоров в стране может составить 10 млн шт. Прогнозируемый спрос на телевизоры - 8 млн шт. Средняя цена цветного телевизора 1000 дол. Норма прибыли в отрасли 25 %. Налог на прибыль 25 %.

Определить, как государство через налоговую политику может стимулировать снижение возможного производства цветных телевизоров на 2 млн шт. и привести рынок цветных телевизоров в состояние равновесия. (Повышение налогов на 1 % ведет к снижению капитальных вложений в производство на 1 %.)

Рассчитать:

а) издержки производства и прибыль при производстве одного цветного телевизора;

б) избыток ожидаемых инвестиций в производство цветных телеви­зоров;

в) налоговые поступления в бюджет при производстве 10 и 8 млн телевизоров.

6.5. Сопоставить модели кругооборота дохода, ресурсов и продукта в условиях чисто рыночной системы и с учетом государствен­ного сектора и показать, какие правительственные акции направлены на "исправление дефектов" распределения доходов чисто рыночной системы, какие еще недостатки чисто рыночной системы нейтрализуются с помощью государственного вмешательства?

6.6. Важнейшей задачей правительства является снижение уровней безработицы и инфляции.

Какие из нижеперечисленных мер воздействуют на уровень безработицы и какие - на уровень инфляции:

а) увеличение правительственных расходов;

б) сокращение налогов;

в) введение новых налогов;

г) свертывание государственных социальных программ?

Существует ли противоречие целей при их осуществлении?

6.7. Допустим, равновесный уровень чистого национального продукта (ЧНП) установился на уровне 100 ед., что на 20 ед. меньше уровня полной занятости.

1. Объяснить, какова могла бы быть экономическая политика правительства для ликвидации безработицы. Показать на графике, как ликвидируется в данном случае "разрыв безработицы".

2. Проанализировать аналогичную ситуацию для ликвидации "разрыва инфляции".

Налоги

6.8. Укажите, какие из перечисленных ниже налогов относятся:

а) к прямым; б) к косвенным.

1. Налог на добавленную стоимость. 2.Налог с владельцев транспортных

средств. 3.Налог на бензин. 4. Налог с оборота. 5.Налог на имущество. 6.Налог

на прибыль. 7.Налог с продаж. 8.Таможенные пошлины. 9.Налог на землю.

10.Подоходный налог. 11.Акцизный налог. 12.Налог на строения. 13.Налог на за-

работную плату. 14.Налог на наследство. 15. Налог на пользование дорогами.

6.9. Имеются следующие данные о доходах и величине налога:

Доход

Величина налога

Средняя налоговая ставка

Предельная

налоговая ставка

0

0

100

10

200

30

300

60

400

100

500

150

600

215

1. Рассчитать средние и предельные налоговые ставки.

2. Указать вид налога (прогрессивный, регрессивный или пропорциональный).

3. Объяснить, какое общее правило существует во взаимосвязи между предельной и средней налоговыми ставками.

6.10. Структура личного подоходного налога такова, что облагаемый налогом доход составляет 32 тыс. дол. и Вы заплатите в виде налога 4 тыс. дол.; если Ваш доход равен 40 тыс. дол., то налог составит 6 тыс. дол.

1. Какова предельная налоговая ставка для дохода, заключенного в интервале между 32 тыс. дол. и 40 тыс. дол.?

2. Является ли этот налог прогрессивным, регрессивным или пропорциональным?

Задачи. Решите и выберите правильный ответ.

6.11. Если с дохода в 20 тыс. дол. взимается налог в сумме 3 тыс. дол., а с дохо-

да в 30 тыс. дол. сумма налога составляет 4 тыс. дол., то такой налог является:

а)прогрессивным; б)пропорциональным; в)регрессивным; г) сказать нельзя.

6.12. Если с дохода в 16 тыс. дол. выплачивается налог в размере 2 тыс. дол., а с

дохода 20 тыс. дол. сумма налога составляет 3 тыс. дол., то такой налог

является:

а)прогрессивным; б)пропорциональным; в) регрессивным; г) акцизным.

6.13. Если с дохода в 15 тыс. дол. выплачивается налог в размере 1,5 тыс. дол.,

а с дохода 20 тыс. дол. сумма налога составляет 2 тыс. дол., то такой налог

является:

а) прогрессивным; б)пропорциональным; в) регрессивным; г)косвенным;

6.14. Если на доход до 20 тыс. дол. налоговая ставка равна 15%, а на доход выше

20 тыс. дол. налоговая ставка составляет 25%, то с дохода 50 тыс. дол. человек должен заплатить сумму налога:

а) 15 тыс. дол; б) 12,5 тыс. дол; в)10,5 тыс. дол; г) 8 тыс. дол.; д) 7,5 тыс. дол.

6.15. Если в экономике аккордные налоги составляют 50 млн дол., совокупный до-

ход равен 4000 млн дол., налоговая ставка равна 15%, то сумма налоговых поступлений составит:

а)400 млн дол; б)407,5 млн дол; в)550 млн дол; г)607,5 млн дол; д)650 млн дол.

6.16. Если в экономике сумма налоговых поступлений составляет 300 млн дол.,

аккордные налоги равны 60 млн дол., а налоговая ставка — 12%, то совокуп-

ный доход равен:

а)3600 млн дол; б)3000 млн дол; в)2500 млн дол; г)2000 млн дол

6.17. Если человек платит подоходный налог 2 тыс. дол. на доход в 20 тыс. дол.

и 4,5 тыс. дол. на доход в 30 тыс. дол., то средняя налоговая ставка на доход

в 30 тыс. дол. составит:

а) 20%; б) 17%; в) 15%; г) 12%; д) 10%.

6.18. Если налог на доход вырос с 2000 дол. до 2800 дол. при увеличении дохода с

15 000 дол. до 20 000 дол., то предельная ставка налога составила:

а) 24%; б) 20%; в) 19,2%; г)16%; д) 12%.

6.19. Если с суммы 90 тыс. руб. в год надо заплатить налог 6 тыс. руб., а с сум-

ставки налогов равны:

а) t пред = 40%, t сред = 20%; б) t пред = 20%, t сред = 40%;

в) t пред = 40%, t сред = 40%; г) t пред = 40%, t сред = 15%

Задача кейса

6.20 Реальная налоговая нагрузка у нас близка к 40% - сказал господин Дворкович на конференции «Налогообложение - современный взгляд». Рост собираемости налогов на 5% может дать дополнительно два процентных пункта роста объемов ВВП. В абсолютных цифрах это даст бюджету порядка 1 трл.руб. , что позволило решить проблемы с дефицитом пенсионного и других внебюджетных фондов.По мнению министра финансов, налоговая нагрузка находится на уровне 31-32% ВВП.

Показатель

2011г.

Валовой внутренний продукт, млрд.руб

54585,6

Оплата труда наемных работников, млрд.руб

27167,6

Чистые налоги на производство и импорт, млрд.руб

10899,1

Валовое накопление капитала, млрд.руб

13644,4

Государственные закупки товаров, млрд.руб

9781,6

1. Для стимулирования экономического роста необходимо…

а) повышать налоги

б) повышать ставку рефенансирования

в) уменьшить денежную массу

г) снижать налогу

2. К косвенным налогам относятся…

а) налог с наследства

б) таможенные пошлины

в) налог на добавленную стоимость

г) налог с фонда заработной платы

Госбюджет и госдолг

6.21. Укажите, что из перечисленного относится:

а) к расходам госбюджета; б) к доходам госбюджета.

1. Расходы на оборону. 2. Финансирование социальных программ. 3. Акцизные сборы. 4. Помощь зарубежным странам. 5. Средства от выпуска государственных облигаций. 6. Обслуживание государственного долга. 7. Сеньораж. 8. Обеспечение развития науки и культуры. 9. Выплата пособий по безработице. 10. Поддержка частного бизнеса.

11. Личный подоходный налог. 12.Таможенные пошлины. 13. Взносы фирм на социальное обеспечение. 14. Содержание армии. 15. Выплата жалования государственным служащим. 16. Прибыль государственных предприятий.

17. Косвенные налоги. 18. Налог на имущество. 19. Содержание государственного аппарата. 20. Налог на добавленную стоимость. 21. Заем у Международного валютного фонда. 22. Выплата пенсий. 23. Налог с продаж. 24. Жалование президента страны.

25. Содержание парламента страны. 26. Плата за использование природных ресурсов. 27. Тарифы на продукцию естественных монополий. 28. Аккордные налоги.

29. Средства от продажи приватизируемых предприятий. 30. Проценты по государственным ценным бумагам. 31. Охрана общественного порядка.

6.22.Если государственные расходы составили 8640 млрд ден.ед., трансферты -920 млрд ден.ед., величина государственного долга -4000 млрд ден.ед.,, с годовым процентом 8%, налоговые поступления в бюджет - 7265 млрд ден.ед.. то первичный дефицит государственного бюджета составил…..?

6.23. Если дефицит государственного бюджета равен 100 млрд дол. и прави-

тельство продает государственные облигации населению на сумму 20 млрд. дол., денежная масса:

а) увеличится на 20 млрд дол.;

б) увеличится на 20 млрд дол.;

в) не изменится;

г) сократится на 20 млрд дол.;

д) сократится на 80 млрд дол.

6.24. Дефицит государственного бюджета составил 30 млрд дол. и был профи-

нансирован долговым способом. В дальнейшем центральный банк выкупил

часть государственных облигаций у коммерческих банков, в результате чего

предложение денег могло максимально увеличиться на 48 млрд дол. Доля об-

лигаций, выкупленных центральным банком, если норма обязательных резер-

вов составляет 12,5%, равна:

а) 1/3; б) 1/4; в) 1/5; г) 1/6; д) 1/8.

6.25. Функция налогов имеет вид Т= 120 +0,35 Y,а функция социальных трансфертов TR= 100-0,15(Y - Yf), государственные закупки (G) составляют 1120. Потенциальный объем производства (Yf) 3200. Если фактический объем национального производства (Y) на 200 меньше потенциального уровня, то фактический дефицит государственного бюджета равен…

а) 60 ; б) 20; в) 120; г) 80.

6.26 . Функция налогов имеет вид Т= 180 +0,4 Y, а функция социальных трансфертов TR= 600-0,1(Y - Yf), государственные закупки (G) составляют 8640. Потенциальный объем производства (Yf) - 24000. Если фактический объем национального производства (Y) на 3000 меньше потенциального уровня, то фактический дефицит государственного бюджета равен…

6.27. Если государственные расходы составили 10,62 трл.руб., трансферты – 1,03 трл.руб., государственный долг – 5,0 трл.руб.с годовым процентом 5%, налоговые поступления в бюджет -8,47 трл.руб., то общий дефицит государственного бюджета равен… трл.руб.

а) 3,43 б) 8,17 в) 1,36 г)3,18

Фискальная политика

 6.28 Дано:

С = 20+0,8(Y – T+F)

I=120 (инвестиции)

T=80 (налоги)

F=20 (трансферты)

G=60 (гос. расходы)

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 80:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора госрасходов?

- как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 80 до 100 (при уровне госрасходов G=60):

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора налогов?

- как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 60 до 80 и налоги с 80 до 100:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- что происходит с эффектом мультипликатора?

- как изменится сальдо госбюджета?

6.29 Экономика находится в состоянии  равновесия. Как изменится равновесный уровень ВНП, если государство увеличит свои расходы на 2 млрд. руб., не изменяя налоговые  поступления, а предельная склонность к потреблению равна 0,75.

6.30 Экономика находится в состоянии равновесия, причем предельная склонность к  сбережению равна 0,25. Как изменится равновесный объем выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 6 млрд. руб.?

6.31 Фактический ВВП страны составляет 2000 млрд дол. Чтобы обеспечить уровень полной занятости, правительство сокращает государственные закупки на

50 млрд дол. и увеличивает налоги на 20 млрд дол. Определите величину потенциального ВВП, если предельная склонность к потреблению равна 0,75.

6.32 После того как правительство в 2003 г. сократило государственные закупки на

80 млрд дол., но увеличило трансферты на 20 млрд дол., экономика оказалась

на уровне полной занятости, равном 2500 млрд дол. Определите величину ВВП

2002 г. и вид разрыва ВВП, если предельная склонность к сбережению равна 0,4.

6.33 Экономика страны находится на своем потенциальном уровне. Государственные закупки увеличились с 75 до 90 млрд дол. Как должны измениться налоги, чтобы сохранился уровень полной занятости, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,25.

6.34 В экономике страны естественный уровень безработицы равен 7%, а факти-

ческий — 9%. Потенциальный ВВП составляет 3000 млрд дол., коэффициент

Оукена — 2,5. Какую политику должно проводить правительство для стабилиза-

ции экономики (рассмотреть все возможные инструменты), если известно, что

предельная склонность к потреблению равна 0,9.

6.35 В экономике страны фактический уровень безработицы составляет 5,5%, а ес-

тественный — 7%. Потенциальный ВВП равен 2000 млрд дол., а разрыв ВВП —

4%. Какую политику должно проводить правительство для стабилизации эконо-

мики (рассмотреть все возможные инструменты), если известно, что предельная

склонность к потреблению равна 0,8.

Решите задачу и выбирете правильный ответ

6.36 Дискреционная налогово-бюджетная политика имеет

а) незначительный внешний лаг

б) незначительный внутренний лаг

в) значительный внешний лаг

г) значительный внутренний лаг

6.37 Если правительство сокращает военные расходы на 10 млн дол., а пре-

дельная склонность к потреблению равна 0,6, то при прочих равных условиях

совокупный выпуск:

а) увеличится на 25 млн дол.;

б) увеличится на 10 млн дол.;

в) уменьшится на 10 млн дол.;

г) уменьшится на 25 млн дол.;

д) увеличится на 6 млн дол.

6.38 Если государственные закупки увеличиваются на 100 млрд дол., а предель-

ная склонность к потреблению равна 0,75, то совокупный объем выпуска воз-

растет на:

а) 75 млн дол.; б)100 млн дол.; в)175 млн дол.; г)400 млн дол.; д)750 млн дол.

6.39 Если предельная склонность к потреблению равна 0,8 и совокупный доход

вырос на 100 млн дол., то это может быть результатом увеличения прави-

тельством закупок товаров и услуг на:

а) 100 млн дол.; б)80 млн дол.; в)25 млн дол.; г) 20 млн дол.; д) 18 млн дол.

6.40 Если совокупный доход увеличивается на 250 млн долл. при росте государ-

ственных закупок на 50 млн дол., то предельная склонность к сбережению

равна:

а) 0,8; б) 0,5; в) 0,4; г) 0,25; д) 0,2.

6.41 Если домохозяйства из каждого получаемого дополнительно доллара дохо-

да сберегают 20 центов, то мультипликатор налогов равен:

а) 4; б)5; в)- 4; г)- 5; д) - 20.

6.42 Если правительство вводит аккордный налог 10 млн дол., то при трс =0,75 величина мультипликатора налогов составит:

а) – 10; б) - 7,5; в)- 4; г) - 3; д) - 0,75.

6.43 Если при увеличении налогов на 50 млн дол. величина совокупного дохода со-

кращается на 150 млн дол., то предельная склонность к сбережению равна: а) 3; б)- 3; в) 0,25; г) 0,5; д) - 0,5.

6.44 Если предельная склонность к потреблению равна 0,6 и совокупный доход

вырос на 60 млн дол., то при прочих равных условиях это может быть ре-

зультатом того, что налоги:

а) сократились на 36 млн дол.;

б) увеличились на 36 млн дол.;

в) сократились на 10 млн дол.;

г) сократились на 40 млн дол.;

д) увеличились на 40 млн дол.

6.45 Если в экономике предельная склонность к потреблению равна 0,8, то уве-

личение налогов на 10 млн дол. приведет к сокращению:

а) совокупного дохода на 10 млн дол.;

б) совокупного дохода на 40 млн дол.;

в) совокупного дохода на 50 млн дол.;

г) величины предельной склонности к потреблению;

д) нет верного ответа.

6.46 Если государственные закупки увеличиваются на 100 млрд дол., а налоги

на 50 млрд дол., то, если предельная склонность к потреблению равна 0,75,

равновесный уровень дохода возрастет на:

а)50 млрд дол; б)75 млрд дол; в)150 млрд дол; г)250 млрд дол; д)750 млрд дол.

6.47 Если предельная склонность к потреблению равна 0,8, то величина муль-

типликатора сбалансированного бюджета равна:

а) 0; б) 0,8; в) 1; г) 5; д) 8.

6.48 В экономике с предельной склонностью к потреблению, равной 0,8, повы-

шение государственных расходов и аккордных налогов на 500 млн дол. приве-

дет к тому, что совокупный спрос:

а) не изменится;

б) уменьшится на 100 млн дол.;

в) увеличится на 250 млн дол.;

г) уменьшится на 400 млн дол.;

д) увеличится на 500 млн дол.

6.49 Если предельная склонность к потреблению равна 0,9, а правительство

увеличивает закупки товаров и услуг на 25 млн дол. и устанавливает аккорд-

ный налог 25 млн дол. для финансирования своих дополнительных расходов,

то совокупный выпуск:

а) увеличится на 250 млн дол., так как мультипликатор государственных закупок

равен 10;

б) уменьшится на 225 млн дол., так как мультипликатор аккордных налогов ра-

вен - 9;

в) увеличится на 25 млн дол., так как мультипликатор сбалансированного бюд-

жета равен 1;

г) не изменится, так как увеличение государственных закупок и аккордных нало-

гов на одинаковую величину скомпенсируют друг друга;

д) определенно сказать нельзя.

6.50 Если совокупный доход в экономике равен 2000 млрд дол., а государствен-

ные расходы увеличиваются на 20 млрд дол., то, чтобы уровень дохода ос-

тался неизменным, аккордные налоги следует:

а) увеличить больше чем на 20 млрд дол.;

б) увеличить на 20 млрд дол.;

в) увеличить меньше чем на 20 млрд дол.;

г) уменьшить на 20 млрд дол.;

д) возможен любой из вариантов в зависимости от величины налоговой ставки.

6.51 Если правительство предполагает увеличить аккордные налоги на сумму

10 млрд дол., то, чтобы уровень дохода остался неизменным, государствен-

ные закупки следует:

а) увеличить более чем на 10 млрд дол.;

б) увеличить на 10 млрд дол.;

в) увеличить менее чем на 10 млрд дол.;

г) уменьшить на 10 млрд дол.;

д) нет верного ответа.

6.52 Если домохозяйства из каждого получаемого дополнительно доллара сбе-

регают 10 центов, то мультипликатор трансфертов равен:

а) 0,1; б) 0,9; в) 9; г) 10; д) 100.

6.53 Если при увеличении трансфертов на 10 млн дол. совокупный доход воз-

растает на 15 млн дол., то предельная склонность к сбережению составля-

ет:

а) 0,1; б) 0,15; в) 0,2; г) 0,4; д) 0,6.

6.54 Если предельная склонность к потреблению равна 0,75 и правительство

сокращает трансфертные платежи на 250 млн дол., то совокупный спрос: а) увеличится на 1000 млн дол.;

б) увеличится на 750 млн дол.;

в) уменьшится на 250 млн дол.;

г) уменьшится на 1000 млн дол.;

д) уменьшится на 750 млн дол.

6.55 Предположим, что экономика находится на уровне потенциального ВВП и

предельная склонность к потреблению равна 0,75. Правительство обнаружи-

вает, что оно должно увеличить военные расходы на 21 млрд дол. в ответ на

обострение международной политической ситуации. Для того чтобы эконо-

мика осталась на уровне потенциального ВВП, правительство должно:

а) сократить налоги на 28 млн дол.;

б) сократить трансферты на 21 млн дол.;

в) повысить налоги на 21 млн дол.;

г) повысить налоги на 28 млн дол.;

д) сократить налоги на 21 млн дол.

6.56 Если предельная склонность к сбережению равна 0,2 и совокупный доход

вырос на 500 млн дол., то при прочих равных условиях это может быть ре-

зультатом:

а) увеличения государственных закупок на 500 млн дол.;

б) увеличения государственных закупок на 125 млн дол.;

в) сокращения аккордных налогов на 125 млн дол.;

г) увеличения трансфертов на 100 млн дол

д) сокращения дефицита государственного бюджета на 100 млн дол.

6.57 Что из перечисленного обеспечит наибольший рост совокупного спроса:

а) рост налогов на 100 дол.;

б) снижение налогов на 100 дол.;

в) рост государственных закупок на 100 дол.;

г) рост и государственных закупок, и налогов на 100 дол.;

д) рост государственных закупок на 100 дол. и снижение налогов на 100 дол.

6.58 Если для достижения потенциального объема выпуска, равного 3200 млрд

дол., правительство повысило налоги на 20 млрд дол., то при предельной

склонности к сбережению 0,5, это означает, что фактический ВВП был ра-

вен:

а) 3000 млрд дол.;

б) 3020 млрд дол.;

в) 3220 млрд дол.;

г) 3300 млрд дол.;

д) 3350 млрд дол.

6.59 Если экономика находилась на уровне потенциального ВВП, равного 3000

млрд дол., и правительство увеличило государственные закупки на 20 млрд

дол., то, для того чтобы объем выпуска не изменился, при предельной склон-

ности к потреблению, равной 0,8, величина аккордных налогов должна быть:

а) увеличена на 25 млрд дол.;

б) уменьшена на 25 млрд дол.;

в) увеличена на 20 млрд дол.;

г) уменьшена на 20 млрд дол.;

д) увеличена на 100 млрд дол.

6.60 Если фактический ВВП составлял 1750 млрд дол., а потенциальный ВВП

равен 1500 млрд дол., то для достижения уровня полной занятости при пре-

дельной склонности к сбережению, равной 0,25, правительство должно изме-

нить величину государственных закупок следующим образом:

а) увеличить на 250 млрд дол.;

б) уменьшить на 250 млрд дол.;

в) увеличить на 62,5 млрд. долл.;

г) уменьшить на 62,5 млрд. долл.;

д) уменьшить на 100 млрд. долл.

6.61 Если фактический объем выпуска — 2500 тыс. дол., потенциальный объем

выпуска — 2600 тыс. дол. и предельная склонность к потреблению — 0,75, то

государство должно:

а) снизить налоги на 25 тыс. дол.;

б) снизить налоги на 100 тыс. дол.;

в) увеличить государственные закупки на 25 тыс. дол.;

г) увеличить государственные закупки на 75 тыс. дол.;

д) увеличить государственные закупки на 100 тыс. дол.

6.62 Если фактический ВВП составляет 1800 млрд дол. и правительство для

достижения потенциального объема выпуска увеличивает трансферты на 40

млрд дол., то при предельной склонности к потреблению, равной 0,6, величи-

на потенциального ВВП составит:

а) 1900 млрд дол.;

б) 1860 млрд дол.;

в) 1840 млрд дол.;

г) 1760 млрд дол.;

д) 1740 млрд дол.

6.63 Если МРС =0,8, предельная налоговая ставка t = 0,1 ,предельная склоннсть к инвестированию МРI = 0,3, а предельная склонность к импорту MPIm = 0,2, то полный мультипликатор автономных расходов равен…

а) 3,57 б) 5,55 в) 5 г) 4

Задача кейса

6.64 Министерство эконом.развития РФ считает необходимым перенастроить налоговую систему. Долгое время правительство последовательно снижало налоговое бремя на экономику и сегодня по доле налогов в ВВП оно сравнимо с налоговой нагрузкой в Евросоюзе. Но оно выше чем например в США и Японии. Цель министерства не сравняться по налоговой нагрузке с США или Японией, а так снизить налоги чтобы стимулировать массовую модернизацию промышленности и развитие человеческого капитала.

Показатель

2010

2011

Валовой внутренний продукт млрд.руб.

45172,7

54585,6

Оплата труда наемных работников млрд.руб.

22533,7

27167,6

Чистые налоги на производство и импорт млрд.руб

8252,4

10899,1

Валовое накопление капитала млрд.руб

10288,3

13644,4

Государственные закупки товаров млрд.руб

8441,9

9781,6

1.Приведите формулу расчета налогового мультипликатора.

2.Как изменилась налоговая нагрузка в 2011 году по сравнению с предшествующим годом(9%???)

6.26. По состоянию на 1 ноября 2010 года доходы федерального бюджета составили 6721,5млрд.руб. или 18,3 % ВВП. По сравнению с аналогичным периодом предшествующего года доходы бюджета выросли на 16,1 %. Основными источниками доходов были : налог на добавленную стоимость (30,3 %) и таможенные пошлины (34,5 %). Расходы федерального бюджета по состоянию на 1 ноября 2010 года составили 7481,4млрд.руб. или 20,37% ВВП и увеличились по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года на 2,9 %.

По итогам 10 месяцев 2010 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 759, 91млрд.руб. Основными источниками финансирования были средства Резервного фонда РФ и эмиссия государственных ценных бумаг. (журнал «Российская экономика: прогнозы и тенденции» №1 (214),2011С.10-11).

1.Если правительство страны при любой экономической конъюнктуре будет стремиться к ежегодной сбалансированности бюджета , то необходимо:

а) постоянно увеличивать денежную массу;

б) усиливать цикличность экономического развития;

в) стимулировать совокупный спрос;

г) сглаживать цикличность экономического развития.

2.Финансирование дефицита федерального бюджета вызывает инфляцию …

а) в краткосрочном периоде при эмиссии денег

б) в краткосрочном периоде при эмиссии государственных ценных бумаг (долговое финансирование)

в) в долгосрочном периоде при эмиссии государственных ценных бумаг(долговое финансирование)

г) в долгосрочном периоде при эмиссии денег

3.Установите последовательность долгосрочного результата финансирования дефицита федерального бюджета эмиссией государственных ценных бумаг(долговое финансирование).

а) снижение капиталовооруженности труда и выпуска

б) снижение уровня благосостояния людей в будущем

в) повышение процентных ставов

г)снижение объемов инвестиций

4.Дефицит федерального бюджета за 10 месяцев 2010 года в % к ВВП составил…

Кейс 6.27. Кейнсианская идея «дефицитного финансирования»

Первоначально, даже во время своей избирательной компании 1932 г. Рузвельт высказывался за сбалансированный бюджет. Однако, как он признал позднее, иметь сбалансированный бюджет в 1933-1935 г.г. означало совершить преступление против народа. Рузвельт признавал, что среди либеральных экономистов есть два крыла – сторонников сбалансированного и другого, неолиберального лагеря, признававшего законность расходов, направленных на улучшение положения бедствующего народа. Сам он занимал позиции последних, принимая идею так называемой «заправки насоса», при этом расходы бюджета США были увеличены с 1932 г. по 1940 г. более чем в два раза с 4,266 до 10,061 млрд.долл., а государственный долг увеличился с 22 до 36 миллиардов долларов. Консерваторы упрекали Рузвельта в социалистическом перевороте. До сих пор не утихают споры, насколько сильно было воздействие идей Дж.М.Кейнса на Новый курс. Большинство специалистов считают, что меры вмешательства государства в экономику были приняты Рузвельтом под воздействием реалий жизни. Что же касается идей бюджетного финансирования, то она стала одним из основ Нового курса, в том числе под влиянием Кейнса. В 1934 году Кейнс после получения почетного звания в Колумбийском университете посетил Рузвельта, при этом в «Нью-Йорк таймc» появилась статья Кейнса, призывавшая не бояться дефицита, так как «старый порядок ушел в прошлое». Затем, в 1937 г, в своем послании Рузвельт, под давлением правых, считавших, что положение нормализуется, обещал вернуться к политике сбалансированного бюджета. В феврале этого же года Кейнс адресовал Рузвельту послание, в которой критиковал политику Правительства США за колебания. В 1938 году индекс промышленного производства упал на 14 %. 14 апреля 1938 г. Рузвельт призвал к увеличению государственных расходов, увеличению помощи безработным, созданию условий для доступности кредита. В дальнейшем Президент признал, что причиной нового кризиса стало сокращение бюджетных расходов в 1936-1937 гг. (Ф.Д.Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией Смирнов А.В. , 30 апреля 2007г. http://www.finansy.ru/publ/macro/004smirnov.htm)

1. С какой целью Дж.М. Кейнс рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования?

2. Является ли кейнсианская модель панацеей, и в какой ситуации политику дефицитного финансирования нельзя проводить?

Кейс 6.28. О финансировании дефицита государственного бюджета Очень часто, в средствах массовой информации или даже в некоторых учебниках, можно увидеть следующее утверждение: «Для того чтобы профинансировать бюджетный дефицит необходимо повысить налоги или снизить государственные расходы».

В чем заключается некорректность данной формулировки?

Кейс 6.29. Налоги как инструмент фискальной политики Когда Джон Ф. Кеннеди стал в 1961 г. президентом, он привел в Вашингтон ряд блестящих молодых экономистов своего времени для работы в Комитете экономических советников. Эти экономисты, получившие образование в духе экономической теории Кейнса, привнесли кейнсианские идеи в дискуссии по экономической политике на высшем уровне. Одним из первых предложений Комитета было увеличить национальный доход путем сокращения налогов. Это уже привело к значительному сокращению индивидуальных и корпоративных подоходных налогов в 1964 г. Цель такого сокращения налогов заключалась в том, чтобы стимулировать расходы на потребление и инвестиции, приводящие к более высокому уровню дохода и занятости. Когда репортер спросил Кеннеди, почему он выступает за сокращение налогов, Кеннеди ответил: "Чтобы стимулировать экономику. Неужели Вы не помните вводный курс экономической теории?" Как предсказывали эти экономические советники, проведение сокращения налогов сопровождалось экономическим подъемом. Рост реального ВНП составил 5,3% в 1964 г. и 6,0% в 1965 г. Уровень безработицы упал с 5,7% в 1963 г. до 5,2% в 1964 г. и затем до 4,5% в 1965 г. Экономисты продолжают обсуждать источник такого быстрого роста в начале 60-х годов. Группа так называемых "сторонников экономики предложения" утверждает, что экономический подъем был результатом мотивационных последствий сокращения ставок подоходного налога. Согласно сторонникам экономики предложения, когда рабочим разрешают удерживать большую долю своих доходов они начинают предлагать значительно больше труда и увеличивают совокупное предложение товаров и слуг. Однако кейнсианцы делают акцент на воздействии сокращения налогов на совокупный спрос. Они рассматривают сокращение налогов 1964 г. как удачный опыт стимулирующей бюджетной политики и как подтверждение экономической теории Кейнса (Mankiw N., Macroeconomics, 1985. – p.244).

1. Как с помощью снижению налогов можно стимулировать совокупный спрос?

2. Что объединяет сторонников кейнсианской теории и теории экономики предложения?