logo search
шпоры мои

61. Формы организации вэд предприятий

Юридические лица, исходя из избранной целевой деятельности, выступают как коммерческие или некоммерческие организации. Коммерческие организации функционируют в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, ассоциаций и союзов и имеют основной целью своей деятельности получение прибыли. Для некоммерческих организаций получение прибыли, которая не распределяется между участниками, не является главной целью их деятельности. Они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в рамках той цели, ради которой они созданы, и функционируют в форме потребительских и религиозных организаций и объединений. В сфере ВЭД различного рода объединения для осуществления совместной коммерческой деятельности созданы на основе таких форм коммерческих организаций, как хозяйственные товарищества и общества, которые в свою очередь выступают как полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные), открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Самой распространенной организационной формой объединения в сфере ВЭД является акционерное общество. Акционерами-участниками АО, как правило, выступают промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые общества и СП, заинтересованные в совместной ВЭД. В состав АО смогут также входить иностранные фирмы и компании, через которые значительно облегчается выход на внешний рынок. Акционерная форма наиболее распространена в процессе образования и создания различных союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других организаций для расширения возможностей ВЭД промышленных и научно-технических организаций. Субъекты, входящие в состав таких объединений, сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность и выполняют обязательства в соответствии с заключенным договором, освобождаясь от административного давления. Выбор организационных форм ВЭД имеет особое значение при создании смешанных обществ и фирм за рубежом, а также СП в России с участием иностранных партнеров, которые все чаще избирают акционерную форму сотрудничества, поскольку она наиболее близка аналогичным формам предпринимательства на Западе.

62. Классификация субъектов ВЭД

Классификация субъектов ВЭД по профилю деятельности предполагает учет функционально-целевой направленности: производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке, чисто внешнеторговые операции, иные посреднические услуги, финансово-страховые или транспортные операции. Из общего числа субъектов ВЭД следует выделить, в первую очередь, ее участников, работающих на внешнем рынке без посредников. Это промышленные предприятия (объединения), производственные кооперативы, консорциумы и совместные предприятия, обеспечивающие выпуск экспортной продукции и предоставление различного рода услуг. Первую группу участников ВЭД бразуют производители экспортной конкурентоспособной продукции в лице предприятий и объединений сферы материального производства. Являясь производителями и одновременно владельцами экспортной продукции, они самостоятельно реализуют ее на внешнем рынке, становясь также собственниками валютных средств, полученных в результате экспортных операций. Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Производственные кооперативы для реализации своей продукции на внешнем рынке привлекают в основном своих зарубежных партнеров с родственных предприятий и фирм, прибегая чаще всего к товарообменным операциям. Транспортные компании обеспечивают экспорт услуг автотранспортных, ж/д, морских и авиаперевозок. Вторую группу участников ВЭД составляют всевозможного рода объединения и организации, которые в отличие от представителей первой группы не являются производителями и владельцами экспортной продукции, а лишь обеспечивают внешнеторговые операции на рынке от лица производителей. Это специализированные экономические организации Министерства торговли (обеспечивают коммерческие и иные операции на внешнем рынке на условиях межправительственных соглашений, оказывают посреднические, консультационные услуги и т.д.), отраслевые внешнеэкономические объединения (содействуют развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли, изыскивают новые формы сотрудничества с иностранными партнерами на базе прямых связей и т.д.), смешанные общества (создаются производителями экспортной продукции за границей с участием средств крупных предприятий-экспортеров и их иностранных партнеров), торговые дома (фирмы и компании, являющиеся универсальными торгово-производственными структурами), трейдинговые компании (выбор «рынка для товара и товара для рынка», каналов сбыта, условий продажи, транспортировка, фрахт судов и т.д.). Третью группу участников ВЭД представляют содействующие организации. Профиль их деятельности – оказание различного рода услуг и консультационно-методической помощи в обеспечении выхода на внешний рынок, поиске иностранного партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведении экспертизы, оформлении финансово-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок. Это ассоциации внешнеэкономического сотрудничества (предоставляют широкий спектр внешнеторговых услуг прежде всего начинающим экспортерам), международные организации (их деятельность связана с внешнеторговой деятельностью и научно-техническим сотрудничеством в определенных сферах и отраслях деятельности с участием одновременно представителей разных стран, специализированных фирм и организаций с распространением опыта этого сотрудничества), другие содействующие организации.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников ВЭД можно разделить на экспортеров и импортеров, обеспечивающих многоканальные импортные поставки, и специализированных посредников (часто выступают как комиссионеры, оформляя свои отношения с зарубежными партнерами, а также производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров договорами комиссии или поручений).

63. Экспортеры-производители и их роль в ВЭД

экспортеры-произв-ли – произв-ли и владельцы экспорт. продукции, осущ. весь цикл произв-ва и реал-ции готов. продукции на внешн. рынке самост-но. Они – собственники валют. средств.

Классификация;

1. крупный бизнес (70% экспорта РФ);

2. малый бизнес (15-18% экспорта РФ);

3. консорциумы - объединения групп предприним-ей производст-го и внешнеэк.профиля (созд-ся для реализации круп. проектов, объедин. производ-ые, торговые, финанс ресурсы, 1% экспорта РФ );

4. совместн. предпр-я – предполаг. иностран. инвестиции;

5. производ. кооперативы – для реализ. продукции на внеш рынке привлек. зарубеж. партнеров с родствен. предпр-й и фирм;

6. трансп. компании –обеспеч. услуги пассажир. и грузоперевозок.

64. организации – посредники в ВЭД

орг-ции - посредники – не заним-ся произв-вом, но осущ. весь комплекс работ от лица произв-ей.

1. специализир. ВЭ объедин-я – наиб. квалиф. посред-ки:

гос. акционер. структуры – имущ-во нах-ся в гос. собствен-ти и закреплено за ВЭО на правах хоз. ведения на условиях договора по управл-ю имущ-ом, обслуж. ВЭ связи гос. уровня, получ. вознаграждение в виде комиссии (15%);

2. Отраслевые ВЭ объединения - содействуют развитию ВЭД и самой отрасли, рассмат-ют нов. формы сотруд-ва с иностран. партнерами;

3. Регион. эк. объединения;

4. Смешанные общ-ва – созд- ся произв-ми слож. машинно-технич. экспорт. продукции за границей с участием средств круп. рос. предпр-й-экспорт-в при долевом участии партнеров. осн. ф-ция- торгово-сбытовая;

5. Торговые дома – многопрофильн. компании конгломератного типа; объед-я круп. внешнеторг. фирм, а также произв-ых, транспорт-х, научно –исслед-х, страх-х,…орг-ций, вход-х в их состав на добровол. основе, осущ-х св. деят-ть у себя в стране и зарубежом. У ТД широк. диапазон деят-ти , кот. они осущ. от св. имени и за св. счет.

65. Содействующие организации

содействующ. орг-ции – орг-ции, оказ-ие организац. поддержку в осуществлении ВЭД+консульт.услуги, оказ. помощь в обеспеч. выхода на внеш. рынок, поиски иностран. партнеров, уч-ие в междунар. выставках и ярмарках, проведение экспертизы.

1. Ассоциации внешнеэк-го сотруд-ва – (около 2000 в РФ) некоммерч. орг-ции, содейств-ие разв-ю ВЭД отеч. предпр-й. Задачи АВС;

- поиск зарубежных партнеров;

- подготовка коммерч-х предложений и контрактов;

- оказ-е помощи по управленч-м, валютно- финанс-м, договорным вопросам, рекламе и сбыту продукции;

- представл-е интересов участ-в АВС в органах гос упр-я,

- проведение семинаров и консультаций,...

2. отраслевые союзы – объедин-я экспорт-в – произв-ей, специализир-ые ВЭО и ВЭО-посредники. Задачи: выработка правил повед-я для рос. предприним-х структур (союз ЛесоЭкспортеров);3.Международные неправительственные организации - деят-ть связ. c научно-технич. разработками в сферах и отраслях с уч-ем представителей разн. стран (пр, Интерэлектро);4. Торговые представительства РФ на террит. иностранных гос-в, технич. центры, технико-коммерч. бюро, демонстрац. залы и др. формы представит-ва АВС и междунар.орг-ций.

66. Валютные условия контракта неразрывно связаны с его основным содержанием (количеством, качеством, ассортиментом поставляемой продукции, периодом поставки) и предполагают прежде всего обоснованный выбор валюты, в которой будет определяться цена и осуществляться платеж. Для определения наиболее выгодных для любого из партнеров валютных условий контракта и прежде всего правильного обоснования выбора валюты цены и платежа необходимо тщательно отслеживать состояние валютных курсов как на международных, так и на внутренних валютных рынках стран-контрагентов, прогнозируя предстоящие направления их изменений. Для фиксации цены в контракте может быть избрана любая из СКВ, которая используется в международных расчетах. При совершении сделок с государствами, не располагающими конвертируемой валютой, необходимо выполнять пересчет валют. При определении курса пересчета следует учитывать разнонаправленность интересов экспортера и импортера. Валютный риск – возможные потери, вызванные изменением реальной стоимости платежа, выраженного в иностранной валюте в связи с колебанием ее курса. Способы страхования валютных рисков называют защитными оговорками. Валютные оговорки – условие, включенное в текст контракта, в соответствии с которым сумма платежа изменяется пропорционально изменению курса валюты платежа по отношению к курсу валюты оговорки. Своеобразными защитными формами от обесценивания валют служат компенсационные, товарообменные, фьючерсные, форвардные сделки и валютные опционы.

67. Финансовые условия включают в себя четыре основные позиции;

1. виды платежа

2. средства платежа

3. формы расчетов

4. финансовые гарантии

Наличные расчеты представляют собой все формы платежа, при которых товар оплачивается полностью в период его готовности. Аккредитивная форма расчетов предусматривает обязательство покупателя открыть аккредитив (счет для безналичных расчетов) на конкретную сумму в пользу продавца в банке-эмитенте к установленному контрактом сроку. Инкассовая форма расчетов представляет собой договоренность экспортера со своим банком, которая предусматривает обязательство передачи товаросопроводительных документов импортеру только после оплаты им отгруженного товара. Расчеты банковскими переводами предусматривают направление экспортерам и импортерам счетов и других коммерческих документов экспортерами за поставляемые товары и по прочим взаимным расчетам. Виды гарантий:

-гарантия оферты (обеспечение бенефициару выплаты гарантированной суммы)

-гарантия исполнения (финансовое обеспечение того, что продавец произведет исполнение на тех условиях, которые зафиксированы в контракте)

-гарантия аванса (исполнение условий платежа в крупных экспортных контрактах, которые предусматривают авансовые платежи)

-гарантия платежа (выставляется для обеспечения расчетов по открытому счету)

68. Цена контракта:порядок формир-я цены,спообы фискации,базис,уровень.

Цена товара – важнейшая характеристика и условие сделки. Отсутствие в контракте цены влечет недействительность контракта.

Цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставке. При установлении цены товара в контракте стороны определяют и согласуют следующие моменты:

1.Единица измерения, за которую устанавливается цена

2.Базис цены;

3.Валюта цены;

4.Способ определения и фиксации цены;

5.Уровень цены.

Единица измерения может быть установлена следующим образом:

-За определенную количественную единиц или за определенное количество единиц;

-За весовую единицу, исходя из содержания базиса в товаре (концентраты, удобрения);

При поставках разнородного товара цена устанавливается за единицу товара каждого вида, марки, фасона.

Базис цены устанавливает входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке в цену товара.

За основу расчета цены принимается некая исходная цена продукции или товара при подготовке контракта. В качестве исходной базы может выступать:

1.Мировая цена, по которой товар реализуется на мировом рынке;

2.Местная цена – на местном рынке продукции данного вида;

3.Монопольная цена, по которой устанавливает либо продавец, либо покупатель;

4.Договорная цена – по договоренности сторон;

5.Лимитная цена – верхний уровень цены для данного вида продукции.

6. Прейскурантная цена – на промышленную, сельскохозяйственную или иную продукцию, зафиксированную в специальных изданиях (справочниках, каталогах, ценниках);

7.Оптовая цена – крупных партий;

8.Цена фрахта – с учетом предусмотренного возмещения за транспортные расходы.

По степени приближения к действительному уровню мировой цены цена подразделяется(Базисные цена

Это справочные и прейскурантные цены, официальные продажные цены и цены крупных предложений и запросов; Цена фактических сделок отражают реальный уровень цен (контрактные цены, среднестатистические цены, цены аукционов и торговые, биржевые котировки)

Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте экспортера, импортера или третьей страны.

Цена товара может быть установлена в одной валюте, а платеж – в другой валюте

Между странами, имеющими конвертируемую валюту или обширные хозяйственные связи, может быть использован такой способ расчетов, как клиринг – система взаимных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг.

Клиринговые расчеты ведутся на основе межправительственных соглашений.

Способы фиксации цены

Контрактная цена может быть зафиксирована в момент его заключения, на протяжении срока действующего контракта и к моменту его исполнения.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта, не подлежит изменению и не зависит от сроков и порядка поставки продукции. В контракте делается оговорка: долговременный контракт(редкое) либо кратковременный

Цена с последующей фиксацией Цена в контракте не указывается, а оговариваются условия фиксации и принцип установления цены

Подвижная цена фиксируется в момент заключения контракта, но может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменяется

Скользящая цена рассчитывается в момент исполнения сделки с учетом изменений в издержках производства или вообще изменений в контракте

Уровень цены

На этапе предварительного определения уровня цены контракты ориентируются на 2 вида цен:1. Публикуемы цены сообщаются в специальных фирменных источниках и отражают уровень мировых цен

2. Расчетные цены

применяются в контрактах на нестандартное оборудование по индивидуальных разработках

69., 70. Международная классификация внешнеторговых документов по группам. Содержание и назначение основных групп внешнеторговых документов.

В зависимости от функций документы бывают:

- по обеспечению производства экспортного товара

- по подготовке товара к отгрузке

- коммерческие

- платёжно-банковские

- страховые

- транспортно-экспедиторские

- таможенные.

Документы, которые следуют с грузом от пункта отправления до пункта назначения, называются товарно-сопроводительными (коммерческие, транспортные, таможенные).

Документы, которые составляют в связи с отгрузкой товара, называются отгрузочными.

Общие реквизиты для всех документов:

1. – наименование фирмы экспортера или грузоотправителя

- наименование фирмы импортера или грузополучателя

- адрес, телефон, e-mail и пр.

2. –название документа, дата и место выписки

3. - № контракта или заказа, дата его подписания

4. – № подряда (на отгрузку) транспортной спецификации

5. наименование и описание товара, его количество

6. вид упаковки и маркировки

71.

72.

73, 75. Понятие и виды посреднических операций. Организационные формы торгово-посреднических операций

Под торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения. ТПО включают в себя услуги по подысканию заграничного контрагента, подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон, осуществление транспортно-экспедиторских услуг, проведение рекламы, осуществление технического обслуживания.

Виды:

1. операции по перепродаже (осуществляются посредником от своего имени и за свой счет, т.е. торговый посредник сам выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем, и становится собственником товара после его оплаты)

- операции, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи

-операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику, именуемому торговцем по договору, право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу.

2. комиссионные операции (состоят в совершении одной стороной, комиссионером, по поручению другой стороны, комитента, сделок от своего имени, но за счет комитента).

- операции консигнации (одна сторона, консигнатор, обязуется по поручению другой страны, консигнанта в течение определенного времени за обусловленное вознаграждение продавать от своего имени и за счет консигнанта поставленные на склад в стране консигнатора товары)

3. агентские операции (состоят в поручении одной стороной, принципиалом, не зависимой от нее другой стороне, агенту, совершения фактических и юридических действий, связанных с покупкой или продажей товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала). Осуществление агентом своей деятельности от имени и за счет принципала отличает его от купца и торговца по договору, совершающих сделки от своего имени и за свой счет, а также от комиссионера, который хотя и выступает перед третьими лицами от своего имени, но совершает сделки за счет комитента. Агент лишь способствует сделке купли-продажи, но сам в ней не участвует и не покупает за свой счет товары.

4. брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем (а также между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем). Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при посредстве брокера. В отличие от агента брокер не является представителем, он не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основе отдельных поручений.

В зависимости от характера совершаемых операций различают следующие виды торгово-посреднических фирм: 1.торговые (как правило осуществляют операции за свой счет и от своего имени. Работают в основном с постоянными поставщиками и поддерживают с ними длительные отношения)

2. комиссионные (выполняют разовые поручения и действуют от своего имени, но за счет комитента)

3. агентские (выступают от имени и за счет принципала. В зависимости от условий договора фирма либо сама заключает сделки от его имени, либо только посредничает при заключении сделок. Характерны представительство на длительный срок и тесный контакт с принципалом)4. брокерские (особый вид посреднических фирм в обязанности которых функция свести контрагентов).

5. фэкторы (торговые посредники, выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера: осуществляют экспорт продукции своего принципала, финансируют экспортные операции, производят страхование экспортных кредиторов, содействуют подбору заграничных агентов.

74.

76. Организация биржевой и аукционной торговли

Международные товарные биржи – это особый вид постоянно действующего рынка, на котором совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородные и взаимозаменяемые. Товары на бирже предъявляются без предъявления и осмотра, согласно установленным стандартам и образцам. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки. Продавец на бирже продает покупателю не товар, а документ, подтверждающий право собственности на товар. Варрант – складское свидетельство, удостоверяющее сдачу продавцом товара на биржевой склад.

На бирже заключается два основных вида сделок:

- сделки на реальный товар (завершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю, т.е. сдачей-приемкой реального товара на одном из биржевых складов): сделки с немедленной поставкой (на наличный товар) и сделки с поставкой в будущем (на срок)

-срочные (фьючерсные) сделки не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар в срок, обусловленный в контракте, а предполагают куплю-продажу прав на товар (бумажные сделки).

Международные товарные аукционы- это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем.

Виды аукционов:

-устраиваемые в обязательном порядке (по решению суда, на основе специального законодательного акта)

-аукционы, проводимые регулярно с нерыночными товарами (антиквариат, марки, автографы и т.д.)

-проводимые нерегулярно с рыночными товарами (для срочного сокращения чрезмерных запасов или удовлетворения кредиторов)

-организуемые регулярно (1-2 раза в год), на которых осуществляются оптовые сделки с рыночными товарами.

Организационные формы аукционной торговли:

1. специализированные фирмы (организация аукционов и продажа на них аукционных товаров как за свой счет, так и на комиссионных началах)

2. брокерско-комиссионные (организация аукционов и продажа на них товаров по поручению клиентов)

3. аукционные фирмы

Различают четыре стадии проведения аукционов: подготовка аукциона, осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.

Международные торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого будет наиболее выгодно организаторам торгов. Преимущества использования торгов для заказчика помимо того, что создаются условия для конкуренции между потенциальными поставщиками и выбора наиболее выгодного предложения, является то, что такая форма организации торговли позволяет ему расширить круг конкурирующих претендентов на получение контракта и привлечь те фирмы, о существовании которых заказчик не знал. Преимущество для экспортера состоит в то, что он имеет возможность получить крупный контракт обеспечивающий загрузку производственных мощностей на ряд лет вперед. Кроме того, при публичном характере торгов экспортер может узнать цены и другие коммерческие условия в предложении конкурентов, уяснить причины своего неудачного выступления и извлечь уроки на будущее.

77. Международные торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого будет наиболее выгодно организаторам торгов. Преимущества использования торгов для заказчика помимо того, что создаются условия для конкуренции между потенциальными поставщиками и выбора наиболее выгодного предложения, является то, что такая форма организации торговли позволяет ему расширить круг конкурирующих претендентов на получение контракта и привлечь те фирмы, о существовании которых заказчик не знал. Преимущество для экспортера состоит в то, что он имеет возможность получить крупный контракт обеспечивающий загрузку производственных мощностей на ряд лет вперед. Кроме того, при публичном характере торгов экспортер может узнать цены и другие коммерческие условия в предложении конкурентов, уяснить причины своего неудачного выступления и извлечь уроки на будущее.

78.

79. Мировая транспортная система и ее значение в развитии МЭО

Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы. Наиболее высокого уровня развития достигла транспортная система Северной Америки. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по частоте движения и густоте сети. На региональную систему стран – членов СНГ приходится всего 10% МТС, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется 4 - 9%, Виды транспортных сообщений:

- морские (низкая стоимость, мобильность, большая грузоподъемность, неограниченная пропускная способность, незаменимость в силу особенностей МТ)

- железнодорожный (высокие материальные затраты на строительство и эксплуатацию, относительная дешевизна перевозок, независимость от климатических условий, способность перевозки разнородного по характеру груза, наибольшая эффективности при перевозках >200 км)

- автомобильный (высокая сохранность груза, большая мобильность и скорость перевозки, ритмичность отправок груза, невозможность перевозки на большие расстояния, возможность доставки «от двери до двери»)

- речной (невысокая стоимость, перевозка крупных по объему партий грузов, возможность использования в районах, где неразвиты ж/д и автомобильная сеть; необходимость строительства гидротехнических сооружений, сезонность работ на реках, неоднородность судоходных условий на разных реках и на одних участках одних и тех же рек, необходимость учитывать естественные географическое водных путей и частое их несовпадение с направлением грузопотоков)

- воздушный (высокая скорость доставки, сокращение пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки груза в труднодоступные районы, высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность, зависимость от погодных условий, наземных служб управления полетом)

- трубопроводный (низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; независимость от окружающей среды, обеспечение непрерывной подачи и транспортировки грузов; ограниченная пропускная способность)

Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы.

Виды международных перевозок. Основные параметры мировой транспортной системы

Виды транспортных сообщений:

- морские (низкая стоимость, мобильность, большая грузоподъемность, неограниченная пропускная способность, незаменимость в силу особенностей МТ)

- железнодорожный (высокие материальные затраты на строительство и эксплуатацию, относительная дешевизна перевозок, независимость от климатических условий, способность перевозки разнородного по характеру груза, наибольшая эффективности при перевозках >200 км)

- автомобильный (высокая сохранность груза, большая мобильность и скорость перевозки, ритмичность отправок груза, невозможность перевозки на большие расстояния, возможность доставки «от двери до двери»)

- речной (невысокая стоимость, перевозка крупных по объему партий грузов, возможность использования в районах, где неразвиты ж/д и автомобильная сеть; необходимость строительства гидротехнических сооружений, сезонность работ на реках, неоднородность судоходных условий на разных реках и на одних участках одних и тех же рек, необходимость учитывать естественные географическое водных путей и частое их несовпадение с направлением грузопотоков)

- воздушный (высокая скорость доставки, сокращение пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки груза в труднодоступные районы, высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность, зависимость от погодных условий, наземных служб управления полетом)

- трубопроводный (низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; независимость от окружающей среды, обеспечение непрерывной подачи и транспортировки грузов; ограниченная пропускная способность)

Общая протяженность транспортной сети по видам путем сообщения в последние десятилетия заметно стабилизировалась, в то же время произошло значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром. критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие:

1. транспортоемкость производства (соотношение между транспортом и производством)

2. транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации

3. соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную ориентированность того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система)

4. соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом.

Важным типологическим критерием, отражающим транспортную ориентированность хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок. В значительной мере на это соотношение влияет развитие в стране туризма и рекреационной сферы.

80.