logo search
эк

3.2 Место России в глобальной мировой экономике XXI в.

Стратегия внешнеэкономической политики России ориентирована на участие в процессе мирового хозяйства исключительно пассивными методами, а прогнозные данные развития нашей страны, хотя и декларируют, но фактически не подтверждают перехода на диверсифицированный, инновационный тип развития экономики, а, следовательно, на активное влияние в мировой экономике и использование преимуществ ее регионализации для решения национальных стратегических задач и достижения приоритетов национальной экономической политики.

Высокие темпы развития российской экономики в последние годы, во многом связаны с благоприятной конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на мировых рынках (с 2002 года по 2007 год металлы в среднем подорожали в 2 раза, нефть более чем в 2 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). Но, в то же время в последние три-пять лет возрастает роль фактора расширения внутреннего спроса и подъема производительности труда и капитала.

Наблюдается позитивный эффект для экономики от проведения значительной части структурных реформ, формирования институциональной среды развития рыночных процессов. Это касается также открытия рынков для импорта, выравнивания цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международными правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами, др.

«Сырьевая модель» развития будет иметь ряд важных прогнозируемых последствий для экономического пространства страны.

В долгосрочной перспективе ожидается перемещение основного «производственного цеха» страны в ее северные и восточные регионы, где предполагается реализация значительных инвестиционных проектов, развертывание нового освоения. Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, обеспечивающих интеграцию РФ в глобальную экономику. Предполагается ускоренное развитие крупных городских агломераций -«центров управления», в которых будут размещаться штаб-квартиры больших компаний, работающих на глобальном рынке, а также зоны инновационного развития. Центры агломераций - крупные города (прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара) - будут стягивать на себя управленческие функции.

По оценкам МЭР РФ, в 2006-2010 годах больше половины добавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5%).

Рост новых форм организации экономической и социальной активности на территории, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимулирование инновационного развития: формирование новых особых экономических зон (промышленных, технико-внедренческих, портовых и туристско-рекреационных), создание крупных технопарков федерального значения, создание новых учебно-научных центров, развитие новых систем транспортных коммуникаций и др.

Региональная внешнеэкономическая деятельность - это целая система международного экономического сотрудничества, осуществляемого хозяйствующими субъектами в регионе - совершенствование воспроизводственной структуры посредством использования внешнеэкономических факторов, повышение научно-технического уровня производства, улучшение социально-экономического положения в регионе и т.д.

Глобализация - качественно новая ступень развития мирового хозяйства, знаменующая смену парадигмы в процессе осмысления сущности происходящих в мире эволюционных преобразований. Она характеризуется формированием центра общепланетарного управления, монополизировавшего важнейшие ресурсы экономического развития мира, соединив их с потенциалом власти (политической, военной, экономической) глобалистической номенклатуры, что позволяет ей концентрировать в своих руках функции мегасубъекта организации всемирного экономического порядка, наднационального регулирования мирохозяйственных связей (по модели американоцентризма).

К глобализационным императивам модернизации национального хозяйства России можно отнести: усиление социально-рыночной природы национальной экономики; действенное участие в системе международного разделения труда и трансграничном межстрановом обмене товарами, капиталами, технологиями, рабочей силой, энергосырьевыми ресурсами и информационно-программными продуктами; формирование рационально-открытой модели макрохозяйственной системы; обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; формирование экономической политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений с ориентацией на принятые в международном сообществе пороговые индикаторы тарифных и нетарифных ограничений экспортно-импортных операций, разработку инструментария действенного контроля трансграничных валютных потоков и др.

Соответственно, в сфере экономики модернизация России своим содержанием имеет переход к постиндустриальной социально ориентированной экономике, рыночно-регулируемому хозяйству на базе системных преобразований экономического уклада, который сложился в России в середине второй половины XX в. Создание социального рыночного хозяйства - одна из главных задач государства, которое обеспечивает баланс между саморегулированием рынка и необходимостью вмешательства, регулирует объемы хозяйственной свободы и уровни социальных гарантий, создает условия для стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности всех категорий граждан и их занятость, а также контролирует процесс мотивации развития экономики и определения доходов между всеми категориями и слоями граждан, не допускал разрывов в уровнях доходов и расслоения общества.

Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности.

Россия рассматривает подписание Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия как важный фактор обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она будет поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления международно признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Наибольшую озабоченность вызывает обстановка на Корейском полуострове. Усилия будут сосредоточиваться на обеспечении равноправного участия России в решении корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами.

Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.

Россия будет расширять взаимодействие с африканскими государствами, содействовать скорейшему урегулированию региональных военных конфликтов в Африке. Необходимо также развитие политического диалога с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями, использование их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте.

Россия стремится к повышению уровня политического диалога и экономического сотрудничества со странами Центральной и Южной Америки, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях России с этим регионом в 90-е годы. Она будет стремиться, в частности, к расширению взаимодействия с государствами Центральной и Южной Америки в международных организациях, поощрению экспорта в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, развитию с ними военно-технического сотрудничества и кооперации.

При определении региональных приоритетов своей внешней политики Российская Федерация будет учитывать интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности их участников к расширению двустороннего взаимодействия с Россией.

По прогнозам успешность развития России зависит от овладения современными методами воздействия на ход экономических процессов, решения социальных задач, связанных с обеспечением занятости населения. Нынешнее увлечение привычными административными методами управления экономикой, акцент на наращивании добычи углеводородов, требующей огромных капиталовложений, а также на производстве вооружений могут оказаться тормозом экономического развития, что чревато социальными и политическими потрясениями.

По прогнозам к концу первой четверти XXI в. Россия может преодолеть планку в 80% современного уровня развития стран Западной Европы, а к середине века - превзойти нынешний уровень США. По общей величине ВВП Россия в 2025 г. Сравняется с Италией, а к 2050 г. Войдет в первую десятку стран вслед за Китаем, Индией, США, Японией, Бразилией и Германией.

Безопасность России в первую очередь зависит от обеспечения занятости населения в высокоэффективных отраслях гражданского производства. Экономический крах и распад СССР были обусловлены тем, что его политика была нацелена прежде всего на устранение внешней угрозы. При этом страна, занимавшая первые места в мире по добыче полезных ископаемых и производству многих полуфабрикатов, даже по показателю ВВП па душу населения относилась к странам среднего уровня развития.

Будущее России зависит от овладения рыночными методами стимулирования предпринимательской и трудовой деятельности, экономного и рационального использования природных ресурсов. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы рентабельность в обрабатывающей промышленности после вычета налогов была выше, чем при добыче нефти и газа. Производство конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности - основа повышения эффективности всех отраслей хозяйства. Названные меры исключительно важны для решения главной социальной задачи - обеспечения населения высокооплачиваемыми рабочими местами, сокращения диспропорций в личных доходах и в уровне регионального развития.