logo search
nal-019

Лекция: Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

В соответствии со ст. 13 Феде­рального закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой-деятельности" от 1 3 октября 1995 № 1 57-ФЗ (с последующими изме­нениями и дополнениями] российская го­сударственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Меры нетарифного регулирования - это, главным образом, ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности, выполне­ния международных обязательств, защи­ты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные действия иностранных государств, ущем­ляющие права и законные интересы рос­сийских хозяйствующих субъектов. К ме­рам нетарифного регулирования относят­ся: лицензирование и квотирование; уста­новление Государственным таможенным комитетом Российской Федерации переч­ня пунктов пропуска товаров (работ, услуг] на таможенной границе Российской Фе­дерации, через которые могут ввозиться только подлежащие маркировке подак­цизные товары (алкогольная продукция и табачные изделия]; сертификация соот­ветствия товаров экологическим, гигиени­ческим стандартам, а также стандартам качества.

Под таможенно-тарифным регули­рованием внешнеторговой деятельности согласно упомянутому Закону подразуме­вается применение импортного и экспор­тного таможенных тарифов.

Статья 2 Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года № 5003-1 (с последующими изменениями и дополне­ниями] определяет таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин (тамо­женного тарифа], применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную грани­цу Российской Федерации и систематизи­рованным в соответствии с Товарной но­менклатурой внешнеэкономической дея­тельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 (в ред. Постановления Правитель­ства РФ от 26 февраля 2002 г. № 129] "О таможенном тарифе - своде ставок ввоз­ных таможенных пошлин и товарной но­менклатуре, применяемой при осуществ­лении внешнеэкономической деятельнос­ти" таможенный тариф Российской Феде­рации — свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответ­ствии с Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности РФ, осно­ванной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (разра­ботанной международной организацией -Советом таможенного сотрудничества] и Товарной номенклатуре внешнеэконо­мической деятельности Содружества Не­зависимых Государств.

Иными словами, меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность экономических, пра­вовых и организационных мероприятий, осуществляемых в установленном россий­ским законодательством порядке компе­тентными государственными органами и направленных на регулирование внешне­экономической деятельности.

Сущность системы тарифных мер регулирования составляет применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию России и их вывоза с нее. Основной принцип тамо­женно-тарифного регулирования это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин1, зап­рещающего субъектам таможенно-та­рифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, осно­ваний, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тариф­ных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможен­ного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Рос­сии.

Как уже было отмечено выше, клю­чевым элементом тарифных мер регулиро­вания является таможенный тариф, под которым подразумевается документ, со­держащий систематизированный пере­чень ставок таможенных пошлин.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах развитых госу­дарств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие под-позиции, что является следствием тенден­ции к увеличению числа товаров, облага­емых таможенными пошлинами2. Тамо­женный тариф России в целом соответ­ствует современным мировым требовани­ям и содержит детализированные назва­ния товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, перемещение которых через российскую таможенную границу осуществляется без обложения таможенными пошлинами.

Каждому из подлежащих таможен­ному обложению товаров в таможенном тарифе соответствует определенная став­ка таможенной пошлины с указанием ее метода исчисления.

Развитие таможенных тарифов ис­торически проходило в двух направлени­ях. Во-первых, росло число товаров, обла­гаемых пошлинами, а во-вторых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, проис­ходящим из разных стран.

В этой связи применяются два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможен­ный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенной пошлины, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой та­риф не обеспечивает достаточной манев­ренности в таможенной политике, не пре­дусматривает дискриминационных или льготных пошлин, то есть, не соответствует современной необходимости выравнива­ния условий конкуренции на мировом рын­ке, поэтому в настоящее время он мало распространен (Мексика, Боливия).

Сложный (многоколонный) тамо­женный тариф по каждому товару уста­навливает несколько ставок таможенных пошлин (две и более). Сложный та­моженный тариф в большей степени со­ответствует современным реалиям конку­рентной борьбы на мировом рынке. Главным является то, что сложный тариф по­зволяет оказывать дифференцированное давление на хозяйствующих субъектов различных стран, облагая товары одних более высокими пошлинами и предостав­ляя льготы товарам, имеющим происхож­дение из других стран. Иначе говоря, сложный таможенный тариф дает воз­можность государству проводить диффе­ренцированную таможенную политику.

Российским законом о таможенном тарифе, как и в мировой практике, предус­мотрено применение трех видов ставок таможенных пошлин: адвалорных, специ­фических и комбинированных.