logo search
Создание ООН

Предпосылки создания оон

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества. В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно. Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности. На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года союзническая декларация, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире»1 - стала первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций.

14 августа 1941 года президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ подписанный на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде на борту линкора «Принц Уэльский», стал известен как Атлантическая Хартия.

Как видно из содержания восьми пунктов Атлантической Хартии, она декларирует в пп. 1-6 суверенитет, территориальную неприкосновенность, безопасность и экономическое сотрудничество государств, а в пп. 5 и 6 говорит также о стремени добиться для всех людей: а) высокого уровня жизни, б) экономического развития, в) социального обеспечения и г) возможности жить, не зная ни страха ни нужды. Последние пункты Хартии предусматривают свободу плавания по морям и океанам (п.7) и создание системы всеобщей безопасности и разоружения агрессивных государств (п.8).2

В Атлантической Хартии, вместе с тем, не был затронут ряд существенных вопросов. В ней не говорится: 1) о международной военной силе, предназначенной для обеспечения мира, и шире – о международной организации безопасности; 2) о системе мирного разрешения международных конфликтов и, в частности, о международном суде; 3) о системе колоний и мандатов; 4) о борьбе с фашизмом и наказании преступников войны, а также о ряде других вопросов.

Однако, несмотря на свою неполноту, Атлантическая Хартия все же содержала некоторые положительные принципы устройства послевоенного мира, в силу чего она встретила поддержку Советского правительства.

В своей Декларации 24 сентября 1941 года на Межсоюзной конференции в Лондоне Советское правительство указало, что перед союзными странами стоит важная задача «определить пути и средства для организации для организации международных отношений и послевоенного устройства мира», заложить «основы правильных и отвечающих желаниям и идеалам свободолюбивых народов отношений международного сотрудничества и дружбы».3

Исходя из этого, Советское правительство выразило свое согласие с основными принципами Атлантической Хартии. При этом, высказываясь за последовательное осуществление этих принципов «неизбежно должно будет сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или другой страны».4

1 января 1942 года в Вашингтоне представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», заявили о поддержке Атлантической Хартии, подписав «Декларацию Объединенных Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом. На основе принятой Межсоюзной конференцией резолюции был разработан проект создания Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА), что явилось лишь началом работы по созданию различных международных органов Объединенных Наций.

Хотя начальная Декларация Объединенных Наций была подписана в Вашингтоне, советские историки настаивают на том, что местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва, поскольку именно в Москве была подписана Декларация о создании всеобщей организации безопасности.5

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, а также приглашенного посла из Китая, состоявшаяся 19 – 30 октября 1943 г., явилась следующим шагом к сплочению общих усилий Объединенных Наций.

Повестка дня состояла из 17 пунктов, из которых к предмету настоящей работы относится только п. 2 – «предлагаемая декларация четырех наций по вопросу о всеобщей безопасности. В принятом тексте «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности» правительства СССР, США, Великобритании и Китая заявили, что они объединены решимостью, в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г., продолжать военные действия против тех держав оси, с которыми они находятся в состоянии войны, «пока эти державы не сложат своего оружия на основе безоговорочной капитуляции».

Декларация заявляла о необходимости обеспечения быстрого и организованного перехода от войны к миру и установления и поддержания международного мира и безопасности при наименьшем отвлечении мировых людских и экономических ресурсов для вооружения. Она ставила цель продолжить создавшееся в течение войны сотрудничество также на последний период войны.

В соответствии с этим Декларация предусматривала еще более тесное сотрудничество в ведении войны, а с другой стороны – устанавливала принципы международного сотрудничества и обеспечения безопасности и в мирное время. Подписавшие Декларацию державы признали необходимость учреждения в возможно короткий срок для поддержания международного мира и безопасности всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые.

Принятая Московской конференцией Декларация 30 октября 1943 г., заложила основы, на которых должна была быть создана международная организация безопасности.

Дальнейшая разработка основ международной организации проводилась как в отдельных странах – участницах Московской конференции, так и в порядке дипломатической переписки.

Решение Московской конференции 1943 г. получили подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана руководителями СССР, США и Великобритании Декларация, выявившая решимость этих стран «работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время». Руководители трех держав заявили: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых всем сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать… Мы уверено ждем того дня, когда все народы будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью».6

Следующим очень значимым периодом в истории создания ООН стало проведение конференции в Думбартон-Оксе (Вашингтон) в сентябре – октябре 1944 года.

Еще 15 июня 1944 года президент США Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации. Президент заявил о том, что проектируется создание мировой международной организации, имеющей целью как охрану безопасности, так и сотрудничество для стабильности мирных и дружественных отношений между нациями.

Конференция в Думбартон-Оксе была созвана во исполнение декларации Московской конференции, принятой в октябре 1943, об "учреждении в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности". Четыре державы - участницы этой декларации (СССР, США, Англия и Китай) - провели предварительные переговоры в целях выработки устава организации.

Сами переговоры распались на два этапа: 1) переговоры представителей СССР, США и Великобритании с 21. 08. по 28. 09. 1944 и 2) переговоры двух последних держав с Китаем с 29. 09. по 7. 10. 1944. В результате этих переговоров 9. 10. 1944 были опубликованы выработанные четырьмя державами предложения, которые затем легли в основу Устава организации Объединённых наций, принятого в июне 1945 на конференции в Сан-Франциско. Главное содержание предложений сводилось к следующему.

Новая организация помимо Генеральной ассамблеи, где представлены все её члены, образует Совет Безопасности, на котором лежит главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности включает 11 членов, в т. ч. 4 участников конференции в Думбартон-Оксе в качестве постоянных членов, а "в своё время" на тех же основаниях должен включить и представителя Франции. Остальные 6 членов Совета избираются Ассамблеей на 2 года без права переизбрания. Под руководством Совета Безопасности должен находиться Военно-штабной комитет, состоящий из представителей генеральных штабов пяти упомянутых держав. Особое внимание уделяется функциям Совета Безопасности: 1) по урегулированию мирными средствами международных споров и 2) по предотвращению и подавлению агрессии. Все члены организации обязуются следовать рекомендациям Совета при мирном разрешении споров и выполнять решения Совета, когда он выносит их для поддержания международного мира и безопасности при наличии угрозы миру или нарушения мира. Совет может предпринимать дипломатические, экономические или другие меры, не связанные с использованием вооружённой силы. Но "если Совет Безопасности сочтёт, что такие меры являются недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия при помощи воздушных, морских или наземных вооружённых сил, которые могут быть необходимы для поддержания или восстановления международного мира и безопасности". При этом определенные контингенты военно-воздушных сил должны содержаться в состоянии немедленной готовности для совместных международных принудительных действий.

Предложения содержали также несколько кратких (и неполных) постановлений о региональных соглашениях и их роли в борьбе за поддержание международного мира и безопасности. Эти постановления были развиты и дополнены позднее - на конференции в Сан-Франциско.

Что касается Генеральной ассамблеи, то предложения, принятые в Думбартон-Оксе, определяли её функции, полномочия и процедуру. К компетенции Генеральной ассамблеи было отнесено не только право рассматривать, обсуждать общие принципы и вопросы в деле поддержания международного мира и безопасности, но и давать рекомендации по таким вопросам, с тем, однако, что необходимые действия предпринимаются Советом Безопасности. Вместе с тем Ассамблея, руководя деятельностью Экономического и Социального совета, даёт рекомендации в целях поощрения международного сотрудничества в экономической и социальной областях и в целях "урегулирования ситуаций, которые могут повредить всеобщему благополучию". Генеральная ассамблея имеет полномочия по приёму и исключению членов организации и приостановке их прав (во всех трёх случаях по рекомендации Совета Безопасности) по выборам состава органов организации (в т. ч. по выборам генерального секретаря), по бюджету и т. д. Предложения указывают, какие решения принимаются Ассамблеей квалифицированным большинством 2/3 и какие - простым большинством голосов.

В ходе обсуждения проекта предложений было достигнуто соглашение о том, что цели создаваемой организации не должны ограничиваться лишь обеспечением безопасности, но должны охватывать и "международное сотрудничество в разрешении международных экономических, социальных и других гуманитарных проблем", а также поощрение уважения к правам человека и основным демократическим свободам. В результате было намечено создать наряду с Ассамблеей и Советом Безопасности третий орган - Экономический и Социальный совет в составе 18 членов, избираемых Ассамблеей на три года и выносящих решения простым большинством голосов. Совет должен координировать международные условия в указанных выше областях.

Наконец, четвёртым органом должен был стать Международный суд, на организации и компетенции которого конференция за недостатком времени не останавливалась.

Предложения Д. к. содержат 12 глав: 1) цели организации, 2) принципы, 3) членство, 4) основные органы, 5) Генеральная ассамблея, 6) Совет Безопасности, 7) Международный суд, 8) мероприятия по поддержанию международного мира и безопасности, включая предотвращение и подавление агрессии, 9) мероприятия в области сотрудничества по международным экономическим и социальным вопросам, 10) секретариат, 11) поправки (т. е. порядок внесения поправок в Устав организации), 12) мероприятия переходного периода (которые могут приниматься четырьмя державами - участницами Московской декларации 1943).

Однако конференции не удалось придти к соглашению по вопросу о порядке голосования в Совете Безопасности и о составе первоначальных членов будущей международной организации, т. е. тех, кто подпишет Устав организации.

Не был решён вопрос и о том, продлить ли существование Постоянной палаты международного правосудия, образованной Лигой наций в 1922, или создать новый Международный суд Объединённых наций.

Оценивая результаты, И. В. Сталин в своём докладе от 6. 11. 1944 указал, что "девять десятых вопросов безопасности были разрешены на этой конференции в духе полного единодушия".7

Многие вопросы, которые были не решены на переговорах в Думбартон-Оксе, предстояло решить на следующих переговорах.

11 февраля 1945 года после встреч на Крымской конференции в Ялте, Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». Там, в Крыму было объявлено о созыве конференции в Сан-Франциско.