Теоретический материал по вопросу
Эффективность и интенсивность международной торговли оценивается целым блоком показателей и коэффициентов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Для оценки интенсивности международной торговли и степени участия страны применяется ряд показателей, характеризующих одновременно зависимость экономики страны от внешней торговли. К таковым относится в первую очередь показатель экспортной квоты, который понимается как отношение объема экспорта (за год) к ВВП в следующей формуле:
Чем больше показатель Эк, тем более высока степень открытости экономики.
В начале ХХI в. средние значения экспортной квоты по миру составили 20%, причем у промышленно-развитых стран она составляет 27%, у развивающихся – 12%, у стран с переходной экономикой – 5,5%.
Используется также показатель импортной квоты, который рассчитывается как отношение объема импорта (за год) к ВВП в следующей формуле:
Наиболее точным показателем, индексом открытости национальной экономики является показатель внешнеторговой квоты, которая понимается как отношение суммы объемов экспорта и импорта страны (за год) к ее ВВП в следующей формуле:
Чем больше ВТК, тем более открытой является экономика страны. В 50-60-е гг. к числу открытых стран относили те, у которых внешнеторговая квота составляла более 10%. С конца 90-х гг. и в настоящее время к числу стран с высокой открытостью относят те, у которых внешнеторговая квота более 45%, а к странам с низкой открытостью те, у которых этот показатель менее 27%. Из приведенной таблицы видно, что из числа развитых стран к таковым можно отнести Японию. В начале XXI в. произошло значительное снижение экспортной квоты Италии, снизилась экспортная квота Франции и Великобритании. Это объясняется тем экономическим спадом, который ныне переживают страны Европы.
Таблица 1.
- Изучив данную тему, Вы должны уметь:
- Изучив данную тему, Вы приобретете навыки
- При изучении темы Вам необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
- Вопрос 1. Показатели мировой торговли и внешнеторгового оборота. Объемные (абсолютные) показатели. Для изучения этого вопроса необходимо:
- 1. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Евдокимова. – м., 2006. – Глава 6.
- 2. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Под ред. А.С. Булатова, н.Н. Ливенцева. – м., 2008. – Глава 17.
- 3. Киреев а.П. Международная экономика. В 2-х ч. – ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - м.: 1997. Глава 4.
- Теоретический материал по вопросу.
- Вопрос 2. Результирующие и структурные показатели международной торговли. Для изучения этого вопроса необходимо:
- 1. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Евдокимова. – м., 2006. – Глава 6.
- 2. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Под ред. А.С. Булатова, н.Н. Ливенцева. – м., 2008. – Глава 17.
- 3. Киреев а.П. Международная экономика. В 2-х ч. – ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - м.: 1997. Глава 4.
- Теоретический материал по вопросу
- Динамика внешней торговли России
- 1. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Евдокимова. – м., 2006. – Глава 6.
- 2. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Под ред. А.С. Булатова, н.Н. Ливенцева. – м., 2008. – Глава 17.
- 3. Киреев а.П. Международная экономика. В 2-х ч. – ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - м.: 1997. Глава 4.
- Теоретический материал по вопросу
- Динамика внешнеторговой квоты
- Внешнеторговый оборот на душу населения.
- Для подготовки к семинару: Продумайте ответы на следующие вопросы:
- Подготовьте текст для выступления на семинаре, если необходимо, предварительно согласуйте с преподавателем. Для подготовки к практикуму: Решите задачи:
- Оформите Ваши решения и передайте преподавателю.
- Выполните тестовые задания для самопроверки:
- Для подготовки к консультации: Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднения и которые требуют дополнительной консультации и передайте их преподавателю.