logo search

Кейс. «Европейская валютная система»

В декабре 2010 года европейским политикам удалось убедить власти Ирландии принять многомиллиардный пакет помощи. Однако экономика еврозоны остается нестабильной из-за проблем в Португалии, Испании и Греции.

Ирландия в рамках совместной помощи Евросоюза и МВФ получит 85 млрд евро. По замыслу политиков, этих денег ирландским властям должно хватить на то, чтобы купировать кризис и оздоровить бюджет и банковскую систему страны. Уже гот факт, что ирландское правительство согласилось принять помощь ЕС и МВФ, можно расценивать как серьезную победу еврозоны — ведь ирландцев куда больше пугал не тяжелейший финансовый кризис, а совместное оказание помощи европейскими государствами при необходимых условиях сокращения госрасходов и оздоровления бюджета страны. Но в итоге масштаб финансовых проблем сыграл свою роль. Если в 2009 году дефицит бюджета Ирландии составлял 14,4% от ВВП (то есть превышал параметры Маастрихтского договора почти в пять раз), то но итогам 2010 года он достиг 32,3% (превысив норматив европейского пакта стабильности почти в 11 раз).

Экономика Ирландии серьезно пострадала от мирового кризиса. Спасая национальные банки от последствий схлопывания пузыря на рынке недвижимости, власти недопустимо раздули госдолг и дефицит бюджета (две трети дефицита обусловлены программами спасения национального финансового сектора). Страна просто не могла самостоятельно выйти из штопора. В итоге правительству пришлось признать свою несостоятельность и согласиться на финансовые вливания ЕС и МВФ.

Кредит в 85 млрд евро (для сравнения: в 2009 году расходы госбюджета составляли 78 млрд евро, доходы — 55 млрд евро) состоит из нескольких частей. По 22,5 млрд выделят МВФ и Евросоюз. Еще 17,7 млрд даст специальный стабилизационный фонд зоны евро — финансовый орган, созданный весной 2010 года в рамках спасения экономики Греции. Стабилизационный фонд представляет взаимные гарантии стран еврозоны (кроме Греции), а также МВФ. Еще 3,8 млрд евро выделит имеющая тесные экономические связи с Ирландией Великобритания. Не входящие в зону евро Швеция и Дания передадут 0,6 и 0,4 млрд евро соответственно.

Важно, что 20,5% стабилизационных средств, или 17,5 млрд евро, привлечет сама Ирландия: 5 млрд из них будут взяты из золотовалютного фонда, а еще 12,5 — из пенсионного фонда страны. Изъятие этих денег — одна из наиболее болезненных частей программы спасения. Весь пенсионный фонд Ирландии составляет 24,5 млрд евро, таким образом, на лечение экономики будет брошена половина всех пенсионных накоплений граждан. Чтобы хоть как-то справиться с сокращением средств фонда, пенсионный возраст в стране будет повышен с 65 до 68 лет — один из самых высоких показателей в ЕС.Затянуть пояса придется и другим категориям граждан. Общественный сектор сократит 25 тыс. рабочих мест, это около 6% занятых в общественном секторе. Госрасходы будут уменьшены на 10 млрд евро, при этом 2,8 млрд из них — сокращение на социальную сферу. Минимальная зарплата по стране сократится с 8,65 до 7,65 евро в час. Кроме того, ирландцев ожидает повышение налогов. Так, НДС будет поднят сначала с 20 до 22%, а затем до 23%. По мнению правительства Ирландии, комплекс этих мер к 2011 году даст возможность сократить дефицит бюджета более чем втрое — до 9,1% ВВП. К 2014 году, когда ирландцам предстоит окончательно расплатиться по предоставленному кредиту, дефицит страны уже должен удержаться в рамках европейского пакта стабильности и составлять не более 2,8% от ВВП.

Несмотря на активную помощь других государств Европейского Союза, рынки продолжают выказывать недоверие ирландским ценным бумагам. Уже после сообщений о принятии плана спасения процентная ставка но 10-летним ирландским гособлигациям выросла до 9,25% — максимум с 1993 года. Высокие ставки доходности по госбумагам означают, что для займа денег правительству приходится предлагать инвесторам доходность выше, чем доходность по бумагам более стабильных государств.

Бегство инвесторов продолжилось несмотря на то, что Европейский Центробанк активно скупал государственные облигации стран еврозоны. ЕЦБ пытается таким образом противодействовать играющим против облигаций стран еврозоны спекулянтам с мая, когда кризис в Греции вошел в максимально острую фазу, — с тех пор он уже выкупил бумаг стран еврозоны на 80 млрд евро. В создавшейся ситуации особую опасность представляют балансирующие на 1рани кризиса экономики Португалии и Испании. Вместе с Ирландией и Грецией они образуют группу наиболее экономически слабых стран еврозоны, так называемых P1GS. Падение этих экономик по цепочке домино главный кошмар европейских экономистов, ведь их одновременное спасение может оказаться не под силу даже объединенной Европе.

Но даже если эффекта домино в Европе удастся избежать, долгосрочная стабильность не гарантирована. Финансовые риски, связанные с госдолгом ряда стран, известны уже несколько лег; более того, в ближайшие годы эти риски будут лишь расти из-за повышения уровня задолженности. Однако политики и министры финансов продолжают заниматься «тушением пожаров» на периферии зоны. В центре их внимания остается проблема текущей ликвидности, а не долгосрочной платежеспособности. Последняя возможна лишь при устойчивом экономическом росте, перспективы которого для ряда европейских стран оказались весьма туманными. Европейская периферия за последние десятилетия (особенно после введения евро) потеряла значительную часть своей конкурентоспособности. До тех пор, пока Греция, Ирландия или Португалия не найдут новые источники экономического роста, нестабильность в еврозоне будет сохраняться.

1. В чем на ваш взгляд заключается главная проблема Европейской валютной системы? В чем принципиальное отличие Европейской валютной системы?

2. Каким образом обычно справляются с долговыми кризисами государства, не связанные обязательствами валютного союза?

3. Какие специальные институты были созданы ЕС для поддержания финансовой стабильности Европы?

4. Почему более успешные страны ЕС оказывают практически безвозмездную помощь своим партнерам но зоне евро?

5. Какую роль в сложившейся кризисной ситуации играет рынок ценных бумаг? Что такое «спекуляции против евро»? Зачем Европейский Центральный Банк скупает государственные облигации Греции и Ирландии?

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ФАКТОРЫ.

8.1 Назвать две основные предпосылки (фактора), за счет которых может быть обеспечен рост экономики. Какими путями (экономическими мерами) может быть обеспечено увеличение каждого из факторов? Существуют ли объективные границы роста экономики в каждый данный момент?

8. 2 В текущем году ВНП возрос с 2000 ед. до 2100 ед. Население страны, составлявшее 100 ед., возросло за этот период на 2,5 %. Процент трудоспособного населения не изменился и составляет 60.

Определить:

а) имеет ли место экономический рост;

б) темп роста ВНП;

в) ВНП на душу населения;

г) динамику производительности труда.

8.3 Указать экономические рычаги государственного воз­действия на экономический рост со стороны спроса и со стороны предложения.

Нет ли между ними противоречий?

Имеются ли общегосударственные общественно полезные мероприя­тия, следствием которых является замедление экономического роста?

8. 4 Указать совокупность факторов, от которые зависит экономический рост. По какому признаку их можно классифицировать на факторы спроса и факторы предложения?

Показать графически взаимодействие этих факторов.

8.5 При неизменной величине рабочего дня численность за­нятых снижается с 40 до 35 ед. Среднедневная выработка на одного работавшего возрастает с 10 до 15 ед.

Произошел ли экономический рост? Объяснить этот экономический феномен.

Определить, находится ли экономика на кривой своих произ­водственных возможностей.

8.6 Прокомментировать следующее высказывание: "Мы посто­янно стоим на распутье - между потреблением сегодняшним и потребле­нием завтрашним".

8.7 Используя гипотетический пример, построить кривую производственных возможностей какой-то страны.

Показать, как и почему изменится Ваш график, если:

а) возрастет технологический уровень производства;

б) возрастут издержки на добычу полезных ископаемых;

в) темпы роста заработной плата превысят темпы роста произво­дительности труда;

г) будут осуществляться крупномасштабные вложения на природоохранные мероприятия.

8.8 Производственная функция имеет вид

J = К ½ * L ½ ,

где J - объем произведенной продукции, ед.;

К - размер применяемого капитала, ед.;

L - численность работающих, ед.

1). Количество применяемого капитала увеличилось на 100 ед., численность работающих не изменилась, а предельный продукт капитала равен 1/4. Определить дополнительный прирост продукции за счет прироста капитала.

2). Количество работающих увеличилось на 50 чел., количество капитала не изменилось, а предельный продукт труда равен 2. Опреде­лить дополнительный прирост продукции за счет прироста численности работающих.

8.9 Распределить по значимости движущие силы экономического роста с необходимым обоснованием:

а) экономическая политика;

б) духовные факторы;

в) экономические противоречия;

г) экономические интересы.

8.10 Какие из перечисленных показателей являются наиболее точны­ми обобщающими показателями экономического роста:

а) рост численности населения страны;

б) рост объема добываемого сырья;

в) рост объема номинального ВНП;

г) рост объема реального ВНП;

д) рост реального ВНП на душу населения?

8.11 Что такое качество экономического роста:

а) увеличение темпов экономического роста;

б) рост величины каждого процента прироста ВНП;

в) увеличение доли прироста ВНП за счет роста производительности труда?

8.12 Назвать факторы экстенсивного и интенсивного экономического роста:

а) увеличение количества функционирующих средств производства;

б) повышение качественного уровня используемых средств производства;

в) интенсификация труда;

г) рост численности занятых;

д) улучшение использования факторов производства.

8.13 Что не является результатом экстенсивного экономического роста:

а) рост размеров производства сопровождается пропорциональным ростом численности работников производства;

б) увеличивается выпуск продукции на единицу затраченного живого труда;

в) затраты живого и прошлого труда на единицу полезного эффекта продукта труда не изменяются?

8.14 Что характеризует капиталосберегающую форму интенсивного экономического роста:

а) увеличивается производительность труда, снижается материалоемкость, растет капиталоотдача;

б) увеличивается производительность труда, растет материалоем­кость продукции, снижается капиталоотдача;

в) увеличивается производительность труда, растет материалоем­кость продукции, растет капиталоотдача;

и) увеличивается производительность труда, снижается материа­лоемкость продукции, уменьшается капиталоотдача?