logo search
Institutsionalizm_bakalavry_Menedzhment_2011_ch

Дайте определение и изложите структуру международного рынка услуг. В чем специфика международной торговли услугами?

Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. Хотя услуги считают третичным сектором экономики, на них к настоящему времени уже приходится 2/3 ВВП.

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

1) они неосязаемы

2) они неотделимы от своего источника

3) их производство и потребление неразрывны

4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость, несохраняемость

Количество услуг, их роль в экономике быстро растет, прежде всего в результате НТП.

Классификация услуг:

1) коммунальные и строительство

2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы

3) транспортировку, хранение и связь

4) оборону и обязательные социальные услуги

5) образование, здравоохранение

6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги

С точки зрения движения факторов производства, услуги делятся на факторные, связанные с международным перемещением факторов производства и нефакторные- остальные виды услуг.

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт и импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Торговля услугами растет быстрее чем экспорт товаров. В отраслевой структуре экспорта услуг, до начала 80-х годов преобладали транспортные услуги, однако в последствии они уступили место «другим частным услугам» и туризму. В 21 в. «другие частные услуги» занимают первое место в экспорте, поскольку в их состав входят такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги. изменяется и географическая структура международной торговли услугами. Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. тенденция в МТ услугами состоит с одной стороны в превалировании, с другой- в постепенном сокращении удельного веса в этой группе стран в торговле услугами в результате активизации в сфере услуг НИС и др. развивающихся государств.