Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.
3.1.Критерии оценки знаний
Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:
Вид работы
| Оценка/Процент | Описание критериев оценки |
Контрольная | A (90-100%) | Способность определять и разрабатывать индикативнее показатели деятельности персон и институтов, выстраивать на их основе самостоятельные системы оценок Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС; умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени, способность к сравнительному анализу и синтезу |
| B (82-89%) | Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС; умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени. |
| C (75-81%) | Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС, способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде |
| D (67-74%) | Частичные знания проблематики экономических и политических процессов происходящих |
| E (60-66%) | Знание одного-двух вопросов контрольной |
| F (менее 60%) | Отсутствие знаний и умений по вопросам контрольной |
Деловая игра | A (90-100%) | Способность к эффективному устному общению и работе в мультикультурной среде; умение принимать решения в состоянии стресса; проявлять толерантность к различным мнениям, сформулировать и отстаивать свою позицию |
| B (82-89%) | Понимание механизма и особенностей принятия решений в ЕС, умение принимать решения в состоянии стресса, умение сформулировать и отстаивать свою позицию |
| C (75-81%) | Понимание механизма и особенностей принятия решений в ЕС, наличие интереса к игре |
| D (67-74%) | Наличие базовых знаний по тематике игры, умение проявлять толерантность к различным мнениям |
| E (60-66%) | Наличие частичных знаний по предмету игры |
| F (менее 60%) | Отсутствие базовых знаний по предмету игры и интереса к игре |
Работа на семинаре | A (90-100%) | Участие в дискуссиях на семинаре, Способность к эффективному поиску новейшей информации (в том числе и в Интернете, способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в ЕС и России |
| B (82-89%) | Подготовка презентации в PowerPoint, Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС |
| C (75-81%) | Подготовка устных докладов, посещение более половины семинаров, участие в дискуссиях на семинарах |
| D (67-74%) | Подготовка устных докладов, посещение более половины семинаров |
| E (60-66%) | Низкий результат тестов, подготовка устных докладов, Пропуск более половины занятий, |
| F (менее 60%) | Пропуск более половины занятий, отсутствие устных докладов |
Ответ на экзамене | A (90-100%) | Знание проблематики процессов европейской интеграции, умение прогнозировать перспективы взаимоотношений России и ЕС; способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи |
| B (82-89%) | Знание проблематики процессов европейской интеграции |
| C (75-81%) | Наличие базовых знаний в области процессов европейской интеграции |
| D (67-74%) | Наличие частичных знаний в области процессов европейской интеграции |
| E (60-66%) | Наличие знаний одного вопроса зкзамена |
| F (менее 60%) | Отсутствие знаний по тематике экзамена |
3.2. Примерные темы рефератов, курсовых работ, проектов, др.
Подготовка студентами письменной работы (аналитической справки, реферата или курсовой работы) в рамках данного курса не предусмотрена
3.3.Список вопросов для подготовки к экзамену .
Понятие региональной интеграции. Глобализация, интеграция, регионализация.
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира).
Противоречия и закономерности региональной интеграции. Предпосылки европейской интеграции.
Базовые теории европейской интеграции. Функционализм и федерализм.
Европейская идея в XVIII - первой половине XX века: основные проекты и их авторы.
Европейские сообщества на первом этапе интеграционного строительства (1950-е - середина 1970-х гг.).
Трудности и результаты второго этапа европейской интеграции (середина 1970-х - середина 1980-х гг.).
Новый подъем интеграционного строительства в Европе с середины 1980-х гг. до 2004 г. Общая характеристика этапа.
Единый европейский акт. Задачи, содержание и результаты.
Маастрихстский договор о Европейском Союзе. Основные положения и значение.
Амстердамский договор. Основные положения и значение.
Ниццкий договор и институциональная реформа ЕС накануне его расширения на восток.
Договор о Конституции для Европы. Лиссабонский договор.
Понятие «опор» ЕС. Сферы исключительной и смешанной компетенции ЕС.
Совет и Комиссия ЕС: состав и компетенции. Двойное большинство в Совете.
Европейский Совет и Европейский Парламент: состав и компетенции.
Суд ЕС, Суд первой инстанции: состав и компетенции.
Бюджет ЕС, проблемы бюджетной политики.
Многоуровневая система управления ЕС. Исключительная и смешанная компетенция. Принцип субсидиарности.
Процесс и процедуры принятия решений в ЕС.
Виды законодательных актов ЕС и особенности их имплементации.
Общая сельскохозяйственная политика ЕС. История и современные тенденции.
Транспортная политика ЕС.
Экологическая политика ЕС.
Социальная политика ЕС.
Энергетическая политика ЕС. Энергодиалог России и ЕС.
Региональная политика ЕС. Политика сплочения.
История валютного сотрудничества в Европе до Первой мировой войны.
Опыт валютного сотрудничества в Европе в 1950-е – 1995-е гг. Формы, цели и результаты.
Причины, задачи и график строительства ЭВС.
Общая экономическая политика ЕС. Маастрихтские критерии. Пакт стабильности и роста.
Органы ЕЦБ и проводимая ими политика. Главная цель ЕЦБ.
Предпосылки и история формирования общей внешней политики и политики безопасности ЕС.
Механизм разработки и осуществления общей внешней политики и политики безопасности ЕС.
Европейская политика безопасности и обороны. Цели и инструменты.
Формирование сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия (1970-1990 годы).
Пространство свободы, безопасности и правосудия: понятие и содержание.
Действия ЕС в ответ на новые вызовы безопасности в 2001-2007 гг. Борьба с терроризмом, европейский ордер на арест.
Шенгенское законодательство.
Этапы расширения ЕС: от ЕС-6 к ЕС-27. Соотношение процессов расширения и углубления европейской интеграции.
Подготовка стран-кандидатов к вступлению в ЕС: договорная база, Копенгагенские критерии, переговоры.
Особенности расширения ЕС в 2004 и в 2007 гг. Перспективы и проблемы дальнейшего приема новых членов.
Европейская политика соседства: заявленные цели и принцип отбора участников.
Отношения ЕС со странами Средиземноморья.
Отношения ЕС со странами АКТ.
Отношения ЕС с США: стратегические интересы сторон и узловые проблемы.
Участие ЕС в глобальном партнерстве в целях развития.
Договорная и политическая основа отношений России и ЕС. Институты сотрудничества.
Отношения России и ЕС в 90-е годы и до 2004 г. Основные вопросы и направления сотрудничества.
Отношения России и ЕС в 2005 – 2007 гг. результаты и проблемы. Перспектива заключения нового соглашения.
«Дорожные карты» по общему пространству науки, образования и культуры и по общему пространству внутренней безопасности РФ и ЕС.
Разработка «Дорожных карт» о создании четырех общих пространств РФ и ЕС. Состояние переговоров о судьбе СПС.
Диалог по вопросам безопасности России и Европейского союза. «Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности
Экономическое сотрудничество России и ЕС: тенденции и проблемы.
Ключевые вопросы по курсу («Красные рамки»)
Политическая карта Европы.
Стадии региональной интеграции.
Основные интеграционные группировки мира
Состав ЕС.
Состав зоны евро на январь 2008 г.
Состав шенгенской зоны на декабрь 2007 г.
Важнейшие договоры ЕС, даты и основное содержание.
Население и ВВП ЕС - 27. Сравнение с США.
Опоры ЕС.
Институты ЕС, их компетенция.
Виды действующих законодательных актов ЕС.
Объем годового бюджета ЕС.
Маастрихтские критерии.
Копенгагенские критерии.
«Главная цель - 2010».
Расширения ЕС (1973 – 2007 гг.), вступившие страны и даты вступления.
Уровень инфляции в ЕС.
Уровень безработицы в ЕС.
Отношения ЕС и России: договорная и политическая база.
3.4.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников.
- Раздел 1. Организационно-методический
- Раздел 2. Содержание курса
- Раздел 2. Институциональное устройство и политики ес
- Тема 2.1. Институты ес и принципы их функционирования
- Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности.
- Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
- Раздел 4. Ес в мире.
- Тема 4.1. Расширение Европейского Союза.
- Тема 4.2. Ес в системе международных отношений в ххi веке.
- Тема 4.3. Отношения России и Европейского Союза.
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.
- Тема 1.1. Понятие региональной интеграции. Интернационализация, глобализация и интеграция.
- Тема 1.2. 1.3. История европейской интеграции.
- Тема 2.1. Институты ес и принципы их функционирования
- Тема 2.2. Законодательство и бюджет ес.
- Тема 2.3. Отраслевые политики ес.
- Тема 3.1. Экономический и валютный союз
- Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности
- Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия
- Тема 4.1. Расширение Европейского Союза.
- Тема 4.2. Ес в системе международных отношений в ххi веке.
- Тема 4.3. Отношения России и Европейского Союза.
- Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса (в случае необходимости)