logo search
Актуальные международно-правовые проблемы защиты животного и растительного мира

1. Международно-правовой режим охраны животного и растительного мира

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось сравнительно недавно - в конце XIX в. Сначала такое сотрудничество имело явно эпизодический характер, основывалось большей частью на двусторонних соглашениях и касалось охраны отдельных природных объектов.

Животный и растительный мир характеризуется биологическим разнообразием. Оно включает разнообразие в рамках одного вида (генетическое разнообразие), между разными видами (видовое разнообразие) и экосистемами (экосистемное разнообразие).

Живые организмы ответственны за осуществление широкого спектра экологических функций, поддерживающих экологическое равновесие в природе, таких как регулирование газового состава атмосферы, защита прибрежных зон, регулирование гидрологического цикла и климата, формирование и сохранение плодородия почв, рассеивание и разложение отходов, опыление многих культур и абсорбирование загрязнителей Голубицкая Н.П. Новые задачи природоохранной политики в условиях изменяющегося положения в Европе // Журнал российского права. 2000. №8. С.65..

Важнейшую роль, как на глобальном, так и на локальном уровнях, играют лесные экосистемы, служащие поставщиками экологических услуг для всего живого в целом, и человечества.

Стокгольмская конференция 1972 г. охарактеризовала леса как самые большие, самые сложноорганизованные и самосохраняющиеся экосистемы из всех существующих на Земле. В ходе Конференции была особо подчеркнута необходимость разработки качественной политики лесопользования, проведения глобального мониторинга состояния лесов и внедрения планирования управления лесными хозяйствами. Конференция рекомендовала, чтобы страны:

- усилили фундаментальные и прикладные исследования с целью улучшения планирования и управления лесным хозяйством, акцентируя внимание на выполняемых ими функциях;

- модернизировали концепцию управлению лесным хозяйством, включив в нее представление о разнообразных функциях леса, а также оценив затраты и прибыльность лесопользования.

Конференция также призвала:

- организации системы ООН консолидировать свои усилия по объединению экологических данных в области национального землепользования и управления лесами для получения необходимых новых знаний в этой области;

- продолжать наблюдения за глобальным состоянием лесного покрова путем организации (в странах) необходимой для этих целей системы мониторинга.

Тем не менее, рекомендации Стокгольмской конференции по лесной тематике остаются большей частью нереализованными из-за противоречий между задачей сохранения лесов и экономическим развитием.

Международное сообщество приняло целый ряд международно-правовых актов, направленных на охрану животного и растительного мира. Особое место среди них занимает Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже в 1972 г. на 17-й сессии ЮНЕСКО. Ее участниками являются 176 государств, в том числе и Россия.

Под природным наследием Конвенция понимает:

- природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

- геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

- природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

В соответствии со ст. 5 Конвенции каждое государство-участник обязано:

1) проводить политику по придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и по охране этого наследия в рамках программы общего планирования;

2) учреждать на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия;

3) развивать научные и технические разработки и исследования для совершенствования методов работы по сохранению культурного и природного наследия;

4) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;

5) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.

Для обеспечения выполнения положений Конвенции предусмотрено создание специального органа при ЮНЕСКО - Межправительственного Комитета по охране всемирного и природного наследия (Комитета всемирного наследия).

Согласно ст. 19 Конвенции любое государство-участник Конвенции может обращаться с просьбой о предоставлении международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия, имеющих выдающуюся универсальную ценность, расположенных на его территории. Оно должно представить вместе со своей заявкой и документацию, в которой должны содержаться описание предполагаемой деятельности, необходимых работ, их примерной стоимости, срочности и изложение причин и т.д.

Как правило, финансирование необходимых работ должно лишь частично возлагаться на международное сообщество. Финансовое участие государства, пользующегося международной помощью, должно являться значительной частью средств, выделяемых для каждой программы или проекта, за исключением тех случаев, когда его ресурсы не позволяют этого Бринчук М.М. Экологическое право. - М., 2004. С.117..

Ключевое место среди международно-правовых актов, направленных на охрану животного и растительного мира, занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., принятая и открытая к подписанию на Конференции в Рио-де-Жанейро. В 1995 г. данную Конвенцию ратифицировала Россия. Ее участниками сегодня являются 167 государств и ЕС.

В преамбуле Конвенции отмечается ценность биологического разнообразия, а также экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, воспитательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение биологического разнообразия для эволюции и сохранения поддерживающих жизнь систем биосферы, которое является общей задачей всего человечества и государства обладают суверенными правами на свои собственные биологические ресурсы и несут ответственность за сохранение своего биологического разнообразия и устойчивое использование своих биологических ресурсов. Государства-участники выразили озабоченность тем, что биологическое разнообразие существенно сокращается в результате некоторых видов человеческой деятельности. Поэтому необходимо развить научное-технический и организационный потенциалы, чтобы обеспечить общее понимание этой проблемы, а также принять соответствующие меры для предупреждения и устранения причины сокращения или утраты биологического разнообразия.

Далее отмечается, что основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение in-situ экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций, видов в естественных условиях, и здесь большая и традиционная зависимость многих местных общин и коренного населения, которые являются хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов и желательно совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с применением традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому его использованию http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml. .

Основным обязательством по Конвенции является сохранение видов и экосистем и их устойчивое (т.е. не ведущее к сокращению и исчезновению) использование.

Ст. 3 Конвенции устанавливает, что государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Участники Конвенции обязались разрабатывать национальные стратегии, планы и программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия и в этих целях в соответствии со ст. 8 создают системы охраняемых районов, в которых необходимо принимать специальные меры по сохранению биологического разнообразия; разрабатывают руководящие принципы отбора, создания и рационального использования таких районов; регулируют или рационально используют биологические ресурсы, имеющие важное значение для сохранения биологического разнообразия; содействуют защите экосистем, принимают меры по восстановлению деградированных экосистем; разрабатывают или осуществляют необходимые законодательные нормы по выполнению своих обязательств по Конвенции и другие мероприятия, предусмотренные в ст. 9, 10.

Конвенция регулирует также вопросы экологической экспертизы, предоставление взаимной информацию Сторонами о возможных неблагоприятных последствиях в целях их предупреждения, принятия законодательных мер, доступа к генетическим ресурсам, к биотехнологии на справедливых и наиболее благоприятных условиях.

Оговорки к Конвенции о биологическом разнообразии не допускаются.

Конвенция в приложениях также содержит процедуру арбитражного разбирательства, а также положение о создании Согласительной комиссии для разрешения спора.

В развитие положений Конвенции о биологическом разнообразии в январе 2000 г. в г. Монреале (Канада) был принят Картахенский протокол по безопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, вступивший в силу 11.09.2003 г. Россия в этом соглашении не участвует.

Цель Протокола - обеспечить надлежащий уровень защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека и с уделением особого внимания трансграничному перемещению.

Протокол, в частности требует, чтобы экспортер обеспечил уведомление в письменном виде национального компетентного органа страны импорта до преднамеренного трансграничного перемещения живого измененного организма, подпадающего под сферу действия данного соглашения.

Особое внимание Протокол уделяет процедуре уведомления в отношении живых измененных организмов, предназначенных для непосредственного использования в качестве продовольствия или корма или для обработки.

Протоколом также предусмотрен обмен информацией и механизм посредничества по биологической безопасности.

Также важное значение имеют международно-правовые акты, направленные на сохранение отдельных видов дикой природы, в особенности тех, которые находятся под угрозой исчезновения. В этом отношении следует особо выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, которая была подписана в Вашингтоне в 1973 г. (СИТЕС). Ее участниками являются 165 государств, включая Россию.

Суть Конвенции заключается в том, что устанавливаются специальные условия международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Все они сведены в три Приложения http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites.shtml .

В Приложение I включены все виды, находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование.

В Приложение II включены:

а) все виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием;

б) другие виды, которые должны быть предметом контроля с тем, чтобы торговля образцами тех видов, которые указаны в п. «а», могла бы быть действительно контролирована.

Положения Конвенции полностью запрещают торговли видами, указанными в Приложении I. В отношении других видов (приведенных в Приложении II и III) торговля разрешается, однако строго регламентирована.

В Приложение III включены все виды, которые по определению любой Стороны должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли.

Для совершения экспортно-импортных операций с образцами видов страны-участники Конвенции должны требовать специальное разрешение в соответствии с видами, указанными в Приложений, и только при наличии выполнения определенных условий: решение научных компетентных органов, что нет угрозы выживанию этого вида; доказательство того, что данный образец не был добыт в нарушение законов данного государства, относящихся к защите фауны и флоры и т.д.

Еще одним важным международным договором в рассматриваемой области является Лусакское соглашение о совместном проведении действий, направленных против незаконной торговли флорой и фауной 1994 г. Россия, к сожалению, в нем не участвует.

Цель Соглашения в соответствии со ст. 2 - снизить, а в последующем полностью искоренить незаконную торговлю флорой и фауной. Для реализации этой цели на постоянной основе учреждена Специальная Комиссия по проведению действий, направленных против незаконной торговли флорой и фауной (Task Force).

Надо отметить, что вышеуказанное Соглашение является одним из наиболее эффективных и действенных международных договоров в области сохранения и защиты окружающей среды.

На Конференции ЮНКТАД в Женеве 26 января 1994 г было принято Международное соглашение по тропической древесине, вступившее в силу 01.01.97 г. Россия в Соглашении не участвует.

Цели соглашения: содействие процессу устойчивого развития; расширение возможностей участников по осуществлению стратегии достижения экспорта тропической древесины и лесоматериалов на базе устойчиво и рационально используемых источников к 2000 году; поощрение и поддержка исследований и разработок с целью улучшения лесоустройства и повышения эффективности использования древесины; консультации в целях поощрения недискриминационной практики торговли древесиной и др.

Учитывая существенные экологические функции водно-болотных угодий как регуляторов водного режима и в качестве местообитаний, обеспечивающих существование характерной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц, под эгидой ЮНЕСКО 2 февраля 1971 г. была принята Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15422 , главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская Конвенция). Россия как государство-продолжатель СССР является участницей Конвенции, Протокола к ней 1982 г. и последующих поправок.

В преамбуле Рамсарской Конвенции подчеркнуто, что водно-болотные угодья представляют собой ресурс, имеющий большое экономическое, культурное и рекреационное значение, потеря которого была бы непоправимой, и одним из аргументов в пользу принятия конвенции является стремление приостановить усиливающееся наступление человека на водно-болотные угодья и их потерю.

Под водно-болотными угодьями в Конвенции понимаются районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров, а соответственно - под водоплавающими птицами понимаются птицы, экологически связанные с водно-болотными угодьями.

Каждый участник Конвенции определяет перечень водно-болотных угодий на своей территории, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения. Юридическое значение внесения в Список тех или иных водно-болотных угодий заключается в том, что в результате возникает основание для осуществления совместных скоординированных мер по их охране.

Конвенция предусматривает, что участники по мере необходимости созывают Конференции по охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц. Указанные Конференции имеют консультативный характер и вправе:

- обсуждать выполнение положений Конвенции;

- обсуждать дополнения и изменения в Списке;

- рассматривать информацию относительно изменений в экологическом характере водно-болотных угодий, включенных в Список;

- давать общие и специальные рекомендации Договаривающимся Сторонам относительно охраны, управления и рационального использования водно-болотных угодий, их фауны и флоры;

- обращаться с просьбой к соответствующим международным органам относительно подготовки отчетов и статистических данных, носящих, в основном, международный характер и касающихся водно-болотных угодий.

Каждая из Договаривающихся Сторон имеет на Конференции один голос, причем рекомендации принимаются простым большинством поданных голосов при условии, что не менее половины Договаривающихся Сторон принимают участие в голосовании.

Серьезную озабоченность международного сообщества вызывают неблагоприятные последствия опустынивания и засухи. В этой связи 17 января 1994 г. в Париже была принята Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке http://www.un.org/ru/development/sustainable/desertification/ . Россия присоединилась к Конвенции 29.05.2003 г.

Цель Конвенции заключается в борьбе с опустыниванием и в смягчении последствий засухи в странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, путем принятия эффективных мер на всех уровнях в сочетании с соглашениями о международном сотрудничестве и партнерстве в рамках комплексного подхода, соответствующего Повестке дня на XXI век и направленного на достижение устойчивого развития в затрагиваемых районах.

Стороны Конвенции обязались:

1. уделять первоочередное внимание борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи и выделять адекватные ресурсы в соответствии с их собственными обстоятельствами и возможностями;

2. разрабатывать стратегии и устанавливать приоритеты, в рамках планов и стратегий устойчивого развития, по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи;

3. рассматривать вопросы устранения причин, лежащих в основе опустынивания и уделять особое внимание социально-экономическим факторам, способствующим развитию процессов опустынивания;

4. содействовать обеспечению осведомленности местного населения и его участию, особенно женщин и молодежи, при поддержке неправительственных организаций, в усилиях по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи;

5. создавать благоприятную атмосферу посредством должного усиления соответствующих существующих законов, а в тех случаях, когда они отсутствуют, посредством издания новых законов и формирования долгосрочной политики и программ действий.

Конвенция предусматривает национальные, субрегиональные и региональные программы действий, а также научно-техническое сотрудничество в целях эффективной борьбы с опустыниванием и засухой.

Для урегулирования споров, возникающих в связи с конвенцией, предусмотрена соответствующая процедура, причем стороны вправе в качестве альтернативы обращаться и в Международный суд ООН.

Оговорки к Конвенции не допускаются.

Весьма важные положения сосредоточены в трех приложениях к Конвенции, касающихся осуществления конвенции на региональном уровне для Африки (Приложение I), Азии (Приложение II), Латинской Америки и Карибского бассейна (Приложение III), Северного Средиземноморья (Приложение IV). Эти Приложения учитывают особые условия соответствующих регионов.

С учетом особого значения защиты людей, животного и растительного мира от воздействия промышленных аварий 17 марта 1992 г. в Хельсинки под эгидой Европейской экономической комиссии ООН была принята Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Необходимость международно-правовой регламентации в данной области обусловлена тем фактом, что вредное воздействие промышленных аварий может ощущаться за пределами границ и требует сотрудничества между государствами.

Положения Конвенции применяются в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий.

Важным положением Конвенции является обязательство государств-участников Конвенции оказывать взаимную помощь. Если в случае промышленной аварии какая-либо Сторона нуждается в помощи, она может запросить ее у других Сторон, указав размеры и вид требуемой помощи. Сторона, к которой обращен запрос о помощи, незамедлительно принимает решение и информирует Сторону, направившую запрос, о том, может ли она предоставить требуемую помощь, а также указывает размер и условия помощи, которая может быть предоставлена.

Конвенция содержит ряд приложений, где конкретизированы положения Конвенции, касающиеся, например, перечня опасных веществ для целей определения опасных видов деятельности, процедуры урегулирования споров, мер по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и т.д.

Международная конвенция по защите растений 1951 г. направлена на усиление сотрудничества в борьбе с болезнями и вредителями растений и растительных продуктов и предотвращения их вынесения и распространения за национальные границы. Конвенция вступила в силу 03.04.1952. Россия участвует в конвенции, как государство-продолжатель СССР http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15261 .

В соответствии с положениями Конвенции каждый ее участник обязан создать национальную организацию по защите растений со следующими основными функциями:

1) обследование растений на корню, обработанных земель (включая поля, плантации, питомники, сады и оранжереи), растений и растительных продуктов на складах и в процессе перевозки, особенно с целью выявления наличия, появления и распространения болезней и вредителей растений и борьбы с этими болезнями и вредителями;

2) обследование растений и растительных продуктов являющихся объектом международной торговли, и, в рамках свои возможностей, обследование других ввозимых и вывозимых предметов и товаров, находящихся в таких условиях, при которых они случайно могут оказаться переносчиками болезней и вредителей растений и растительных продуктов;

3) обследование и надзор в отношении складских помещений и всевозможных транспортных средств, используемых в международном обмене как для растений и растительных продуктов, так и для других продуктов, особенно для того, чтобы воспрепятствовать распространению за национальные границы болезней и вредителей растений и растительных продуктов;

4) проведение дезинсекции или дезинфекции растений и растительных продуктов, являющихся объектом международной торговли, а равно тары, складских помещений и все транспортных средств, используемых для перевозки;

5) выдача удостоверений относительно фитосанитарного состояния и происхождения вывозимых растений и растительных продуктов («фитосанитарные удостоверения»).

Таким образом, анализ положений рассмотренных выше международных конвенций показывает, что сегодня международное сообщество имеет в своем распоряжении достаточно действенную и эффективную систему международно-правовых средств, позволяющих обеспечивать надлежащую защиту животного и растительного мира.