logo
"Гибкая сила" Джозефа С. Ная

Использование “гибкой силы”

Правительства могут использовать военную силу и с определенной долей удачи победить в бою, и тем самым навязать своим условия. Правительства могут использовать экономические рычаги давление и заблокировать счета или подкупить кого-то. Таковы варианты использования “жесткой силы”, пользовать же “гибкой силой” значительно сложнее, так как в этом случае не все зависит лишь от воли и мощи правительства.

“Гибкая сила” начала зарождаться с конца 19-го столетия, когда Французское правительство начало продвигать французский язык и культура за рубежом, французский тогда стал языком королевских дворов всей Европы. Затем, во время Первой и Второй мировой войны пропаганда стала неотъемлемой частью “гибкой силы”, плакаты, фильмы, радиопередачи позволяли донести свое видение обстановки до собственных и иностранных граждан. Голливудские фильмы, “Радио Свобода”, радиостанция “Голос Америки” во многом помогли США. Американцы достигли больших успехов в пропагандистском противостоянии мировых войн, и затем перенесли этот опыт в Холодную войну, где им противостоял не менее серьезный противник в лице СССР, но как было уже описано выше, Союз использовал “гибкую силу” весьма непоследовательно и неэффективно. Теперь же политики столкнулись с тем, что “гибкая сила” стала куда важнее военного вмешательства или экономического давления.

Д. Най устанавливает три величины, которые важны для современного политика.

Первая - это повседневное взаимодействие (daily communication) с прессой. Это величина заключается в навыках информирования о случайных событиях. Ошибочно делать упор только на национальные газеты, важно иметь в виду то, как информацию данную прессе интерпретируют иностранные издания.

Вторая - это стратегическое взаимодействие, в ходе которого ставится долгосрочная задача и для ее поддержки организуются различные мероприятия. Примером таких действий может служить кампания по разоружению, начатая Советским Союзом в 80-ые годы. Европейская общественность под влиянием СССР призвала США убрать ракеты дальнего действия.

Третья - установление долгосрочных личных контактов с ключевыми иностранными деятелями Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The Means to Success in World Politics, 2004. P.119.

Три этих вещи являются ключом к созданию благоприятного образа страны на международной арене. “Гибкая сила” держится на общепринятых ценностях, поэтому важно прислушиваться к мнению своих союзников.