logo
Анализ внешнеэкономической деятельности Московской области. Обложение товара акцизами

1. Анализ внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей московской области

Внешнеэкономическая деятельность Московской области характеризуется обширными внешнеэкономическими связями с другими регионами страны и иностранными государствами.

В первом полугодии 2011 г. наблюдалась устойчивая и положительная динамика развития внешнеторговых связей Московской области, что подтверждает выход экономики области из кризиса. Так, объем внешнеторгового оборота по сравнению с первым полугодием 2010 г. увеличился в полтора раза и составил 11 183,7 млн. долларов (151,6 % к уровню первого полугодия 2010 г.). Объем экспорта составил 1 926,1 млн. долларов США (150,1 %), импорта - 9 257,6 млн. долларов США (151,9 %) [5].

Основу экспорта Московской области составляет продукция машиностроения, химической промышленности, группа продовольственных товаров и продукция черной и цветной металлургии.

В товарной структуре импорта прослеживается тенденция возобновления роста объемов закупок машиностроительной продукции (до 44,7 % в первом полугодии 2011 г.), поступающих, в основном, для модернизации и обновления основных фондов промышленности.

Доля стран-членов СНГ в стоимостном объеме внешнеторгового оборота Московской области в первом полугодии 2011 г. составила 21 %. В страны Содружества поставляется более половины всей экспортируемой продукции [5].

Данные Центрального таможенного управления ФТС России и органов государственной статистики Республики Беларусь по распределению экспорта и импорта Московской области в 1-м полугодии 2011 года представлены в таблице.

Таблица 1 - Географическое распределение экспорта и импорта Московской области по 20-ти ведущим странам-контрагентам в I полугодии 2011 года (в млн. долларов США и %)

Экспорт Московской области

Импорт Московской области

п/п

Страны-контрагенты

Объем

в млн. $

Доля

в %

Страны-контрагенты

Объем

в млн. $

Доля

в %

Всего:

в том числе:

1.926,1

100,0

Всего:

в том числе:

9.257,6

100,0

1.

Беларусь

427,7

22,2

Германия

1.193,7

12,9

2.

Украина

328,6

17,0

Китай

1.123,8

12,4

3.

Казахстан

219,5

11,4

Япония

989,8

10,7

4.

Германия

134,0

7,0

Беларусь

724,4

7,8

5.

Сирия

129,0

6,7

Италия

396,8

4,3

6.

Вьетнам

79,3

4,1

Польша

393,7

4,2

7.

Индия

51,7

2,7

Франция

353,2

3,8

8.

Бразилия

40,1

2,1

Украина

336,4

3,6

9.

Турция

37,3

1,9

США

336,3

3,6

10.

Болгария

31,1

1,6

Корея, Республика

329,4

3,5

11.

Азербайджан

27,1

1,4

Великобритания

(Соединенное королевство)

302,6

3,3

12.

Узбекистан

26,6

1,4

Швеция

226,8

2,4

Общее количество стран-контрагентов Московской области по экспортно-импортным операциям в первом полугодии 2011 г. составило 149. Вместе с тем, на долю 20 основных стран-контрагентов приходится более 85 % внешнеторгового оборота, а ведущие позиции занимают: в экспорте - Республика Беларусь, Украина, Казахстан, Германия, Сирия, Вьетнам, Индия и Бразилия; в импорте - Германия, Китай, Япония, Республика Беларусь, Италия, Польша, Франция и Украина.

Германия удерживает лидерство среди других стран-продавцов, на нее приходится 12,9 % от всего объема импорта Московской области. Вплотную за лидером следует Китай (доля которого составляет в импорте 12,4 %) и Япония (10,7 %).

Республика Беларусь продолжает оставаться самым крупным торговым партнером области среди стран Содружества, на нее приходится более половины (51,8 %) товарооборота Московской области со всеми странами СНГ.

По официальным данным Мособлстата, объем иностранных инвестиций в экономику Московской области в 2011 году составил 6,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 37,1% [6].

В 2011 г. в Московской области введено в эксплуатацию 27 новых предприятий с участием иностранного капитала (в 2010 г. - 14), из них - 10 торговых комплексов и 17 промышленных предприятий и логистических центров [6].

В 2011 году на предприятиях с иностранным капиталом, построенных в нашем регионе, создано 4243 новых высокооплачиваемых рабочих места, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2010 г.

По данным Московской торгово-промышленной палаты, Московская область поддерживает торгово-экономическое сотрудничество с партнерами зарубежных государств: Германия, Франция, Италия, Тайвань, Алжир, Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Вьетнам, Иран, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия, Китай, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн, Хорватия, Корея, Беларусь, страны Балтии, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, Португалия, Норвегия, Австрия, Бразилия, страны Африки, Швейцария, Турция, Малайзия, Саудовская Аравия и Иордания, Венгрия, Абхазия [7].

Московской торгово-промышленной палатой разработана целевая программа развития внешнеэкономических связей Московской области на 2009-2011 годы, одним из направлений которой является совершенствование системы услуг в области внешнеэкономической деятельности.

Цель - создание системы качественных, востребованных на московском, российском и международном рынках услуг членам ТПП Московской области, другим ее деловым партнерам по правовым, информационным, консалтинговым, маркетинговым, логистическим и иным проблемам, возникающим в процессе их межрегиональной и внешнеэкономической деятельности.

Для этой цели разработаны следующие мероприятия:

1. Проведение постоянного и системного мониторинга потребности бизнеса, органов власти, других деловых партнеров в услугах по обеспечению их внешнеэкономической и межрегиональной деятельности с целью оказания квалифицированной помощи в информационно-правовых, логистических, консалтингово-маркетинговых, образовательных, экспертных, обеспечения экономической безопасности, выставочно-ярмарочных и других направлениях работы.

2. Разработка и издание справочных, информационно-аналитических, методических материалов по вопросам внешнеэкономических и межрегиональных деловых отношений, развитие системы информационных тематических и страновых порталов.

3. Совершенствование системы правовой защиты, в том числе расширение возможностей разрешения экономических споров в Арбитраже и с помощью института посредничества на базе этого судебного органа.

4. Оказание целевых услуг предприятиям малого бизнеса, направленных на содействие развитию их межрегиональной и внешнеэкономической деятельности.

5. Предоставление московскому, российскому и иностранному бизнесу комплекса услуг по обеспечению безопасности их внешнеэкономической и межрегиональной деятельности по направлениям:

программы "Экстренная помощь";

информационно-аналитическому сопровождению инвестиционных проектов в Москве и на территории России;

охранно-детективным услугам [7].

6. Развертывание полномасштабной работы Международной школы бизнеса с оказанием образовательных услуг в сфере внешних и внутрироссийских производственных и торгово-экономических отношений.

7. Организация целенаправленной работы по привлечению российского и иностранного бизнеса к сотрудничеству, в том числе при участии торговых представителей (советников) иностранных государств, аккредитованных в Москве, торговых представительств Российской Федерации за рубежом, российских и иностранных торгово-промышленных палат, российских и иностранных компаний, имеющих разветвленную сеть филиалов, представительств, дочерних предприятий в городе Москве и в регионах России.

8. Создание центра логистических услуг по направлениям транспортной, таможенной, складской логистики, информационного и правового сопровождения внешнеэкономического и межрегиональной деятельности.

Торгово-промышленные палаты столиц государств-участников Единого Экономического Пространства, стремясь к поддержке деятельности деловых кругов по развитию экономического сотрудничества и интеграции государств-участников Единого Экономического Пространства, осознавая важность задачи совершенствования инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности, признавая необходимость координации усилий при формировании и обработке массивов коммерчески значимой информации приняли решение о создании Делового совета торгово-промышленных палат столиц государств СНГ - участников Единого экономического пространства.

Деловой Совет является общественным некоммерческим объединением, сформированным для:

поддержки товаропроизводителей стран, входящих в Единое экономическое пространство;

формирования устойчивых и взаимовыгодных экономических отношений;

поддержки и развития интеграционных процессов;

развития и углубления экономического сотрудничества государств СНГ в период вступления в ВТО;

консолидации усилий системы ТПП государств СНГ в осуществлении экономической политики, способствующей росту промышленной и предпринимательской активности, налаживанию взаимовыгодных экономических связей предпринимателей - членов ТПП [7].

Основные задачи Делового Совета:

выработка предложений по элементам экономической политики;

создание единого экономического пространства на основе объединения интеллектуального потенциала общественных объединений - ТПП различных государств для подъема их экономики и духовного развития личности;

активное участие и содействие в создании условий для развития предпринимательской, деловой активности и инициативы, формирование предпринимательской и деловой этики;

содействие развитию и утверждению принципов социального партнерства, механизмов свободной торговли;

содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере обмена деловой информацией;

содействие в поиске деловых партнеров, продвижении и получении сведений о выпускаемой продукции, состоянии и перспективах развития рынков сбыта;

развитие взаимовыгодного продвижения продукции национальных производителей;

взаимовыгодное формирование инвестиционных пакетов, привлечение инвестиций для создания новых и модернизации действующих производств;

участие в практической реализации торгово-экономических проектов;

участие в реализации проектов по вопросам экономической безопасности;

оказание помощи в пределах компетенции Делового Совета в становлении и развитии хозяйственных организаций (предприятий) различных форм собственности и хозяйствования, в расширении международных связей с целью укрепления экономического и промышленного потенциала регионов, где действуют данные организации и члены Делового Совета;

сотрудничество в установленном порядке с государственными и иными организациями и ведомствами в осуществлении экономических проектов и программ, экспертизе и реализации государственных социально-экономических заказов.

Для выполнения своих целей и задач Деловой Совет осуществляет следующую деятельность:

представляет интересы членов Делового Совета в органах законодательной и исполнительной власти государств, где ведется деятельность участников Делового Совета, в межгосударственных органах и в отношениях с другими общественными и международными организациями;

привлекает сторонние и использует собственные информационные центры, институты, другие образовательные и научные учреждения для развития научно-образовательной системы кадров промышленников, предпринимателей и менеджеров;

взаимодействует с государственными органами по вопросам создания систем экономической и информационной безопасности;

организует независимую экспертизу законопроектов, управленческих решений, научно-технических, инновационных, инвестиционных, коммерческих, в том числе международных, программ и проектов;

участвует в реализации научных, промышленных, инвестиционных, социальных, гуманитарных и культурных программ и проектов;

оказывает своим членам консультативную, правовую, научную и иную помощь в реализации программ и проектов, отвечающих целям и задачам Делового Совета;

распространяет информацию о своей деятельности.