logo
Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире

2.1 Анализ практики региональной экономической интеграции в странах ЕС

Исходной точкой создания Европейского союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. И в 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1957 г. были учреждены еще два объединения - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, который до 1992 г. назывался Европейским экономическим сообществом, а затем был переименован в Европейский союз (таблица 2.1).

В Европейском союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. Критерием международной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономическая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия "экспорт - импорт" потеряли всякий смысл. Единственным сопроводительным документом при международной транспортировке груза остался товарный чек на его покупку. За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС. Важнейшей составной частью европейской экономической интеграции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валютной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обращение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции. Европейский союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления: Совет министров - законодательный орган; Комиссия Европейского союза - исполнительный орган, только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов; Суд Европейского союза - высший судебный орган; Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов; Европейское политическое сотрудничество - комитет, в состав которого входят министры иностранных дел стран ЕС и один член Комиссии ЕС.

Законодательство ЕС представлено следующими видами законодательных актов: постановлениями - это наднациональные законы, которые приобретают законную силу во всех странах-членах, они выше национальных законов отдельно взятых стран - членов ЕС; директивами - это законодательные акты, содержащие общие положения. Страны - члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях. Основой законодательства Европейского союза являются пять принципов:

1) свободный торговый обмен (свободная торговля);

2) свободное передвижение граждан стран-членов;

3) свобода выбора места жительства;

4) свобода предоставления услуг;

5) свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой политики, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран - членов ЕС без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране--члене ЕС также главенствует над национальными законодательствами. Страны - члены ЕС сознательно и добровольно отказались от своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они отказались от самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в компетенцию ЕС весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также деятельность картелей и монополий. Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран - членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговля и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными корпорациями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Относительные успехи (таблица 2.2) экономики за последние 10 лет объясняются тем, что система управления основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС. Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет национальным правительствам стран ЕС следующие возможности: вводить импортные квоты по товарам из третьих стран; заключать договоры о так называемых добровольных ограничениях экспорта; использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными волокнами; сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании. Эти меры помогают странам ЕС обеспечить своим экспортерам и импортерам предпочтительные позиции в международном бизнесе. Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования межстранового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса. Валютная и налоговая политика - это ключевые звенья суверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо видно противоречие между стремлением к объединению Европы и желанием отдельных стран сохранить по возможности собственный суверенитет (например, Великобритания, Дания и Швеция воздержались от перехода на евро). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами.