logo
Предпосылки и необходимость участия Республики Беларусь во внешнеэкономических отношениях

3. Цели, задачи и принципы международной деятельности

При осуществлении международной деятельности органы государственной власти и управления субъектов исходят из следующих общих целей:

ь защита собственных интересов субъекта в экономической, политической, культурной и других областях, а также реализация приоритетных задач развития посредством участия в международной деятельности. Содействие экономическому развитию направлено на привлечение международных финансовых ресурсов, расширение рынков сбыта, создание совместных производств и внедрение передовых технологий для повышения конкурентоспособности собственной продукции, поиск сырья и комплектующих, увеличение объемов въездного туризма и т.п.

ь содействие процессу демократизации в мире, так как именно демократизация лежит в основе международной деятельности субъектов.

ь объединение усилий правительств и субъектов различных государств для реализации совместных проектов в области экономики, гуманитарных и социальных сферах, сохранения экологии, культурного наследия, укрепления международной солидарности.

ь развитие международных связей с целью обмена опытом и информацией в области политики и государственного строительства, планирования, науки, технологий и др. сферах. При этом не имеет значение географическая близость государств, на первое место выходит общность проблем и задач;

ь содействие в продвижении и представлении за пределами государства интересов предприятий, предпринимательская деятельность которых является экономически и социально значимой как для отдельных административно-территориальных образований, так и для государства в целом;

ь содействие в привлечении в страну новых технологий научных разработок, стремление к международному научному сотрудничеству, сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды;

ь подготовка высококвалифицированных специалистов за рубежом и, в частности, в области государственного управления.

Для достижения этих целей необходима поэтапная реализация следующих задач:

ь развитие двустороннего сотрудничества с учетом страновых приоритетов международной деятельности;

ь укрепление позиций государства в других странах и континентах;

ь обеспечение стабильной ситуации при сотрудничестве с государствами, с которыми сложились национально-культурные связи и межчеловеческие отношения;

ь расширение контактов со странами, являющимися крупнейшими донорами международных программ;

ь расширение связей городов, других агломераций и образований с административно-территориальными образованиями зарубежных государств;

ь формирование за пределами государства имиджа как страны, благоприятной и способной к приему и размещению иностранных инвестиций, к ведению международной деятельности в сферах экологии и охраны окружающей среды, социальных сферах, в области науки и образования, туризма, в том числе посредством обеспечения условий, необходимых для проведения мероприятий международного уровня.

На достижение этих целей и решений задач может влиять ряд позитивных и негативных факторов. Например, отсутствие стратегии развития приграничных регионов и приграничного сотрудничества не позволяет стране получать доступ к международным организациям, финансовым институтам, регламент деятельности которых подразумевает работу с проектами и программами регионов.

Среди позитивных факторов развития международного сотрудничества можно выделить географическое и геополитическое положение страны, ресурсный, туристический, рекреационный, культурный потенциал, уровень развития структуры научных, научно-исследовательских, образовательных и других учреждений.

С развитием многостороннего экономического сотрудничества особое значение приобретают общие принципы международного права (честные и недискриминационные действия при осуществлении международной деятельности и т.п.). К ним относятся:

ь принцип всеучастия, означающий полное и эффективное взаимодействие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

ь принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и, контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;

ь принцип преференциального режима для развивающихся стран;

ь принцип международной социальной справедливости, означающий развитие экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод развивающимся странам для достижения фактического равенства;

ь принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Объективной основой реализации этих принципов в международной деятельности является активизация процессов включения страны в систему мирохозяйственных связей, реальная оценка баланса национальных государственных интересов и приоритетов.