3. Цели, задачи и принципы международной деятельности
При осуществлении международной деятельности органы государственной власти и управления субъектов исходят из следующих общих целей:
ь защита собственных интересов субъекта в экономической, политической, культурной и других областях, а также реализация приоритетных задач развития посредством участия в международной деятельности. Содействие экономическому развитию направлено на привлечение международных финансовых ресурсов, расширение рынков сбыта, создание совместных производств и внедрение передовых технологий для повышения конкурентоспособности собственной продукции, поиск сырья и комплектующих, увеличение объемов въездного туризма и т.п.
ь содействие процессу демократизации в мире, так как именно демократизация лежит в основе международной деятельности субъектов.
ь объединение усилий правительств и субъектов различных государств для реализации совместных проектов в области экономики, гуманитарных и социальных сферах, сохранения экологии, культурного наследия, укрепления международной солидарности.
ь развитие международных связей с целью обмена опытом и информацией в области политики и государственного строительства, планирования, науки, технологий и др. сферах. При этом не имеет значение географическая близость государств, на первое место выходит общность проблем и задач;
ь содействие в продвижении и представлении за пределами государства интересов предприятий, предпринимательская деятельность которых является экономически и социально значимой как для отдельных административно-территориальных образований, так и для государства в целом;
ь содействие в привлечении в страну новых технологий научных разработок, стремление к международному научному сотрудничеству, сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды;
ь подготовка высококвалифицированных специалистов за рубежом и, в частности, в области государственного управления.
Для достижения этих целей необходима поэтапная реализация следующих задач:
ь развитие двустороннего сотрудничества с учетом страновых приоритетов международной деятельности;
ь укрепление позиций государства в других странах и континентах;
ь обеспечение стабильной ситуации при сотрудничестве с государствами, с которыми сложились национально-культурные связи и межчеловеческие отношения;
ь расширение контактов со странами, являющимися крупнейшими донорами международных программ;
ь расширение связей городов, других агломераций и образований с административно-территориальными образованиями зарубежных государств;
ь формирование за пределами государства имиджа как страны, благоприятной и способной к приему и размещению иностранных инвестиций, к ведению международной деятельности в сферах экологии и охраны окружающей среды, социальных сферах, в области науки и образования, туризма, в том числе посредством обеспечения условий, необходимых для проведения мероприятий международного уровня.
На достижение этих целей и решений задач может влиять ряд позитивных и негативных факторов. Например, отсутствие стратегии развития приграничных регионов и приграничного сотрудничества не позволяет стране получать доступ к международным организациям, финансовым институтам, регламент деятельности которых подразумевает работу с проектами и программами регионов.
Среди позитивных факторов развития международного сотрудничества можно выделить географическое и геополитическое положение страны, ресурсный, туристический, рекреационный, культурный потенциал, уровень развития структуры научных, научно-исследовательских, образовательных и других учреждений.
С развитием многостороннего экономического сотрудничества особое значение приобретают общие принципы международного права (честные и недискриминационные действия при осуществлении международной деятельности и т.п.). К ним относятся:
ь принцип всеучастия, означающий полное и эффективное взаимодействие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;
ь принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и, контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;
ь принцип преференциального режима для развивающихся стран;
ь принцип международной социальной справедливости, означающий развитие экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод развивающимся странам для достижения фактического равенства;
ь принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.
Объективной основой реализации этих принципов в международной деятельности является активизация процессов включения страны в систему мирохозяйственных связей, реальная оценка баланса национальных государственных интересов и приоритетов.
- 25. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь.
- 7.1 Глобализация экономики внешнеэкономической деятельности: необходимость и возможность участия в них Республики Беларусь
- Отношения Республики Беларусь со странами Балтии.
- 56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- Государственные органы управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь
- Тема 2. Роль внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики
- §2. Участие Республики Беларусь и административно-
- 2. Участие Республики Беларусь и административно- территориальных единиц Республики Беларусь в гражданских правоотношениях
- Органы регулирования и содействия внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь