50. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики
Нетарифные ограничения импортных операций (далее – НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. НТО используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.
В международной практики нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы:
– экономические – особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;
– административные – эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.
В России в настоящее время сохраняется и расширяется применение нетарифных ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы и субъекты ВЭД.
Нетарифные ограничения включают ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей:
– сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;
– меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;
– установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых на территорию России, а также транзитных товаров;
– установление особого порядка оформления подакцизных товаров;
– создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (алмазов, бриллиантов, изумрудов);
– прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Главными остаются: лицензирование; квотирование и контингентирование; экспортный, импортный и валютный контроль; прохождение таможенных формальностей и таможенный контроль, система льгот.
Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного ограничения экспорта и импорта.
Вместе с тем не менее ряд мер, необходимых для эффективного регулирования экономики, в России в отличие от мировой практики, пока не используется.
К паратарифным платежам (взимаемым с товара, пересекающего таможенную границу, и увеличивающих стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины) в России относятся:
● сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;
● внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;
● декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров – автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.);
● паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.
В России не применяются:
– меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;
– финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта.
Не получили развития в России и меры автоматического лицензирования, используемые как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:
– обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;
– обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;
– обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;
Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.
- 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
- 2. Внешнеэкономическая деятельность (вэд): понятие, сущность, значение
- 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
- 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
- 7. Роль инвестиционного сотрудничества в развитии и выпуске экспортной продукции.
- 8. Производственная кооперация в составе видов внешнеэкономической деятельности, ее значение
- 9. Валютные и финансово-кредитные операции как вид внешнеэкономической деятельности
- 10. Состав участников внешнеэкономической деятельности в России
- 11. Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности в России, ее принципы
- 3) Содействующие организации:
- 12. Состав экспортеров-производителей, работающих на внешнем рынке без посредников
- 13. Представительство участников внешнеэкономической деятельности, играющих посредническую роль во внешнеэкономической деятельности, их целевая ориентация.
- 14. Содействующие организации, состав участников, профиль деятельности, роль во внешнеэкономической сфере России
- 15. Виды торгово-посреднических фирм
- 16. Организационные принципы построения внешнеторговой фирмы
- 17. Основные функциональные подразделения внешнеторговой фирмы
- 18. Полномочия работников внешнеторговой фирмы
- 19. Реформирование сферы внешнеэкономической деятельности в России: предпосылки, этапы, цели
- 20. Характер и тенденции развития внешнеэкономической деятельности в 90-х годах.
- 21. Экспорт отдельных видов товаров
- 22. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности
- 23. Необходимость государственного регулирования национальной экономики, его сущность и предпосылки
- 24. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике
- 25. Регламентирование внешней торговли на национальном и межправительственном уровне
- 26. Внешнеторговая политика России
- 27. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России
- 28. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России
- 29. Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений
- 30. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций
- 31. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций
- 32. Меры содействия экспортерам
- 33. Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности
- 34. Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- 35. Таможенное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности: сущность, составные элементы
- 36. Таможенные тарифы и таможенные пошлины
- 37. Начисление и порядок уплаты импортных пошлин, условия предоставления отсрочки платежа
- 38. Методы определения таможенной стоимости и последовательность их применения
- 39. Таможенные режимы в Российской Федерации, их экономическое содержание и роль в системе таможенно-тарифного регулирования
- 40. Виды налогов в сфере внешнеэкономической деятельности, их дискриминационный характер
- 41. Налог на добавленную стоимость и акцизы на импортные товары: плательщики, размер, диффиренциация ставок, порядок расчета, сроки оплаты
- 42.Особенности взимания и возврата налога на добавленную ситоимость и акцизов при различных таможенных режимах
- 43. Особый порядок взимания акцизов на отдельные импортные товары, их целевое назначение
- 44. Принципы валютного регулирования.
- 45. Порядок осуществления государственного контроля при ввозе и вывозе из рф драгоценных металлов
- 46. Принцип регламентирования расчетов с госбюджетом со стороны экспортеров
- 47. Система валютного контроля за экспортно-импортными операциями, его цель и порядок обеспечения
- 48. Валютный контроль за импортными и бартерными операциями
- 49. Институт агентов валютного контроля
- 50. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики
- 51. Лицензирование и квотирование экспорта и зона их действия
- 52. Квотирование экспорта в России. Административные и коммерческие принципы распределения экспортных квот
- 53. Особый порядок экспорта для отдельных групп товаров и процесс его организации
- 54. Сертификация товаров в системе контроля за импортом
- 55. Таможенные формальности при экспорте (импорте) груза, их последовательность и подтверждение необходимыми документами
- 56. Порядок применения положений Конвенции о международной перевозке грузов с оформлением книжки международного дорожного перевозчика и др.
- 57. Таможенное сопровождение груза, его организация и условия применения в рамках таможенных формальностей
- 58. Таможенное оформление
- 59. Упрощенный порядок таможенного оформления
- 60. Перемещение через таможенную границу валюты и ценных бумаг
- 61. Общие правила перемещения товаров физических лиц через таможню
- 62. Значение международного частного права в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- 63. Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
- 64. Материально-правовые и коллизионные нормы
- 65. Государственное регулирование иностранных инвестиций
- 66. Механизм международных расчетов
- 67. Виды кредитов и формы кредитования во вэд
- 68. Лизинг как форма кредитования внешнеэкономической деятельности
- 69. Позиции валютных условий контракта
- 70. Формы внешнеторговых расчетов
- 71. Аккредитив в практике внешнеэкономической деятельности в России
- 72. Типы мировых товарных рынков
- 73. Налог на добавленную стоимость на экспорт отдельных работ и услуг, порядок начисления и уплаты
- 74. Лицензирование импорта вооружения
- 75. Контингент квотируемых и лицензируемых товаров в России
- 76. Экспортный контроль в России, основная цель и сфера действия
- 77. Особый контроль экспорта и импорта ядерных материалов, технологий и оборудования в России
- 78. Единая система экспертной оценки количества, качества и цены вывозимой продукции из России
- 79. Способы возврата платежа при коммерческом кредите
- 80. Критерии выбора форм внешнеторговых расчетов
- 81. Роль банков в системе расчетов во внешнеэкономической денятельности
- 81. Федеральные органы, их полномочия и функции в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
- 82. Правомочия Минэкономразвития России в сфере внешнеэкономической деятельности
- 84. Правомочия Минэкономразвития России в сфере таможенного регулирования
- 85. Федеральная таможенная служба, ее место и функции в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 86. Уровни и порядок взаимодействия государственных федеральных и региональных органов в структуре внешнеэкономического комплекса России
- 87. Полномочия и функции государственных институтов по валютному регулированию и контролю в сфере внешнеэкономической деятельности
- 88. Понятие и сущность маркетинга во внешнеэкономической деятельности
- 89.Стратегии внешнеэкономической деятельности
- 90. Понятие и содержание оперативного маркетинга во внешнеэкономической деятельности
- 91. Экспортно-товарная политика предприятия
- 92. Виды компенсационных сделок