logo
шпаргалка по ВЭД

4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции

Процесс самостоятельного выхода производителей экспортной продукции и услуг на внешний рынок стимулировал развитие прямых производственных связей с зарубежными партнерами, кооперации на межфирменной основе, совместного предпринимательства, а также появление новых организационно-хозяйственных структур. Непосредственные контакты с внешним миром выявили необходимость иных подходов и методов работы: повышенного внимания к маркетингу и рекламе при разработке экспортной стратегии, знания и исполнения правил и процедур выхода на внешний рынок и внешнеторговых операций, а также инвестиционно-хозяйственной деятельности и механизма государственного регулирования у себя в стране и за рубежом.

Потребовалось изучение мировой практики и правил работы на внешних товарных и денежных рынках, где в последние годы сложились определенные принципы и условия, обеспечивающие стабильность внешнеторговых операций. Прежде всего – системы защитных мер от коммерческих, валютно-кредитных рисков и рисков неплатежа, а также форм стимулирования экспортеров и информационного обеспечения ВЭД.

Информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности предполагает доведение до них материалов по вопросам маркетинга, торгового права, валютного законодательства и финансового режима отдельных стран, конъюнктуры и обычаев внешних товарных, денежных, фрахтовых, валютных и страховых рынков, валютных и биржевых котировок, стоимости кредита, а также информации о степени надежности и платежеспособности отдельных фирм.

Технологический процесс выхода на внешний рынок — это вся совокупность действия, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продукции иностранному партнеру, но в рамках установленных государством регламентаций.

Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции входит в состав организационно-экономических функций экспортоориентированного предприятия и включает в себя определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки:

– ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;

– открытие валютного счета в уполномоченном банке;

– изучение системы федеральных органов и организаций, занимающихся рассмотрением и оформлением документов, необходимых для прохождения процедур нетарифных ограничений вывоза и ввоза продукции;

– маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и подготовку конкурентного листа;

– расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого информации;

– поиск иностранного партнера и проведение переговоров;

– подготовку проекта контракта и согласование его коммерческих и валютно-финансовых условий.

В ходе определения основных условий контракта предприятием-экспортером и его иностранным партнером согласовываются базисные условия поставки, способы поставки, вид транспортировки экспортной продукции, условия и формы расчета, способы платежа, способ фиксации цены, валюта цены, валюта платежа, защитные валютные оговорки, а также банковские гарантии.

Планирование внешнеторговых операций также базируется на результатах маркетинговых оценок внешнего рынка, изучения цен, сторон деятельности своего будущего партнера, оценки его финансовой платежеспособности и репутации на рынке. Кроме того, данный процесс требует знания всех этапов подготовки и совершения типовой международной коммерческой сделки, сопровождающихся подготовкой и оформлением стандартных проформ и документов: товарных, транспортных, страховых, финансовых и т.п.

5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).

Экспортная стратегия предприятия реализуются через следующие виды внешнеэкономической деятельности:

– внешнеторговая деятельность;

– производственная кооперация;

– международное инвестиционное сотрудничество;

– валютные и финансово-кредитные операции.

В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (далее – ВТД). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 июля 2005 г.) (далее – Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Согласно ст.12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм – форма сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Технологический процесс разделения труда – распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

– взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

– прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами;

– организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество – форма взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера с целью расширения базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематического обновления на основе критериев конкурентоспособности и облегчения процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи решаются за счет организации совместных предприятий. Совместное предпринимательство возможно на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД рассматриваются как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с облегчением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютные операции, совершаемые в целях избежания курсовых потерь. Валютные и финансово-кредитные операции рассматривают и в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.

6. Особые режимы осуществления отдельных направлений внешнеторговой деятельности: приграничная торговля и свободные экономические зоны, их специфика и роль, отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 9, ст.41,42)

В соответствии с гл. 9 Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми режимами осуществления внешнеторговой деятельности являются режим приграничной торговли и режим свободной экономической зоны.

Согласно ст. 41 указанного Закона приграничная торговля осуществляется на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. Указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, где предприятиям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Согласно ст. 42 вышеуказанного Закона особый режим на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах.

Цели создания свободных экономических зон:

– активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;

– модернизация промышленности;

– насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами;

– развитие внешнеэкономических связей;

– расширение экспорта и импорта;

– привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий;

– развитие экономически отсталых районов;

– повышение квалификации рабочей силы.

Для свободных экономических зон устанавливаются специальные облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий. В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:

– свободные таможенные территории;

– экспортные промышленные зоны;

– зоны свободной торговли;

– зоны совместного предпринимательства;

– свободные «открытые» зоны;

– технологические зоны;

– комплексные зоны.