logo
МнЭ_Учебник

Тема 2

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

  1. Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка.

  2. Теории международной торговли.

  3. Экономия от масштаба и внешняя торговля.

  4. Международная торговля товарами.

  5. Международная торговля услугами.

  6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности.

  7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее раз­ вития.

2.1. Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка

История знает четыре этапа формирования мирового хо­зяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии про­изводства. Его результатом стал регулярный обмен между раз­ными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в ре­зультате развития рыночных отношений и крупного машинного производства внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой национальной экономики. Возник мировой рынок. Третий этап - это этап образования глобальной экономики. Он наступил на рубеже XIX-XX вв. Возникла мировая система хозяйства. С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от полити­ческой зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений мировой экономики. Сформировалось мировое рыночное пространство. Мно­гие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, вхо­дившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок.

СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК представляет со­бой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ).

22

К основным чертам мирового рынка относят:

  1. Сфера функционирования мирового рынка шире нацио­нальных рамок.

  2. Межгосударственное перемещение товаров, услуг, рабо­чей силы, капитала происходит под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения.

  3. Ценообразование на мировом рынке имеет свою специ­фику.

  4. Мировой рынок в большей степени, чем внутренний, оп тимизирует использование факторов производства, направляя их в экономически эффективные отрасли производства.

  5. Мировой рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена товары, не соответствующие международным стандартам каче­ства и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции.

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА - это совокупность условий, при которых в данный момент протека­ет деятельность на мировом рынке. Она характеризуется усло­виями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенден­циями их изменений.

При анализе состояния мирового рынка исследуют:

Следует заметить, что выше указанные уровни конъюнкту­ры мирового рынка взаимосвязаны. Поэтому, исследуя один ее уровень, надо знать другие уровни конъюнктуры. Например, исследуя конъюнктуру отдельного товара, надо располагать ин­формацией об отраслевой конъюнктуре.

По временным критериям выделяют конъюнктуры: теку­щую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.

Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующш фак­торов: экономических, научно-технических, социальных, по­литических. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на

23

временные и постоянные, циклические и нециклические, сти­мулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Основным методом исследования конъюнктуры мирового рынка является метод прогнозирования, основанный на экстра­поляции (предположении), экспертных оценках наиболее авто­ритетных ученых, экономико-математических методах.

2.2. Теории международной торговли

Каждая из стран стремится оптимизировать свои торговые отношения с другими странами. Этому способствуют теории международной торговли, описывающие ее выгоду для той или иной страны на основе факторных преимуществ.

Попытка определить смысл внешней торговли, сформули­ровать ее цели сделана в экономическом учении меркантилис­тов на стадии заката феодализма и зарождения капиталисти­ческих отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностя­ми, прежде всего, в виде золота и драгоценных металлов. Пред­ставители меркантилизма Т. Мэн, А. Монкретьен считали, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна, прежде всего, обеспечивать полу­чение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.

Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX вв. Адамом Смитом и Давидом Ри-кардо.

Теория абсолютного преимущества А. Смита

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолют­ного преимущества и показал, что страны должны быть заинте­ресованы в свободном развитии международной торговли, пос­кольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.

Суть теории абсолютного преимущества состоит в следую­щем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Эти абсолютные преимущества

94

могут, с одной стороны, порождаться естественными фактора­ми - особыми климатическими условиями или наличием ог­ромных природных ресурсов. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работ­ников, организации производства и т. д. В условиях, когда вне­шняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она произво­дит. Цены этих товаров на рынке определяются национальны­ми издержками их производства.

Иначе обстоят дела при наличии внешней торговли. В силу различий в обеспеченности факторами производства, использу­емых технологий, квалификации рабочей силы и т. д., внутрен­ние цены на одни и те же товары в разных странах всегда раз­личны. Чтобы внешняя торговля была выгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которое может быть обусловлено специализацией производства.

Вывод: каждая страна должна специализироваться на про­изводстве того товара, по которому она обладает исключитель­ным (абсолютным) преимуществом.

Теория относительного преимущества Д. Рикардо

Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и нало­гового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего прави­ла, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны - Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор - национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Изде­ржки производства он условно измерял рабочим временем.

Продукт

Португалия

Англия

1 ед. вина

1 рабочий день

3 рабочих дня

1 ед. сукна

2 рабочих дня

4 рабочих дня

В данном примере производство вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логи­ку здравого смысла, можно утверждать, что если производство в данной стране (Португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (Англии), где их производство обходится дороже. Однако это на первый взгляд. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а от­носительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производство вина, а в Англии -4:3, то есть относительно меньше.

С вином - ситуация противоположная. Эффективность про­изводства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португа­лии из соображений эффективности национальной экономики выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна, импортируя вино из Португалии.

Теория международной торговли Хекшера-Олина

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо не дает ответа на вопрос: «В силу чего возникают различия в изде­ржках между странами?» Шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, различия в издержках между странами объясняются главным образом тем, что относительная обеспеченность стран факторами производства разная.

В соответствии с моделью международной торговли Хек­шера-Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма вы­равнивания состоит в следующем. Первоначально цена факто­ров производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те из них, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недо­стает. Специализация той или иной страны на производстве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу ка­питала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и, соответственно, растет его цена (процент на капитал). Напротив, специализация других стран на производстве трудоемких товаров обусловливает пе-

26

ремещение значительных трудовых ресурсов в соответствую­щие отрасли, соответственно возрастает и цена рабочей силы (заработная плата).

Таким образом, в соответствии с данной моделью обе груп­пы стран постепенно утрачивают свои первоначальные пре­имущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отрас­лей, более глубокого их включения в международное разделе­ние труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист русского происхож­дения Василий Леонтьев в середине 50-х годов предпринял попытку эмпирической1 проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Ис­пользовав модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капита­лоемкие. Этот эмпирически полученный результат противо­речил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие иссле­дования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позво­лили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международ­ную специализацию, среди которых можно отметить: неодно­родность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалифи­кации; качество управленческих решений; государственную внешнеторговую политику и др.

Теорема Столпера-Самуэльсопа

Вольфганг Ф. Столпер и П. Самушьсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит обще­ство на тех, кто остается в чистом иыигрыше, и тех, кто несет

' Эмпиризм-философское направление, признающее чувственное воспри­ятие и опыт единственным источником по шлмия.

27

потери. Предпосылки: страна производит два товара (напри­мер, пшеницу и сукно), используя два фактора производства (например, землю и труд); ни один из товаров не используется для производства другого; существует абсолютная конкурен­ция; предложение факторов задано; для производства одного из товаров (пшеницы) интенсивно используется земля, а второй (сукно) является трудоемким как в условиях внешней торговли, так и без ее; оба фактора могут перемещаться между сектора­ми (но не между странами); установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на пшеницу.

Теорема Столпера-Ссшуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на ко­торый растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, ин­тенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потреб­ления этих товаров владельцами факторов производства.

Эффект усиления Джонса

В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона между­народная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно ис­пользуемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для про­изводства товара, цена на который падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фак­тора производства росту (или снижению) цены товара, про­изведенного с его помощью?

Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.

2.3. Экономия от масштаба и внешняя торговля

В начале 80-х годов XX столетия некоторые экономисты (П. Крюгман, К. Ланкастер, Р. Дризе, Г. Хафбауэр) предложи­ли альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Согласно этой теории многие страны обеспечены основны­ми факторами производства в относительно одинаковых про-

порциях и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризу­ются наличием эффекта массового производства. В этом слу­чае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий ры­нок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объ­яснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными фак­торами производства, и к торговле технологически однородны­ми товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированны­ми товарами (например, автомобилями).

ПРИМЕР

Развитие международной торговли на основе эффекта масштаба

Предположим, что две страны, А и 5, обладают примерно оди­наковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 20 ед. товара X и товара У, что обозначено точкой Е на рис. 2.1. В данном случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть вы­ражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара X (Рх) и товара Y (Ру) представлено вектором относи­тельных цен PxIPy.

С началом торговли каждая страна начинает специализировать­ся на выпуске того товара, в производстве которого она может по­лучить эффект от масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар У. Рост выпуска товара X в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где бу­дет достигнута полная специализация страны А на выпуске этого товара, который будет доведен до 60 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где до­стигается полная специализация страны В на производстве этого товара (60 ед.).

29

О 10 20 30 40 50 6(Г Товар X Рис. 2.1. Международная торговля на основе эффекта масштаба

Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффек­та масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних изде­ржек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В результате ис­пользования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X растет в большем объеме, чем сокра­щается производство товара Y,

По мере развития внешней торговли и углубления международ­ной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые това­ры. Так, в стране А уменьшается цена товара X относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Ру для страны А - влево, а для страны В - вправо от ее положения, характеризую­щей отсутствие внешней торговли. В результате обе страны полу­чают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товара X и товара У с 20 до 30 ед. Это отражается точкой £,. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D{ и отражает рост уровня потребления обоих това­ров в равной пропорции).

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к из­менениям в рыночной структуре экспортоориентированных отрас­лей. Выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увели­чения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий

и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития со­вершенной конкуренции.

2.4. Международная торговля товарами

Международная торговля товарами (МТТ), появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта.

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ (от лат. exportare - вывозить) - вы­воз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары, вывозимые за границу, так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).

В зависимости от видов товаров существует несколько спо­собов их экспорта. Сырье и необработанные продукты пита­ния обычно экспортируются специализированными торговыми компаниями, которые предварительно закупают товары у про­изводителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров, как оборудование, суда, под­вижной состав железных дорог и другие специализированные изделия, как правило, осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих пред­ставительств и агентских фирм.

Наиболее распространенный метод экспорта потребитель­ских товаров состоит в их реализации через универсальные тор­говые дома. В тех случаях, когда поставка потребительских то­варов осуществляется в небольших количествах, используется торговля по почте путем рассылки каталогов. Фирмы, которые устойчиво ориентируют производство на экспорт, стремятся обычно организовать собственную сбытовую сеть за рубежом, для чего создают заграничные филиалы и дочерние общества,

которые делятся на заграничные оптовые конторы, предприятия розничной торговли, ремонтные предприятия, пункты сервиса.

Помимо производителей экспортной продукции в зарубеж­ных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома — предприятия, совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров. В первом случае фирма снача­ла закупает товар у национального или иностранного произво­дителя, а затем перепродает его от своего имени. Во втором слу­чае торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя. Экспортные фирмы в отличие от торговых до­мов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Объектом их торговли являются преимущественно товары потребительского назначе­ния, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, а также кустарных промыслов. Агентские фирмы, являющиеся обычно юридическим лицом страны-импортера, осуществляют продажу товаров иностранной фирмы исключительно на ко­миссионных началах. Они действуют на основе долгосрочных соглашений (агентских договоров) с иностранным экспортером и позволяют последнему избегать посредничества фирм и рас­ходов по созданию собственной сбытовой сети. Фирма получа­ет комиссионное вознаграждение, которое, как правило, взима­ется с продавца в размере до 10% стоимости сделки.

ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз то­варов из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются това­ры иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью пот­ребления или последующего вывоза из страны.

Структура импорта материальных ценностей (видимый им­порт) определяется особенностями природных условий, струк­туры экономики страны и ее ролью в международном разделе­нии труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды мине­рального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, ко­торые в силу природных условий не могут производить сами.

В импорте промышленно развитых стран высока доля про­мышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что

32

объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Развивающиеся страны, для которых импорт машин и оборудования крайне важен для ин­дустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства ввозить и некоторые виды про­довольствия.

Импорт в большей степени, чем экспорт, подвергается го­сударственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ог­раничениями, системой лицензирования и другими нетариф­ными барьерами (см. тему 3). В условиях формирования наци­ональной экономики и перевода ее на рыночные рельсы госу­дарство использует рычаги ограничения импорта для защиты интересов национальной экономики.

Сумма экспорта и импорта товаров называется товарообо­ротом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт пре­вышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгово­го баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит, или «отрицательное сальдо торго­вого баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных зай­мов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собс­твенных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, не­движимости и др.).

Для анализа динамики МТТ используются показатели сто­имостного и физического объема внешней торговли. Стоимос­тный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с исполь­зованием текущих валютных курсов. Физический объем вне­шней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее ре­альную динамику.

На международные товарные потоки могут оказывать влия­ние следующие факторы: научно-технический прогресс, меня­ющий структуру мировой торговли; либерализация междуна-

родной торговли; экономическая интеграция; активная деятель­ность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке; мировые кризисы и др.

2.5. Международная торговля услугами

Наряду с международной торговлей товарами широко раз­вита и торговля услугами1. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При постав­ках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время между­народная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной торговлей товарами. Основное от­личие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществлен­ной формы, хотя ряд услуг приобретает ее (например, в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др.) Однако с развити­ем и распространением Internet существенно снижается необ­ходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредс­твенных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа меж­дународной торговли услугами:

  1. Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу. Ее пересекает только услуга (например, юридическая консуль­тация из-за границы по телефону).

  2. Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потре-битель из одной страны приобретает и потребляет услугу на тер­- ритории другой страны (например, выезд за границу на учебу).

  3. Торговое присутствие продавца в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны,

' Услуга — действие, приносящее полезный эффект ее потребителю.

открывает представительство или дочернюю фирму, через ко­торые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (например, приезд из-за границы врача для лечения больного).

4. Присутствие на территории данной страны физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга пре­доставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расши­ряется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

I) услуги для бизнеса; 2)строительные услуги;

  1. услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникаци­онные);

  2. дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, роз­ничная и оптовая торговля, франчайзинг);

  3. транспортные услуги;

  4. финансовые услуги;

  5. образовательные услуги;

  6. услуги здравоохранения;

9) туристические услуги; 10)рекреационные услуги;

II) услуги по охране окружающей среды;

12) услуги, в другом месте не классифицированные.

Для либерализации и регулирования международной тор­говли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглаше­ние по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит:

  1. положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

  2. приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

  3. списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) определенные принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.

35

В соответствии с положениями ГАТС все члены ВТО долж­ны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к на­циональным процедурам разрешения споров и, в особенности, к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если та­кое обязательство было внесено в национальный список обяза­тельств; соблюдать процедуры разрешения споров во всех об­ластях, регулируемых ВТО; участвовать в переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании нацио­нальных списков обязательств.

В то же время каждая страна имеет право: сохранять на­циональную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех ус­лугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и загра­ничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т.е. применять так называемые правила предусмотрительности; участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности

В экономической науке под «интеллектуальной собствен­ностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллекту­альной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллекту­альную собственность без его разрешения.

36

Международным правовым актом - Конвенцией об учреж­дении Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художествен­ным и научным произведениям; исполнительской деятельнос­ти артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным зна­кам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и ком­мерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуаль­ной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

В законодательстве некоторых стран этот список расширен. В него стали включать: произведения науки, литературы и ис­кусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограм­мы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; се­лекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; то­варные знаки и знаки обслуживания; наименования мест про­исхождения товаров; коммерческие обозначения.

Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собс­твенность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промыш­ленной собственности являются полезные модели, промыш­ленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслужи­вания, фирменные наименования и наименования мест проис­хождения товаров. К другой категории объектов интеллекту­альной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литера­турные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, про­граммы для ЭВМ.

37

В условиях глобализации мировой экономики для успешно­го распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, разви­ваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который пред­ставлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продук­ции, информации и прав.

Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоем­кой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивает­ся быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыноч­ные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Франци­ей и Великобританией.

На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все ос­тальные носители.

На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Па­тентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственнос­ти (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотно­шений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и ав­торского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными зна-

38

ками и другими объектами промышленной собственности. Вто­рая - связана с правоотношениями, касающимися литератур­ных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не подда­ются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей зако­нодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др.

В мировой практике существуют две системы правовой ох­раны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «при­нцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования.

Значительная роль в защите интеллектуальной собствен­ности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулиру­ющих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуаль­ной собственности, которое привело систему охраны прав ин­теллектуальной собственности в рамки общих международных правил.

2.7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития

В современном мире состояние внешней торговли государс­тва — это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешне­торгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим при­оритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных

39

ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентиро­ванных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.

Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота око­ло 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в кото­ром достигает почти 50%. На втором месте — развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, разви­тые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании.

В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты хи­мической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их про­изводства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их произ­водства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей — в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удоб­рений - свыше 3 млн тонн (83% от их производства); азотных удобрений- 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспор­те Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов.

Далее идут: черные и цветные металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кро­ме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.

В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспорт­ные средства, продукция химической промышленности, чер­ные и цветные металлы.

Ежегодно Республика Беларусь в среднем импортирует око­ло: 2 млн тонн черных и цветных металлов; 12 млн тонн сырой нефти; 0,7 млн тонн нефтепродуктов; 17,5 млрд куб. метров

40

природного газа; 430 тыс. тонн угля; 7,5 млрд кВт/ч электро­энергии; 104 тыс. тонн растительного масла; 1300 тыс. тонн зерновых культур.

Одной из проблем экономики республики является ее высо­кая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.

Экспорт и импорт услуг составляют довольно скромную долю в общем объеме товарооборота. Так, доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля их импорта - около 7 %. Среди экспортных услуг основными явля­ются: транспортные; строительные; услуги связи; туристичес­кие; аренда; финансовые. Среди импортных услуг выделяются туристические; транспортные; услуги связи; аренда; строитель­ные; финансовые.

Негативным показателем в торговле Республики Беларусь является постоянное в течение последних лет превышение им­порта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экс­портом Республики Беларусь за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.

Основные направления внешней торговли Республики Беларусь на ближайшие годы определены «Программой со­циально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с этой программой главным направлением внешнеэкономической деятельности на перс­пективу станет осуществление эффективной единой промыш­ленной, внешнеторговой и -макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иност­ранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоем­кой высокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфра­структуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.

Качественно новый уровень функционирования экономики позволит проводить политику внешнеторговой экспансии пу­тем избирательного ее применения как к отдельным государс­твам, так и к группам стран или союзам.

41

Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником ва­лютных поступлений.

Реализация поставленных задач позволит сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на положительное сальдо вне­шней торговли.

42

НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ

  1. Внешнеторговая политика: сущность и цели.

  1. Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная торговля.

3.3. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов.

3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения.

3.5. Международные торгово-экономические организации. Все­ мирная торговая организация.

3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.

3.1. Внешнеторговая политика: сущность и цели

Международная торговля, учитывая ее влияние на внут­реннюю и внешнюю политику, подвергается значительному воздействию со стороны государства. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.

Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договариваю­щиеся стороны. В сфере торгового обмена эти нормы и правила вырабатываются, прежде всего, в рамках Всемирной торговой организации (см. вопрос 3.5).

Основными целями внешнеэкономической и внешнеторго­вой политики являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение тру­да; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.

Во внешнеторговой политике переплетаются интересы раз­личных субъектов международных отношений: государств, интеграционных объединений, монополий, финансовых, торго­вых, профессиональных и других групп. Поэтому современная

43

внешнеторговая политика-это сложная система, формирующа­яся под влиянием национальных, экономических и политичес­ких факторов. Она подвергается воздействию процессов, про­исходящих во всей системе международных экономических от­ношений и, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Интернационализация экономики породила интег­рационные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В ре­зультате деятельности интеграционных группировок происхо­дит формирование единой для них системы регулирования вне­шнеэкономических связей, получившей название коллективно­го протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли при одновре­менном проведении согласованной единой протекционистской политики. В формировании внешнеторговой политики актив­ное участие принимает государство, монополистические груп­пировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве стран существуют крупные объ­единения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимате­лей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеторговой политики страны.

Современная внешнеторговая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирую­щих и стимулирующих внешнеторговые связи. К ним относят­ся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кре­дитов и государственных гарантий по ним, кредитов междуна­родных финансовых организации, экспортных премий товарно­го и валютного демпинга, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта то­варов. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в пос­ледние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помо­щью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и адми­нистративные рычаги используются все более широко в целях

44

регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и до­черние фирмы транснациональных компаний (ТНК), крупные компании и их отделения связаны между собой системой со­глашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключа­ются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возво­дят торговополитических барьеров», упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политичес­ких барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной вне­шнеторговой политики, получил название ограничительной практики монополий.

Внешнеторговая политика - один из основных макроэконо­мических инструментов, применяемый для ускорения либо за­медления экономического роста внутри страны.

3.2. Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная торговля

Основными видами внешнеторговой политики являются: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля.

Меркантилизм - это политика, направленная на стимули­рование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он, как правило, приводит к сни­жению экономической активности, падению жизненных стан­дартов внутри страны, ограничению импорта. В современной внешнеторговой практике этот вид политики практически не используется.

Основными видами современной внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля.

Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конку­ренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная за-

45

щита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.

Барьеры, используемые государством для защиты националь-юй экономики, делят на экономические и неэкономические.

К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от инос-транной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

К неэкономическим барьерам относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования, с помощью которой ограничивается импорт товаров; введение неоправданных стандартов качества продукции; субсидиро­вание таких видов деятельности, экономическая неэффектив­ность которых признана.

Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ог­раничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Юридические и физические лица свободны в принятии и реализации решений по ведению внешней торговли.

В пользу свободной торговли выдвигаются следующие ар­гументы:

Основой школы свободной торговли является теория срав­нительных конкурентных преимуществ стран, сформулирован­ная Рикардо в его книге «Принципы политической экономии и налогообложения». Суть этой теории состоит в том, что если страны специализируются на товарах, в которых они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономи­ческих субъектов увеличивается.

Следует заметить, что в «чистом виде» вышеперечисленные виды торговой политики практически никогда не используются.

46

3.3. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов

Государственное регулирование внешней торговли основы­вается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполагают использование таможен­ных тарифов.1

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ представляет собой систематизи­рованный перечень таможенных пошлин, которыми облагают­ся ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по опре­деленным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависи­мости от страны происхождения товара. Данный тариф не пре­дусматривает достаточной маневренности в таможенной по­литике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому то­вару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто ис­пользуется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их то­вары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы дру­гим государствам, развивая с ними более тесное экономичес­кое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Ав­тономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с ко­торыми не заключены торговые договора и соглашения. Кон­венционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем ав­тономные. Они определяются на базе двухстороннего или мно­гостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. Преференциальные

_______________

1Тариф - ставка или совокупность ставок обложения или оплаты за пользование чем-нибудь

ставки предусматривают самые низкие ставки, которые уста­навливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических груп­пировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развиваю­щимися странами.

Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пе­ресекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функ­цию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины - это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экс­порт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (на­пример, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересе­кают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, ко­торые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде опреде­ленной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (на­пример, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалор­ной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным то­варопроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или кос­венно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввози­мых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограни­чения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулиро­вания торгового оборота, определяющая количество и номен­клатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ог­раничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эм­барго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эф­фективным элементом осуществления внешнеторговой поли­тики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо между­народными обязательствами; более удобны в достижении иско­мого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой эко­номике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют ме­тодику, разработанную Секретариатом ВТО, в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количес­твенные ограничения импорта и экспорта; таможенные и адми­нистративные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.

3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения

ДЕМПИНГ представляет собой способ завоевания экспор­тером внешнего рынка путем продажи на нем своих товаров по ценам более низким, чем на внутреннем рынке.

Опасность демпинга определяется его направленностью на завоевание рынка путем вытеснения с него конкурентов из числа местных производителей за счет низкой цены с последу­ющей монополизацией рынка и установлением новой, значи­тельно более высокой монопольной цены. Такой вид демпинга получил название «хищный». Он по времени действия являет-

49

ся более продолжительным в отличие от временного или слу­чайного, предпринимаемого, в основном, для избавления от излишков продукта на зарубежных рынках без снижения цен на внутреннем рынке.

Более изощренным является демпинг, при котором первона­чально осуществляется ввоз в третью страну давальческого сы­рья по низким ценам с последующей продажей произведенной продукции в другие страны. Такой вид демпинга обозначает­ся термином «окольный» или «демпинг по технологической цепочке». Он признается более опасным, чем «хищный», пос­кольку, с одной стороны, другие страны вытесняются с сырье­вого рынка третьей страны, а с другой стороны, полученная в результате такой операции продукция не может быть признана демпинговой в другой стране, поскольку цена в стране экспорта не будет отличаться от экспортной цены в большую сторону.

Следует иметь в, виду, что сама по себе поставка товаров по низким ценам не может считаться демпингом. В определенных случаях товары могут поставляться по низким ценам и даже бесплатно в порядке помощи развивающимся странам или странам, испытывающим экономические трудности, вызван­ные различными катаклизмами природного или социального характера.

Современное законодательство развитых стран различает три основных типа демпинга: ценовой, стоимостный и неры­ночный.

Ценовой демпинг представляет собой продажу товара на эк­спортном рынке по цене, которая ниже его цены на националь­ном рынке.

При стоимостном демпинге продажа товара на экспортном рынке осуществляется по цене, которая ниже его стоимости.

Нерыночный демпинг применяется тогда, когда товар экс­портируется из страны с нерыночной экономикой.

В коммерческой практике демпинг может приобретать сле­дующие формы: спорадический, преднамеренный, постоянный, обратный и взаимный.

Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу излишних запасов товаров на внешнем рынке по зани­женным ценам. Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использо-

50

вать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.

Преднамеренный демпинг связан с временным умышлен­ным снижением экспортных цен с целью вытеснения конку­рентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг характеризует постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

Обратный демпинг предполагает завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непред­виденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг - это встречная торговля двух стран од­ним и тем же товаром по заниженным ценам.

3.5. Международные торгово-экономические организации. Всемирная торговая организация

Для развития мировой торговли особое значение имеют международные торгово-экономические организации и согла­шения, в которых участвуют почти все страны мира. Основны­ми из них являются: Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Меж­дународная таможенная организация (МТО) и Международная торговая палата (МТП).

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), явля­ющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерально­го соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), была создана по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) 1 января 1995 г. Место расположения - г. Женева (Швейцария). Главой ВТО является генеральный директор. Штат Секретари­ата составляет 500 сотрудников. На конец 2008 г. членами ВТО были 186 стран.

ВТО призвана регулировать торгово-экономические отно­шения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров

51

(1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулиро­вания проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и для контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функциони­рует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствова­нием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правшами ВТО явля­ются: взаимное предоставление режима наибольшего благо­приятствования в торговле; взаимное предоставление нацио­нального режима товарам и услугам иностранного происхож­дения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ог­раничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за вы­полнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными страна­ми-членами; разрешение торговых споров; мониторинг нацио­нальной торговой политики стран-членов; техническое содейс­твие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специа­лизированными организациями.

Все страны - члены ВТО принимают обязательства по выпол­нению основных соглашений и юридических документов, объ­единенных термином «Многосторонние торговые соглашения».

КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономи­ческая организация, членами которой являются 186 государств. Местопребывание ЮНКТАД - г. Женева (Швейцария).

Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - чле­на ООН, специализированных учреждений ООН и Международ­ного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

52

Основными задачами ЮНКТАД являются: поощрение меж­дународной торговли, прежде всего между развитыми и разви­вающимися странами; разработка рекомендаций по вопросам развития международных экономических отношений; согласо­вание политики правительств и региональных экономических организаций в сфере торговли и связанных с ней аспектах эко­номического развития; координация деятельности других уч­реждений ООН по вопросам международной торговли.

Отличие ЮНКТАД от ВТО заключается в следующем: ЮНКТАД вырабатывает общие торгово-политические принци­пы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остают­ся в основном чисто торговые вопросы; решения, принимаемые ЮНКТАД, не являются юридически обязательными в отличие от решений ВТО.

Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конфе­ренция, состоящая из представителей государств-членов. Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и раз­витию, обеспечивающий непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и Социаль­ный Совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый Генеральным секретарем, является частью Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудни­чество между развивающимися странами и специальные про­граммы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услу­ги в области управления и оперативно-функционального обес­печения программ). Помимо этого, Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по между­народным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничес­тва (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР.

Главная задача организации - разработка и распространение единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирово-

53

го товарооборота, унификация и облегчение перемещения това­ров и физических лиц через таможенные границы при обеспе­чении контрольных и фискальных функций таможни.

Представительными органами МТО являются Совет, состоя­щий из председателя, шести вице-председателей, которые одновременно являются представителями регионов, Политичес­кая комиссия, Финансовый комитет и технические комитеты.

Высший орган Совета - ежегодная встреча глав таможенных служб государств-членов, на которой рассматриваются ма­териалы, подготовленные Политической комиссией и Финан­совым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности МТО. Постоянно действующим исполнительным органом организации является Секретариат, который располагается в г. Брюсселе (Бельгия).

Одним из основных направлений деятельности МТО явля­ется выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации доку­ментов и их адаптации к изменениям в мировой экономике.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпри­нимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей, имеющая зарубеж­ные представительства более чем в 50 странах мира. МТП рас­полагается в г. Париже (Франция).

Основными целями МТП являются: содействие развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов; приня­тие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли; защита системы частного предпринимательства.

Высшим руководящим органом МТП является Совет, кото­рый собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назна­чаются национальными комитетами и группами. Исполнитель­ный совет, в состав которого входят от 15 до 21 представителя государств-членов, избирается Советом МТП. Он несет ответс­твенность за проведение политики МТП. Исполнительный со­вет проводит не менее трех сессий в год. Генеральный секре­тарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета.

54

Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов: Международного арбитраж­ного суда; Международного бюро торговых палат; Института права и практики в сфере бизнеса; служб МТП по борьбе с эко­номической преступностью; Всемирного совета по вопросам окружающей среды.

МТП наделена консультативным статусом в ООН с тем, что­бы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отноше­ния с основными межправительственными и неправительс­твенными международными экономическими организациями.

3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Исторически так сложилось, что экономика Республики Бе­ларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Высокая внешнеторговая квота (отношение объема внешнего товарообо­рота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 62%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусско­го государства.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь строится на основе международных норм и демократических стандар­тов, соблюдения международных договоренностей, многовек-торности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, ди­намичного развития экономики и социальной сферы. В связи с этим важнейшими задачами должны стать: создание полити­ческих, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; расширение торгово-экономических свя­зей с различными странами, региональными союзами и между­народными экономическими организациями; участие страны в

55

международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

Основные принципы формирования внешнеторговой по­литики нашего государства заложены в «Программе социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». Они включают меры регулирования внешней тор­говли, а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки. Для их решения необходимо осуществить комплекс основных мероп­риятий:

-развивать инфраструктуру внешней торговли, включаю­щую товаропроводящие сети, современные системы инфор­мационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.

- привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами;

— обеспечить развитие систем сертификации и качества экс­портной продукции, признаваемых зарубежными партнерами.

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит Республике Беларусь глубже интегрироваться в систему миро­хозяйственных связей. Это будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), развивать вне­шнеторговые отношения с другими странами на долговремен­ной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

57