Тема 2
ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка.
Теории международной торговли.
Экономия от масштаба и внешняя торговля.
Международная торговля товарами.
Международная торговля услугами.
Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности.
Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее раз вития.
2.1. Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка
История знает четыре этапа формирования мирового хозяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. Его результатом стал регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в результате развития рыночных отношений и крупного машинного производства внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой национальной экономики. Возник мировой рынок. Третий этап - это этап образования глобальной экономики. Он наступил на рубеже XIX-XX вв. Возникла мировая система хозяйства. С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений мировой экономики. Сформировалось мировое рыночное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок.
СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ).
22
К основным чертам мирового рынка относят:
Сфера функционирования мирового рынка шире национальных рамок.
Межгосударственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы, капитала происходит под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения.
Ценообразование на мировом рынке имеет свою специфику.
Мировой рынок в большей степени, чем внутренний, оп тимизирует использование факторов производства, направляя их в экономически эффективные отрасли производства.
Мировой рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции.
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений.
При анализе состояния мирового рынка исследуют:
общеэкономическую конъюнктуру, т.е. положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран;
конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка;
конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг.
Следует заметить, что выше указанные уровни конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны. Поэтому, исследуя один ее уровень, надо знать другие уровни конъюнктуры. Например, исследуя конъюнктуру отдельного товара, надо располагать информацией об отраслевой конъюнктуре.
По временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.
Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующш факторов: экономических, научно-технических, социальных, политических. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на
23
временные и постоянные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Основным методом исследования конъюнктуры мирового рынка является метод прогнозирования, основанный на экстраполяции (предположении), экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, экономико-математических методах.
2.2. Теории международной торговли
Каждая из стран стремится оптимизировать свои торговые отношения с другими странами. Этому способствуют теории международной торговли, описывающие ее выгоду для той или иной страны на основе факторных преимуществ.
Попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели сделана в экономическом учении меркантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего, в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма Т. Мэн, А. Монкретьен считали, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна, прежде всего, обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.
Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX вв. Адамом Смитом и Давидом Ри-кардо.
Теория абсолютного преимущества А. Смита
А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны должны быть заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.
Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Эти абсолютные преимущества
94
могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами - особыми климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации производства и т. д. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит. Цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.
Иначе обстоят дела при наличии внешней торговли. В силу различий в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д., внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны. Чтобы внешняя торговля была выгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которое может быть обусловлено специализацией производства.
Вывод: каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.
Теория относительного преимущества Д. Рикардо
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны - Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор - национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки производства он условно измерял рабочим временем.
Продукт | Португалия | Англия |
1 ед. вина | 1 рабочий день | 3 рабочих дня |
1 ед. сукна | 2 рабочих дня | 4 рабочих дня |
В данном примере производство вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если производство в данной стране (Португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (Англии), где их производство обходится дороже. Однако это на первый взгляд. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производство вина, а в Англии -4:3, то есть относительно меньше.
С вином - ситуация противоположная. Эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португалии из соображений эффективности национальной экономики выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна, импортируя вино из Португалии.
Теория международной торговли Хекшера-Олина
Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо не дает ответа на вопрос: «В силу чего возникают различия в издержках между странами?» Шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, различия в издержках между странами объясняются главным образом тем, что относительная обеспеченность стран факторами производства разная.
В соответствии с моделью международной торговли Хекшера-Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма выравнивания состоит в следующем. Первоначально цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те из них, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недостает. Специализация той или иной страны на производстве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и, соответственно, растет его цена (процент на капитал). Напротив, специализация других стран на производстве трудоемких товаров обусловливает пе-
26
ремещение значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли, соответственно возрастает и цена рабочей силы (заработная плата).
Таким образом, в соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.
Парадокс Леонтьева
Известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев в середине 50-х годов предпринял попытку эмпирической1 проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).
Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить: неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации; качество управленческих решений; государственную внешнеторговую политику и др.
Теорема Столпера-Самуэльсопа
Вольфганг Ф. Столпер и П. Самушьсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит общество на тех, кто остается в чистом иыигрыше, и тех, кто несет
' Эмпиризм-философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником по шлмия.
27
потери. Предпосылки: страна производит два товара (например, пшеницу и сукно), используя два фактора производства (например, землю и труд); ни один из товаров не используется для производства другого; существует абсолютная конкуренция; предложение факторов задано; для производства одного из товаров (пшеницы) интенсивно используется земля, а второй (сукно) является трудоемким как в условиях внешней торговли, так и без ее; оба фактора могут перемещаться между секторами (но не между странами); установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на пшеницу.
Теорема Столпера-Ссшуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства.
Эффект усиления Джонса
В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона международная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фактора производства росту (или снижению) цены товара, произведенного с его помощью?
Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.
2.3. Экономия от масштаба и внешняя торговля
В начале 80-х годов XX столетия некоторые экономисты (П. Крюгман, К. Ланкастер, Р. Дризе, Г. Хафбауэр) предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Согласно этой теории многие страны обеспечены основными факторами производства в относительно одинаковых про-
порциях и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями).
ПРИМЕР
Развитие международной торговли на основе эффекта масштаба
Предположим, что две страны, А и 5, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 20 ед. товара X и товара У, что обозначено точкой Е на рис. 2.1. В данном случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара X (Рх) и товара Y (Ру) представлено вектором относительных цен PxIPy.
С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект от масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар У. Рост выпуска товара X в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны А на выпуске этого товара, который будет доведен до 60 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (60 ед.).
29
Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X растет в большем объеме, чем сокращается производство товара Y,
По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара X относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Ру для страны А - влево, а для страны В - вправо от ее положения, характеризующей отсутствие внешней торговли. В результате обе страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товара X и товара У с 20 до 30 ед. Это отражается точкой £,. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D{ и отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).
Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. Выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий
и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития совершенной конкуренции.
2.4. Международная торговля товарами
Международная торговля товарами (МТТ), появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта.
ЭКСПОРТ ТОВАРОВ (от лат. exportare - вывозить) - вывоз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары, вывозимые за границу, так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).
В зависимости от видов товаров существует несколько способов их экспорта. Сырье и необработанные продукты питания обычно экспортируются специализированными торговыми компаниями, которые предварительно закупают товары у производителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров, как оборудование, суда, подвижной состав железных дорог и другие специализированные изделия, как правило, осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих представительств и агентских фирм.
Наиболее распространенный метод экспорта потребительских товаров состоит в их реализации через универсальные торговые дома. В тех случаях, когда поставка потребительских товаров осуществляется в небольших количествах, используется торговля по почте путем рассылки каталогов. Фирмы, которые устойчиво ориентируют производство на экспорт, стремятся обычно организовать собственную сбытовую сеть за рубежом, для чего создают заграничные филиалы и дочерние общества,
которые делятся на заграничные оптовые конторы, предприятия розничной торговли, ремонтные предприятия, пункты сервиса.
Помимо производителей экспортной продукции в зарубежных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома — предприятия, совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров. В первом случае фирма сначала закупает товар у национального или иностранного производителя, а затем перепродает его от своего имени. Во втором случае торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя. Экспортные фирмы в отличие от торговых домов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Объектом их торговли являются преимущественно товары потребительского назначения, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, а также кустарных промыслов. Агентские фирмы, являющиеся обычно юридическим лицом страны-импортера, осуществляют продажу товаров иностранной фирмы исключительно на комиссионных началах. Они действуют на основе долгосрочных соглашений (агентских договоров) с иностранным экспортером и позволяют последнему избегать посредничества фирм и расходов по созданию собственной сбытовой сети. Фирма получает комиссионное вознаграждение, которое, как правило, взимается с продавца в размере до 10% стоимости сделки.
ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются товары иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потребления или последующего вывоза из страны.
Структура импорта материальных ценностей (видимый импорт) определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды минерального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут производить сами.
В импорте промышленно развитых стран высока доля промышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что
32
объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Развивающиеся страны, для которых импорт машин и оборудования крайне важен для индустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства ввозить и некоторые виды продовольствия.
Импорт в большей степени, чем экспорт, подвергается государственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ограничениями, системой лицензирования и другими нетарифными барьерами (см. тему 3). В условиях формирования национальной экономики и перевода ее на рыночные рельсы государство использует рычаги ограничения импорта для защиты интересов национальной экономики.
Сумма экспорта и импорта товаров называется товарооборотом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт превышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгового баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит, или «отрицательное сальдо торгового баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных займов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собственных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, недвижимости и др.).
Для анализа динамики МТТ используются показатели стоимостного и физического объема внешней торговли. Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.
На международные товарные потоки могут оказывать влияние следующие факторы: научно-технический прогресс, меняющий структуру мировой торговли; либерализация междуна-
родной торговли; экономическая интеграция; активная деятельность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке; мировые кризисы и др.
2.5. Международная торговля услугами
Наряду с международной торговлей товарами широко развита и торговля услугами1. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной торговлей товарами. Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее (например, в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др.) Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.
Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами:
Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу. Ее пересекает только услуга (например, юридическая консультация из-за границы по телефону).
Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потре-битель из одной страны приобретает и потребляет услугу на тер- ритории другой страны (например, выезд за границу на учебу).
Торговое присутствие продавца в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны,
' Услуга — действие, приносящее полезный эффект ее потребителю.
открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (например, приезд из-за границы врача для лечения больного).
4. Присутствие на территории данной страны физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
I) услуги для бизнеса; 2)строительные услуги;
услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);
дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);
транспортные услуги;
финансовые услуги;
образовательные услуги;
услуги здравоохранения;
9) туристические услуги; 10)рекреационные услуги;
II) услуги по охране окружающей среды;
12) услуги, в другом месте не классифицированные.
Для либерализации и регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит:
положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;
приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
4) определенные принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.
35
В соответствии с положениями ГАТС все члены ВТО должны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к национальным процедурам разрешения споров и, в особенности, к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств; соблюдать процедуры разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО; участвовать в переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право: сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т.е. применять так называемые правила предусмотрительности; участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.
2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности
В экономической науке под «интеллектуальной собственностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения.
36
Международным правовым актом - Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
В законодательстве некоторых стран этот список расширен. В него стали включать: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров. К другой категории объектов интеллектуальной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литературные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, программы для ЭВМ.
37
В условиях глобализации мировой экономики для успешного распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, развиваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который представлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав.
Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоемкой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивается быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыночные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Францией и Великобританией.
На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все остальные носители.
На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств.
Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и авторского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными зна-
38
ками и другими объектами промышленной собственности. Вторая - связана с правоотношениями, касающимися литературных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др.
В мировой практике существуют две системы правовой охраны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «принцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования.
Значительная роль в защите интеллектуальной собственности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулирующих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуальной собственности, которое привело систему охраны прав интеллектуальной собственности в рамки общих международных правил.
2.7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития
В современном мире состояние внешней торговли государства — это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешнеторгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных
39
ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентированных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.
Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50%. На втором месте — развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, развитые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании.
В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты химической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их производства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их производства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей — в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удобрений - свыше 3 млн тонн (83% от их производства); азотных удобрений- 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспорте Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов.
Далее идут: черные и цветные металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.
В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, черные и цветные металлы.
Ежегодно Республика Беларусь в среднем импортирует около: 2 млн тонн черных и цветных металлов; 12 млн тонн сырой нефти; 0,7 млн тонн нефтепродуктов; 17,5 млрд куб. метров
40
природного газа; 430 тыс. тонн угля; 7,5 млрд кВт/ч электроэнергии; 104 тыс. тонн растительного масла; 1300 тыс. тонн зерновых культур.
Одной из проблем экономики республики является ее высокая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.
Экспорт и импорт услуг составляют довольно скромную долю в общем объеме товарооборота. Так, доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля их импорта - около 7 %. Среди экспортных услуг основными являются: транспортные; строительные; услуги связи; туристические; аренда; финансовые. Среди импортных услуг выделяются туристические; транспортные; услуги связи; аренда; строительные; финансовые.
Негативным показателем в торговле Республики Беларусь является постоянное в течение последних лет превышение импорта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экспортом Республики Беларусь за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.
Основные направления внешней торговли Республики Беларусь на ближайшие годы определены «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с этой программой главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективу станет осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и -макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.
Качественно новый уровень функционирования экономики позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательного ее применения как к отдельным государствам, так и к группам стран или союзам.
41
Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.
Реализация поставленных задач позволит сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на положительное сальдо внешней торговли.
42
НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ
Внешнеторговая политика: сущность и цели.
Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная торговля.
3.3. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов.
3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения.
3.5. Международные торгово-экономические организации. Все мирная торговая организация.
3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.
3.1. Внешнеторговая политика: сущность и цели
Международная торговля, учитывая ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, подвергается значительному воздействию со стороны государства. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.
Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны. В сфере торгового обмена эти нормы и правила вырабатываются, прежде всего, в рамках Всемирной торговой организации (см. вопрос 3.5).
Основными целями внешнеэкономической и внешнеторговой политики являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.
Во внешнеторговой политике переплетаются интересы различных субъектов международных отношений: государств, интеграционных объединений, монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная
43
внешнеторговая политика-это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов. Она подвергается воздействию процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений и, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Интернационализация экономики породила интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В формировании внешнеторговой политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеторговой политики страны.
Современная внешнеторговая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеторговые связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет вывоз капитала.
В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях
44
регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы транснациональных компаний (ТНК), крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торговополитических барьеров», упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеторговой политики, получил название ограничительной практики монополий.
Внешнеторговая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
3.2. Виды внешнеторговой политики. Протекционизм и свободная торговля
Основными видами внешнеторговой политики являются: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля.
Меркантилизм - это политика, направленная на стимулирование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он, как правило, приводит к снижению экономической активности, падению жизненных стандартов внутри страны, ограничению импорта. В современной внешнеторговой практике этот вид политики практически не используется.
Основными видами современной внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля.
Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная за-
45
щита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.
Барьеры, используемые государством для защиты националь-юй экономики, делят на экономические и неэкономические.
К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от инос-транной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.
К неэкономическим барьерам относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования, с помощью которой ограничивается импорт товаров; введение неоправданных стандартов качества продукции; субсидирование таких видов деятельности, экономическая неэффективность которых признана.
Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Юридические и физические лица свободны в принятии и реализации решений по ведению внешней торговли.
В пользу свободной торговли выдвигаются следующие аргументы:
беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда;
в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран;
создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.
Основой школы свободной торговли является теория сравнительных конкурентных преимуществ стран, сформулированная Рикардо в его книге «Принципы политической экономии и налогообложения». Суть этой теории состоит в том, что если страны специализируются на товарах, в которых они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономических субъектов увеличивается.
Следует заметить, что в «чистом виде» вышеперечисленные виды торговой политики практически никогда не используются.
46
3.3. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Виды таможенных тарифов
Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.
Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.1
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.
Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.
Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. Преференциальные
_______________
1Тариф - ставка или совокупность ставок обложения или оплаты за пользование чем-нибудь
ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.
Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.
Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.
Экспортные пошлины - это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.
Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.
По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.
К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.
Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.
Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.
Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО, в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.
3.4. Демпинг: разновидности и условия для применения
ДЕМПИНГ представляет собой способ завоевания экспортером внешнего рынка путем продажи на нем своих товаров по ценам более низким, чем на внутреннем рынке.
Опасность демпинга определяется его направленностью на завоевание рынка путем вытеснения с него конкурентов из числа местных производителей за счет низкой цены с последующей монополизацией рынка и установлением новой, значительно более высокой монопольной цены. Такой вид демпинга получил название «хищный». Он по времени действия являет-
49
ся более продолжительным в отличие от временного или случайного, предпринимаемого, в основном, для избавления от излишков продукта на зарубежных рынках без снижения цен на внутреннем рынке.
Более изощренным является демпинг, при котором первоначально осуществляется ввоз в третью страну давальческого сырья по низким ценам с последующей продажей произведенной продукции в другие страны. Такой вид демпинга обозначается термином «окольный» или «демпинг по технологической цепочке». Он признается более опасным, чем «хищный», поскольку, с одной стороны, другие страны вытесняются с сырьевого рынка третьей страны, а с другой стороны, полученная в результате такой операции продукция не может быть признана демпинговой в другой стране, поскольку цена в стране экспорта не будет отличаться от экспортной цены в большую сторону.
Следует иметь в, виду, что сама по себе поставка товаров по низким ценам не может считаться демпингом. В определенных случаях товары могут поставляться по низким ценам и даже бесплатно в порядке помощи развивающимся странам или странам, испытывающим экономические трудности, вызванные различными катаклизмами природного или социального характера.
Современное законодательство развитых стран различает три основных типа демпинга: ценовой, стоимостный и нерыночный.
Ценовой демпинг представляет собой продажу товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его цены на национальном рынке.
При стоимостном демпинге продажа товара на экспортном рынке осуществляется по цене, которая ниже его стоимости.
Нерыночный демпинг применяется тогда, когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой.
В коммерческой практике демпинг может приобретать следующие формы: спорадический, преднамеренный, постоянный, обратный и взаимный.
Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу излишних запасов товаров на внешнем рынке по заниженным ценам. Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использо-
50
вать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.
Преднамеренный демпинг связан с временным умышленным снижением экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
Постоянный демпинг характеризует постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.
Обратный демпинг предполагает завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
Взаимный демпинг - это встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.
3.5. Международные торгово-экономические организации. Всемирная торговая организация
Для развития мировой торговли особое значение имеют международные торгово-экономические организации и соглашения, в которых участвуют почти все страны мира. Основными из них являются: Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная таможенная организация (МТО) и Международная торговая палата (МТП).
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), была создана по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) 1 января 1995 г. Место расположения - г. Женева (Швейцария). Главой ВТО является генеральный директор. Штат Секретариата составляет 500 сотрудников. На конец 2008 г. членами ВТО были 186 стран.
ВТО призвана регулировать торгово-экономические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров
51
(1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и для контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
Основополагающими принципами и правшами ВТО являются: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Все страны - члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения».
КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация, членами которой являются 186 государств. Местопребывание ЮНКТАД - г. Женева (Швейцария).
Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
52
Основными задачами ЮНКТАД являются: поощрение международной торговли, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разработка рекомендаций по вопросам развития международных экономических отношений; согласование политики правительств и региональных экономических организаций в сфере торговли и связанных с ней аспектах экономического развития; координация деятельности других учреждений ООН по вопросам международной торговли.
Отличие ЮНКТАД от ВТО заключается в следующем: ЮНКТАД вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы; решения, принимаемые ЮНКТАД, не являются юридически обязательными в отличие от решений ВТО.
Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из представителей государств-членов. Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию, обеспечивающий непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый Генеральным секретарем, является частью Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Помимо этого, Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР.
Главная задача организации - разработка и распространение единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирово-
53
го товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни.
Представительными органами МТО являются Совет, состоящий из председателя, шести вице-председателей, которые одновременно являются представителями регионов, Политическая комиссия, Финансовый комитет и технические комитеты.
Высший орган Совета - ежегодная встреча глав таможенных служб государств-членов, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности МТО. Постоянно действующим исполнительным органом организации является Секретариат, который располагается в г. Брюсселе (Бельгия).
Одним из основных направлений деятельности МТО является выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации документов и их адаптации к изменениям в мировой экономике.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах мира. МТП располагается в г. Париже (Франция).
Основными целями МТП являются: содействие развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов; принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли; защита системы частного предпринимательства.
Высшим руководящим органом МТП является Совет, который собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группами. Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 представителя государств-членов, избирается Советом МТП. Он несет ответственность за проведение политики МТП. Исполнительный совет проводит не менее трех сессий в год. Генеральный секретарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета.
54
Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов: Международного арбитражного суда; Международного бюро торговых палат; Института права и практики в сфере бизнеса; служб МТП по борьбе с экономической преступностью; Всемирного совета по вопросам окружающей среды.
МТП наделена консультативным статусом в ООН с тем, чтобы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отношения с основными межправительственными и неправительственными международными экономическими организациями.
3.6. Внешнеторговая политика Республики Беларусь
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Высокая внешнеторговая квота (отношение объема внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 62%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовек-торности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы. В связи с этим важнейшими задачами должны стать: создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями; участие страны в
55
международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». Они включают меры регулирования внешней торговли, а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки. Для их решения необходимо осуществить комплекс основных мероприятий:
активизировать участие Республики Беларусь в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
продолжить курс на либерализацию внешней торговли при условии обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов во внешнеэкономической деятельности;
проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей;
обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли;
создать условия для привлечения зарубежных и отечес-твенных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;
способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики страны;
разработать меры по более широкому привлечению инос транного капитала к решению долгосрочных социально-экономических проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта, информационных и коммуникационных технологий;
-развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.
- привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами;
— обеспечить развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами.
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит Республике Беларусь глубже интегрироваться в систему мирохозяйственных связей. Это будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.
57
- 1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
- Экономическую, которая формируется по мере выработ ки и реализации единых требований к осуществлению произ- водственно-инвестиционной, торговой и валютно-финансовой
- 1.4. Международное разделение труда и факторов производства
- 1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая экономика
- 1.6. Глобализация международной экономики
- Тема 2
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8