logo
N_Nartov_-_Geopolitika

9.8. Другое видение проблемы

В силу объективных причин в конце XX в. для России опасен постепенный исход из Дальнего Востока и Сибири. Это может случиться в силу нарастания сепаратистских тенденций, действии пятой колонны внутри страны, утраты способности и поли­тической воли у центральной власти для наведения порядка в собственном доме. Китай объективно заинтересован в переори­ентации сепаратистов Сибирского и Дальневосточного регионов на Пекин. Также вполне реально возникновение односторонней зависимости РФ от КНР в экономике и политике. Это приведет Россию к утрате внешнеполитической, а в перспективе и врутриполитической свободы, к превращению РФ в сырьевой при­даток не только Запада, но и Китая. А такая зависимость При­морья, Хабаровского края, Забайкалья от торговли, поставок продуктов питания, изделий легкой промышленности из КНР видна уже невооруженным глазом.

Демографическая сфера тоже вызывает много тревог и опа­сений. Здесь иммиграционная политика центральных и регио­нальных властей вызывает большие опасения: тихая китайско-корейская экспансия может привести к тому, что

к середине XXI века в России будет проживать от 7 до 10 млн. китай­цев, которые, таким образом, станут второй по численности этниче­ской группой России — после самих русских17.

Отсутствие научно обоснованной иммиграционной политики у России может привести в начале XXI в. к конфликтам на меж­этнической почве и, возможно, к российско-китайскому воен­ному противостоянию, в котором геополитические силы сторон будут явно в пользу Пекина. Такие же последствия могут воз­никнуть и в Центральной Азии, где нарастают этнические, кла­новые и религиозные противоречия, а их основой во многом является передел природных ресурсов и границ. Тогда стратегическая пограничная зона, или буфер между Россией и Китаем, исчезнет, так как КНР наверняка захочет вмешаться в дела бога­того ископаемыми региона.

При продолжении нынешнего геополитического курса (точнее, при его полном отсутствии) у России нет большого вы­бора во внешней политике. В XXI в., если не произойдет корен­ных изменений в экономической, социальной и военной сфере в РФ, Россия станет младшим партнером Китая. Это в лучшем случае. В худшем — от совместного освоения Дальнего Востока и Сибири китайцы смогут легко отказаться и взять это дело только в свои руки, решая этнические проблемы путем насиль­ственной ассимиляции проживающего там населения, как они это делают на протяжении десятилетий в Синьцзяне, Тибете и других субрегионах страны. И, конечно, такой разворот событии приведет к острому и затяжному конфликту. Безусловно, пока Россия располагает мощным ядерным оружием, Китай такой вариант раскладки геополитических сил и полей не приемлет. Но... Москву усиленно заставляют разоружаться, «реформировать» воо­руженные силы, особенно ракетно-ядерные. И Пекин, как и Вашингтон, чрезвычайно заинтересован в этом.

Россия может стремиться к сдерживанию потенциальной экспансии Китая через создание антикитайской коалиции. Не­трудно видеть лидера этой коалиции — это США. Но чем лучше патронат американский патроната китайского? В свое время знаменитый английский историк А. Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» задавал вопрос, что из себя представляет Запад по отношению ко всем народам, и все отве­тят одинаково: «Запад — архиагрессор!» И каждый народ найдет тому множество примеров и в первую очередь Россия13.

Итак, продуктивной, на наш взгляд, была бы геостратегия России, основанная на комплексном развитии всех сфер (геополитических составляющих: экономической, социальной, военной, политической и др.) жизни регионов Сибири и Даль­него Востока с привлечением капиталов и рабочей силы всех заинтересованных стран: западных, стран АТР, в первую очередь Японии, Кореи, Китая, Индии, США, стран СНГ. Стихийное развитие этого процесса может привести к нестабильности и острым конфликтам. Научно обоснованное управление прито­ком иммигрантов позволит увеличить ресурсы России. Четко разработанная система квот, требований к иммигрантам могла бы дать ей квалифицированную рабочую силу, предприимчивых энергичных граждан страны. Но для подготовки такой программы развития производительных сил Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока путем интернационализации инвестиций и рабочей силы нужны высококвалифицированные специалисты-синологи, японоведы, политики, экономисты, геополитики.

Важно соблюдать равноудаленность России с Западом и Востоком, а на Востоке — координировать отношения с Пекином, с другими геополитическими центрами силы: Токио, Дели, Джакартой, Астаной.

Параллельно надо решать проблему создания системы экономической, инвестиционной, научно-технической, военно-промышленной взаимозависимости Москвы и Пекина, одновременно развивая равноправные взаимовыгодные отношения со странами АТР, прежде всего с Японией, Северной и Южной Кореей, а также с США. Интернационализация развития Сиби­ри и Дальнего Востока предотвратит одностороннюю китаизацию этих регионов. Безусловно, деятельность интернациональ­ных компаний, концессий должна быть под жестким контролем правительства РФ. Пока же Россия в этом стратегически важном геополитическом регионе выступает как самая слабая страна, а не как сверхдержава.

Итак, в XXI в. Китай будет оказывать большое влияние на и российскую внешнюю и внутреннюю, оборонную политику, экономику, демографию и политическим лидерам России надо осознать и приготовиться принять вызов Пекина.

1)       Русско-китайские отношения 1689—1916 гг. — М., 1958. — С. 9—11.

2)       Сборник договоров России с Китаем 1689—1881 гг. — Спб.: Изд. МИД.1882. — СМ 10-121.

3)       Цит. по: Саппеа Н. \Уа1ш СЫпа 1ЛШев. N. V., 1937. р.З.

4)       Т а м же.

5)       The China Journal. - 1995 - №1, р. 7.

6)       Советская Россия. — 6. VIII. 1998.

7)       Чжунго цзиншиннянь. Китайский экон. ежегодник. — Пекин, 1998. — С. 827-828, 840.

8)       Советская Россия. - 6. VIII. 1998.

9)       Т а М же.

10)    См.: Полис. - 1995. - №6. - С.43.

11)    Там ж е , с. 43.

12)    Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997. — С.360—362.

13)    Т а м ж е , с. 362.

14)    Митрофанов А.В. Шаги новой геополитики// Русский вестник — М., 1997. — С.211.

15)    Та м ж е , С--212.

16)    Та м же.

17)    Китайский фактор.// Независимая газета. — 9. VII, 1998.

18)    Лисичкин В. Лишь тогда все поймут, почему пуста госказна.// Патриот. — 1998. - №30.