9.7. Еще один подход
Выразителем этого подхода, по мнению председателя Комитета по геополитике Госдумы РФ А.В. Митрофанова, стал антиамериканизм:
это основа сближения Китая и России, нам следует крепить фронт против лицемерного и беспощадного агрессора, коим являются США14.
Далее он полагает, что
установление общей стратегии развития на мировой арене России и Китая способно прервать длительную гегемонию в АТР США с их военной мощью, подкрепляемой экономическим потенциалом политически пораженной Японии14.
По мысли А.В. Митрофанова, Россия должна всемерно способствовать росту военной мощи Китая на основе широкомасштабных продаж российской военной техники. Тезис довольно спорный. Но автор идет еще дальше. Он пишет:
Россия должна снять все территориальные препятствия (? — Н.Н.} для расширения Китая на Запад. Поддерживая непререкаемый суверенитет Китая над Синьцзян-Уйгурским автономным районом, Россия должна способствовать восстановлению суверенитета КНР над всем Туркестаном (? — Н.Н.}, включая Южный Казахстан... это изменит геополитическую обстановку в регионе в лучшую сторону... Россия получит надежную базу для развития собственных коммуникаций на Юг через территорию стабильного Великого Китая15.
Развивая этот тезис далее, он полагает, что подвижка западных границ Китая далеко на Запад всецело в интересах России. В этом случае ракетно-ядерные силы Китая получат возможность накрывать все интересные для блока России и Китая цели на территории Западной Европы, включая Лондон и Осло. Восточная граница Западной Европы соприкоснется с границей Китая на территории Турции. Это будет лучшим средством отрезвления для атлантических демагогов, одурманенных собственным величием и паническим страхом за «Западную Европу»16.
А далее предлагаются идеи умиротворения, которые усыпляюще действовали на умы народов Европы в 1937—1938 гг. Автор полагает, что
приобретение Монголии (Китаем), так же как и дружественная уступка российских прав на недвижимость в Маньчжурии в 1954г., придает чувство успокоенности и умиротворения Китаю относительно его северных границ. Россия должна добиваться смягчения позиции Пекина по Тайваню с целью установления между ним и Россией крупномасштабных экономических и культурных отношений16.
Как говорит русская поговорка: «гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Конечно, неплохо бы спросить у самих китайцев, какой из почти взаимоисключающих геополитических проектов им больше по душе?
А.В. Митрофанов, конечно, прав в формулировке целей российско-китайского союза. Безусловно, экономическая целесообразность сближения России и Китая создает хорошую основу для военного, политического и этнического союза. Более тесное сотрудничество может быть в военной области, при разработке и переработке сырья, энергоносителей, сотрудничество в аэрокосмической сфере, в обрабатывающей, машиностроительной, химической и других отраслях промышленности. Более тесное сотрудничество между двумя нашими государствами способно обеспечивать гигантский объем торгового оборота, проводить новую политику в АТР в противовес американским притязаниям на этот регион. Хороша идея создания блока Россия—Китай-Индия. Но всегда надо помнить, что китайский менталитет сугубо прагматичен. Наиболее яркое воплощение он нашел в политике Дэн Сяопина, которая к строительству воздушных замков и хрустальных мостов между двумя народами не имела никакого отношения.
Китай на пороге XXI в. в отличие от нынешней России сосредоточен на самом себе. Его внешняя политика имеет подчиненное значение по отношению к внутренней, направленной на экономическую и социальную трансформацию страны. Но в условиях зависимости Пекина от внешних кредиторов, а также в силу потенциальной возможности создания структуры, аккумулирующей силы коалиции, направленной на сдерживание китайской мощи, Китай может вести свою сложную комбинационную игру. Конечно, в этих условиях политика добрососедства для Китая — не благотворительность, не жест доброй воли, а объективная необходимость.
Внешняя политика «Срединной империи» в конце XX и начале XXI вв. будет направлена на стратегический выигрыш времени для создания экономической и военной мощи, для превращения Китая в мировую сверхдержаву. Делаться это будет за счет присоединения (вслед за Гонконгом) Макао, а самое главное .— Тайваня и островов типа Спратли с огромными морскими шельфами. На острова в Южно-Китайском море КНР предъявляет особые права, хотя не меньше прав на спорные острова имеется у Вьетнама, Японии и других приморских государств. Геостратегической целью Китая в этом регионе станет достижение преобладающего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе: от Филиппин, Индонезии до Бирмы. На севере внешняя политика Китая держит в поле зрения Монголию и Россию. КНР станет активно добиваться фактического признания «особых отношений» с Монголией, т. е. присоединения более 1,5 млн квадратных километров территории с менее чем 2 млн. жителей. Это станет возможным, если Китай заставит своих соседей отказаться от участия в антикитайских коалициях, признать его ведущую роль в регионе. Одной из конечных целей Китая является проведение другими странами торгово-инвестиционной политики, дружественной Поднебесной.
Эта цель выступает как средство достижения глобальной цели — превращения Китая в супердержаву, способную бросить вызов не только США и Западу в целом, но даже коалиции ныне самых могущественных стран. Нет оснований утверждать, что для достижения своих целей Пекин прибегнет к военной силе. Он будет стремиться не вступать в открытую борьбу, а подавлять волю других стран своей мощью (демографической, экономической, военной), разделять потенциальных конкурентов, не вступая в связывающие его действия союзы, отдавая тем самым приоритет коренным интересам Китая, а не мирового сообщества.
Отсюда вытекает, что взаимодействие России со своим соседом должно быть связано прежде всего с экономической, научно-технической и информационной сферами. Для России Поднебесная — это огромный рынок, где можно выгодно реализовать как сырье, так и промышленную продукцию и услуги. Немаловажное значение имеет КНР как источник рабочей силы для развития Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. В перспективе Китай может стать источником инвестиций.
Но завоевать такой огромный рынок можно только в жесткой конкурентной борьбе. Пекин заинтересован в современной технике и технологиях. Такое современное оборудование у России пока что есть в атомной и авиакосмической промышленности, в гидроэнергетике, в военно-промышленном комплексе. Другие же российские товары, услуги, кроме сырья, Китай в конце XX в. практически не интересуют. Таким образом, объективно КНР не испытывает нужды в союзе с обескровленной и непредсказуемой Россией, поэтому самая действенная политика — политика коммерческих контрактов не задействована. А тесное политическое партнерство с Китаем для России — абсолютная необходимость. Более тесные геополитические отношения с гигантом — Поднебесной — дали бы РФ более широкие возможности для внешнеполитического маневра.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие геополитики
- 1.2. Источники геополитики
- 1.3. Предмет геополитики
- 1.4. Геополитические эпохи
- 1.5. Основные законы геополитики
- 1.6. Категории геополитики
- 1.7. Методы геополитической науки
- 1.8. Функции геополитики
- Глава 2
- 2.1 «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 2.2. Рудольф Челлен — автор категории «геополитика»
- 2.3. «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера
- 2.4. Теория «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 2.5. Концепция «поссибилизма» Видаля де ла Бланша
- 2.6. Автор концепции Rimland — Николас Спайкмен
- 2.7. Карл Хаусхофер — автор теории «континентального блока»
- Глава 3
- 3.1. Политические перемены в Европе
- 3.2. Атдантизм: от д.У. Мэйнига
- 3.3. Мондиализм
- 3.4. Другие современные школы геополитики
- Глава 4
- 4.2. Понятие «месторазвития»
- 4.3. Евразия как особый географический мир
- 4.4. Концепции культуры Евразии
- 4.5. Экономическое и политическое единство Евразии
- 4.6. Геополитическая концепция русской истории
- Глава 5
- 5.1. Идея пассионарности л.Н. Гумилева
- 5.2. Наследники идей л.Н. Гумилева
- 5.3. Неоевразийство и будущий мир
- Раздел II
- Глава 6
- 6.1. Геополитические последствия распада ссср для России
- 6.2. Россия на распутье
- 6.3. Новое геополитическое качество
- 6.4. Будущее России: Евразийская держава или колония Запада?
- 6.5. Россия — сша: партнерство или соперничество?
- 6.6. Россия и североатлантический регион
- 6.7. Россия и нато
- 6.8. Российско-китайские отношения на пороге нового тысячелетия
- Глава 7
- 7.1. Тернистый путь Европы
- 7.2. Германия и Россия
- 7.3. Поневоле друзья
- 7.4. Россия — Италия
- 7.5. Балканы — «пороховая бочка»?
- 7.6. Восточная Европа: новые геополитические реальности
- 7.7. Россия и страны Прибалтики
- 7.8. Судьба Калининградской области
- Глава 8
- 8.1. Из истории международных отношений сша
- 8.2. Геостратегия для Евразии
- 8.3. Россия в XXI в. В геополитике сша
- 8.4. Американские интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии
- 8.5. Китай в геополитике сша
- 8.6. Япония в геополитике сша
- Глава 9
- 9.1. История российско-кигайских отношений
- 9.2. Специфические условия развития Китая
- 9.3. Внешнеэкономические связи кнр
- 9.4. Демографическая политика Китая
- 9.5. Интеграция в «Большой Китай»
- 9.6. Сущность геополитики Китая
- 9.7. Еще один подход
- 9.8. Другое видение проблемы
- Глава 10
- 10.1. Земля духов
- 10.2. Так кто же открыл Курилы?
- 10.3. История отношений России с Японией
- 10.4. Роль «третьей силы»
- 10.5. Курилы — золотое дно
- 10.6. Какие проблемы мы должны решить?
- Глава 11
- 11.1. Россия и Иран: новая реальность
- 11.2. Россия - Турция: что впереди?
- 11.3. Роль Саудовской Аравии в регионе
- 11.4. Россия — Ирак: стратегические союзники
- 11.5. Ударная армия Ислама: Афганистан — Пакистан
- Глава 12
- 12.1. Север и Юг — два мира
- 12.2. Африка - кипящий континент
- 12.3. Латинская Америка: