logo
Bileti_MO

Вопрос 53. Политическая система и внешняя политика

Наиболее важная роль в области внешней политики принадлежит исполнительной ветви государственной власти. В современной России исполнительная власть замыкается на главе государства. В его ведении находятся как дипломатические, так и иные каналы связи с иностранными государствами, разведывательные органы, научные центры и центры анализа информации, наконец, аппарат, необходимый для реализации принимаемых внешнеполитических решений. Полномочия президента в области международных отношений определены Конституцией и соответствуют стандарту, принятому в президентских республиках. Он осуществляет руководство внешней политикой РФ, утверждает военную доктрину РФ и, хотя это прямо не оговорено, доктрину внешней политики. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики, он вправе отключить одобренный Федеральным собранием закон, в том числе и по внешнеполитическим соображениям. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Су четом Закона о международных договорах РФ президент может заключать и договоры, не нуждающиеся в ратификации парламентом. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах. Роль Фед собрания РФ, как и большинства других парламентов, сводится к принятию законодательных актов, необходимых для осуществления внешней политики. Не являясь официальным органом внешний сношений, парламент не может обращаться непосредственно к иностранным правительствам. Рос парламент в лице двух его палат – Гос думы и Совета Федерации – может оказывать определенное воздействие на внешнюю политику. В обеих палатах созданы профильные комитеты, занимающиеся проблемами международных отношений. Руководители палат Фед собрания РФ встречаются и ведут переговоры не только с руководителями зарубежных парламентов, но и с представителями исполнительной власти иностранных государств, лидерами политических партий и движений. Сегодня конституционное большинство в Гос думе принадлежит Единой России, которая полностью поддерживает президента и правительство. Т.о., открытый конфликт между парламентом и исполнительной властью по поводу внешней политики стал невозможным. Одновременно ослаб парламентский контроль над внешнеполитической сферой деятельности государства. Все возрастающее значение внешней политики и международной деятельности государств имеет институт судебной власти. Во многом это связано с возрастанием роли международного права во внешней политике государств и проникновением этого права в те сферы общественной жизни, которые ранее регулировались исключительно внутренним правом каждого государства.

Если рассматривать международные отношения в самом широком плане, то в них участвуют практически все министерства и ведомства. Поэтому большое значение имеет координация деятельности различных гос структур в международной сфере. В современной России подобную роль выполняет Совет Безопасности РФ. Как правило, в состав данного органа входят премьер-министр, министр обороны, министр ин дел, руководители органов безопасности и внешней разведки, т.е. те должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением жизненно важных интересов общества и государства, в том числе и в сфере международных отношений. Подобного типа органы существуют и в других государствах. Важнейшим государственным ведомством в области международной политики в каждой стране является Министерство иностранных дел. В современной России на МИД РФ возложены следующие задачи: разработка общей стратегии внешней политики РФ, практическая реализация внешнеполитического курса России, правовое обеспечение внешнеполитической деятельности РФ, координация международных связей субъектов федерации и международной деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

При формировании внешней политики государства правящая партия в значительной мере исходит из своих программных установок и интересов тех общественных сил, которые она представляет. Однако и оппозиционные партии обладают некоторыми ресурсами для влияния на внешнюю политику, прежде всего через парламентскую деятельность, поскольку за парламентами, как правило, закреплено право ратификации международных договоров и принятия бюджетов. Именно бюджеты, а также международные соглашения и договоры имеют непосредственное отношение к международной политике.

Также на внешнюю политику современной России наибольшее влияние способны оказывать группы, представляющие интересы военно-промышленного комплекса и топливно-энергетического комплекса. А интересы ВПК и ТЭК выходят далеко за пределы страны, поэтому они объективно стремятся оказывать воздействие на принятие внешнеполитических решений.