1. Платежный баланс и его структура.
ПБ – соотношение сумм платежей, произведенных данной страной за границей и поступлением из-за границы за определенный период времени. Он представляет собой количественное и качественное выражение структуры характера внешнеэкономических связей страны (ВЭС). Операции Центрального Банка отражаются в сводном балансе, в котором к активам относят: золото, ин.валюта, наличные деньги в кассах, кредиты Мин. финансов Р.М., операции с ценными бумагами, кредиты, межгосударственные расчеты и прочие активы. К пассивам относятся: уставный капитал, резервные фонды, валютные счета, наличные деньги в обращении, средства коммерческих банков, средства бюджетов и клиентов, средства в расчетах и прочие пассивы (казначейство открывает соотв. счета, через которые осуществ. кассовые операции).
Платежный баланс состоит из 2-х частей: 1. Баланс текущих операций; 2.Баланс движения капиталов. Баланс текущих операций включает торговый баланс и баланс услуг. В отличие от других балансов международных расчетов платежный баланс внешнеарифметически уравновешен, т.к. любая сделка регистрируется по методу двойной записи, как определенная форма экономических отношений с одной стороны, и как указатель источника средств с другой, за счет которой возникает денежное требование и обязательства в данном периоде. Баланс движения капиталов и кредитов выражается отношением ввоза и вывоза за опред. период времени капитала.
Структура платежного баланса:
I. Баланс текущих операций: 1) Торговый баланс: а. экспорт б. импорт. 2)Баланс услуг и некоммерч. платежей – баланс «невидимых» операций. II. Баланс движения капиталов и кредитов.
Баланс «невидимых» операций объединяет платежи и поступление по различным по форме и экономическому содержанию услугам и некоммерческим операциям. В их числе: транспортные перевозки, связь, страхование, комиссионные операции, международный туризм, деловые поездки, культурный обмен, лицензии, тех.помощь, гонорары, изобретения, военные расходы за границей и др.
Баланс движения капиталов и кредитов – соотношение платежей и поступлений по ввозу и вывозу частных и государственных капиталов, по полученным и предоставленным кредитам. Движение предпринимательского капитала осущ. в форме прямых заграничных инвестиций (в предприятия) и портфельных капитальных вложений (в ценные бумаги). Межд. движение ссудного капитала происходит в форме долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных кредитов.
2. Торговый баланс. Т.Б. – соотношение стоимости экспорта товаров из страны со стоимостью импорта за опред. промежуток времени. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Поскольку значит. часть внешней торговли осущ. в кредит, сущ. различия между показателями торговли, платежей и поступлений фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хоз-ве, характера ее связей с партнерами и общеэкон. политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экон. развития, активный торговый баланс необходим, как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран – Японии, Германии активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций страны. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленно развитых стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса в США с 1971 г. объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Зап. Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Ю. Кореи и др.) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося МРТ более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в т.ч. в США. Пассивное сальдо торгового баланса возникает, если импорт превышает экспорт товаров.
3. Государственное регулирование ВЭД в РМ. Во всех странах ВЭД рассматривается как часть внешней политики государства, а также национально-экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства. Основные принципы гос. регулирования ВЭД в РМ: 1. Единство внешнеэкон-й политики как части внешней политики РМ. 2. Единство системы госрегулирования в ВЭД и контроля за ее осуществлением. 3. Единство таможенной территории РМ. 4. Приоритет экономических мер регулирования. 5. Равенство всех участников ВЭД и их недискриминация. 6. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД. 7. Исключение неоправданного вмешательства гос-ва и его органов во ВЭД, нанесение ущерба ее участникам и экономики страны в целом. Гос. регулирование ВЭД осущ. с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешнеэкономические связи может быть систематизировано: 1) от направленности действия: а) протекционистские, б) либерализационные. Протекционистские направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Либерализационные в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговли, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и политике государств эти 2 противоречивые тенденции. 2) От характера воздействия на экономические процессы делятся на: а) административные б) экономические. Административные – меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго). Экономические – меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы участников (установление тамож. пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют). В РМ происходит постепенный отказ от административных мер и переход к экономическим. 3) От характера и разновидности приемов меры делятся на: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные меры регулируются Таможенным кодексом РМ.
4. ИНКОТЕРМС – международные правила толкования эконом. терминов. Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах. Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как "Инкотермс 1936". Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в настоящее время в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. Следует подчеркнуть, что сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение). Наиболее часто в практике встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс. Первым является неправильное понимание Инкотермс как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.
Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах. В то время как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи - где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования - Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.
В течение процесса редактирования, который занял примерно два года, Международная торговая палата постаралась привлечь широкий круг работников мировой торговли, представленных различными секторами в национальных комитетах, через посредство которых работает Международная торговая палата, к высказыванию своих взглядов и откликов на последующие проекты. Результатом этого диалога явились Инкотермс 2000, в которые, как может показаться, в сравнении с Инкотермс 1990 внесено незначительное количество изменений. Понятно, однако, что Инкотермс теперь признаны во всем мире, и поэтому Международная торговая палата решила закрепить это признание и избегать изменений ради самих изменений. С другой стороны, были приложены значительные усилия для обеспечения ясного и точного отражения практики торговли формулировками, используемыми в Инкотермс-2000.
5. Протекционизм во внешней торговле. Внешнеторг. политика представляет систему экономич-х, организационных, политических мер по развитию торговых отношений, которые включают в себя определение объема внеш. торговли, опред-е географич. структуры экспорта и импорта. 1) Протекционизм. 2) Политика свободной торговли. Протекционизм – защита посредством введения тамож. тарифов. Протекционизм наоборот – свободный ввоз товаров, все пошлины убираются для наполнения нац. рынка (краткосроч. стратегия). Протекционизм подразумевает систему взаимосвяз. мер внутр. и внешней экономич. политики, где в кач-ве инструмента исп-ся тарифные и нетарифные методы регулирования. Таможенные пошлины – гос. денежн. сборы или налоги, взимаемые через тамож. управления с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Нетарифные ограничения делятся на: - количественные, - неколичественные. Количественные – квотирование. Глобальная квота – когда доля продукции, разрешенная к вывозу, определяется рамками международных соглашений. Индивидуальная квота определяет объем, который разрешается ввозить или вывозить из отдельных стран. Тарифная квота – указ-ся количество товара, котор. ввозится и вывозится по сниженным ставкам. Добровольное ограничение экспорта – метод гос. регулирования внеш. торговли, при котором один из партнеров по внешнеторг. связям обязывается ограничить или не расширять объем экспорта. Используется в кач-ве уступки страны в обмен на экономич., технич., военную помощь. Демпинг – продажа продукции по сниженным ценам, часто ниже себестоимости для завоевания рынка. Лицензирование – мера оперативного гос. регулирования ВЭС на опред. периоды времени по отд. странам и по отд. товарам. К неколичественным относят: валютные ограничения, сложная тамож. процедура, высокие требования к соответствию экспортированных товаров национальным, техническим и санитарным стандартам; внутр. сборы и налоги по импортир. товарам, жесткое антидемпинговое законодательство.
Протекционистские меры направлены на защиту внутр. рынка государства от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внеш. торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.
- Тема 1: Мировая экономика
- Тема 2. Роль государства в мэ и мэо
- Тема 3. Характеристика развитых стран.
- Тема 4. Характеристика развивающихся стран.
- 2. Место рм в классификации стран мира.
- Тема 5. Природные ресурсы как база развития мировой экономики
- Тема 6. Человеческий фактор в национальной и мировой экономике.
- Тема 7. Мировой рынок. Мировые запасы.
- 4. Черная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
- 5. Цветная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.
- Тема 8. Мировая валютная система и мировые валютные отношения.
- 5. Международный кредит.
- Тема 9. Внешняя торговля.
- 2. Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле.
- 3. Основные формы организации международной торговли и методы расчетов.
- 4. Международная торговля патентами, лицензиями, секретами (ноу-хау).
- 5. Международный рынок технологий – некоммерческие формы.
- Тема 10. Международная экономическая интеграция
- 5. Природные ресурсы Китая.
- 7. Успехи и неудачи китайской экономики в 1949-1979 г.Г.
- Тема 11. Специфический характер экономики Японии и Кореи.
- 4. Природные ресурсы Кореи (Северной и Южной).
- Тема 12. Платежный баланс.
- 1. Платежный баланс и его структура.
- Тема 13. Внешний рынок.
- Тема 14. Международный маркетинг
- 3. Особенности оформления транспортных документов на международном рынке транспортных услуг.
- Тема 15 : « Международный финансовый менеджмент»
- Выход на внешний рынок.
- Валютный рынок.
- Основные факторы , определяющие валютообменные курсы.
- Фиксированные валютные курсы.
- Прочие ценовые соотношения .
- Хеджирование валютообменных рисков.
- Международные инвестиции и финансовые решения.
- 8.Международное финансирование.