logo
студентам МЭиВЭД / МЭиВЭД Темы 05-08 р

7.3. Развитие экономики в европейских странах

Принятые в большинстве континенталь­ных стран ЕС экономические модели радикально отличаются ряда иных и, прежде всего, от американс­кой и японской. Сейчас можно уже говорить о своеобразной общей экономической модели Европейского союза, значительно отличающейся от моделей США и Япо­нии.

Важнейшей особенностью экономик большинства стран ЕС является активная роль государства и довольно жесткое государственное регулирование рынка. Это проявляется в высокой доле бюджетных расходов в ВВП ЕС, который составляет около 50%.

В отличие от экономик США и Японии, в ВВП ЕС высок удельный вес государственного сектора. Государства стран ЕС выступают не только как регуляторы рынка, но и как активные предприниматели.

Экономическая модель ЕС имеет социально ориентированный харак­тер. Это значит, что в этих странах высок удельный вес различных социальных фон­дов (пенсионного и др.) в ВВП. Пенсии и пособия по безработице в ЕС высоки, что, с одной стороны, дает гражданам надежные социальные га­рантии, а с другой, снижает стимулы к скорейшему поиску новой работы и ложится тяжелым бременем на себестоимость продукции, уменьшая ее кон­курентоспособность на мировых рынках.

Для ЕС характерна своеобразная и эффективная внешнеэкономическая модель, которая во многом компенсирует неконкурентос­пособность европейских товаров на некоторых рынках.

Как известно, благополучие развитых стран, вступивших на путь постиндустриального развития, во многом основано на созданном за счет большого удельного веса услуг в ВВП очень емкого внутреннего рынка. Граждане этих стран обмениваются друг с другом дорогостоящими услугами и экспортируют дорогостоящие наукоемкие товары и технологии. Взамен они импортируют относительно дешевое сырье и товары массово­го производства.

При этом, естественно, необходимо как-то поддерживать должный жизненный уровень групп населения, производящих товары мас­сового производства, в частности, продукты питания, энергоносители и т.п. Для этого пригодны два средства: либо дотировать эти производства из бюджета страны, либо искусственно поднять цены внутреннего рынка так, чтобы доходы их производителей соответствовали уровню жизни этих стран.

ЕС широко использует государственную помощь сельскому хозяйству, добывающим отраслям и другим отраслям экономики, себестоимость про­дукции которых значительно превосходит мировые цены. Кроме того, в ЕС уже давно и успешно применяется совершенно необычная внешнеэко­номическая модель, позволяющая без вреда для экономики поддерживать высокий уровень цен на товары массового спроса на внутреннем рынке и одновременно успешно осуществлять экспорт товаров этих групп.

Суть этой модели в следующем. На границе ЕС с определенных групп импортируемых товаров взимаются компенсационные сборы. Их разме­ры таковы, что сумма цены импортируемых товаров и компенсационных сборов уравнивается с ценой внутреннего рынка. Таким образом, при ввозе товаров их цена увеличивается до высоких цен внутреннего рынка, устра­ивающих работающие в данной отрасли предприятия ЕС. Компенсацион­ные сборы, которые платят импортеры, поступают в специальный вне­бюджетный фонд. Если же предприятия этих отраслей экспортируют про­дукцию, то они получают из этого фонда выплаты, равные разности меж­ду ценой на внутреннем рынке и мировой ценой. Здесь очень важно, что взимаемые сборы поступают не в бюджет, а во внебюджетный фонд. Если бы платежи шли в бюджет, то они должны были быть приравнены к обыч­ным импортным пошлинам. А за их размерами внимательно следит ВТО. Компенсационные сборы на некоторые продукты превышают 300% от их цены, и, конечно, пошлины такого размера противоречат правилам ВТО. А вот не поступающие в бюджет компенсационные сборы не противоре­чат правилам ВТО. Во всяком случае, странам ЕС удалось убедить ВТО, что механизм компенсационных сборов вполне соответствует принципам ВТО.

Наглядно механизм компенсационных сборов можно представить себе в виде шлюза. Только вместо воды в нем поднимаются и опуска­ются цены. При импорте этот механизм поднимает цены от мировых до внутренних, а при экспорте опускает их от внутренних до мировых.

Конечно, для успешного действия такого механизма необходимо, что­бы сумма компенсационных сборов, поступающих от импортеров, равня­лась бы сумме выплат из фонда экспортерам. Для этого нужно внимательно следить за структурой экспорта и импорта. Преимуществами механизма ком­пенсационных сборов являются их чрезвычайная гибкость (размер сбора автоматически определяется как разница мировой и внутренней цены) и их, хотя и чисто формальное, признанное соответствие принципам ВТО.

В большинстве стран ЕС у власти находятся партии социальной ориен­тации (социалистические, социал-демократические и т.д.). В их програм­мах четко обозначены цели построения общества, где будут соблюдаться принципы социальной справедливости. Это не означает, конечно, что они собираются построить социализм советского типа. Западные социалисты – убежденные сторонники рынка, но рынка социально ориентированного, с ведущей ролью государства в экономике.

Тем не менее, в современной ситуации большинство «левых» правительств стран ЕС начали и успешно осуществляют либеральные реформы, направленные на уменьшение роли государства и дерегулирование экономики.

Дело здесь в том, что западно­европейские социалисты отнюдь не «упертые» догматики. Они очень прагматичные и здравомыслящие люди, готовые гибко менять свою стра­тегию в зависимости от складывающихся обстоятельств. В современном глобальном мире, в постиндустриальных странах определенная либерали­зация экономики эффективна, и правящие социальные партии вполне ус­пешно проводят либеральные реформы.

Нужно научиться относиться к либерализации и усилению госрегули­рования, национализации и приватизации как к инструментам, выбор ко­торых зависит от складывающейся в стране экономической ситуации, зре­лости неформальных институтов, уровня коррупции и, главным образом, от доминирующих на данном историческом этапе технологий производ­ства и управления.

Если политика является концентрированным проявле­нием экономики, то экономика – это концентрированное проявление доминирующего технологического уклада. То есть те или иные экономичес­кие формы и инструменты должны быть адекватны доминирующим техно­логиям и их выбор должен определяться исключительно соображе­ниями экономической эффективности.

Далее рассмотрим модели развития экономики нескольких европейских стран.

Английская модель стратегического развития экономики существенно отличается от континен­тальных и ближе к американской.

Ее характерными чертами являются:

Сфера слуг в Великобритании дает 66,8% ВПП, и в ней занято 71,5% трудоспособного населения. На сельское хозяйство приходится лишь 1,8% ВВП, а на промышленность – 31,4%.

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов 20 в., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Испания развивает машиностро­ение и наукоемкое производство. Она умело привлекает иностранный ка­питал, на долю которого приходится 5% ВВП. Испания видит перспекти­ву в создании у себя информационного общества. Производство более 40% ВВП Испании в ближайшие годы будет зависеть от компьютеризации эко­номики и способности страны адаптироваться к требованиям информа­ционного общества. Во внешнеэкономической сфере Испания успешно опирается на цивилизационные связи со странами Латинской Америки, которые видят в ней не только прародину, но и естественного лидера.

Однако у страны немало проблем. Число безработных в стране превы­сило 3,5 млн. чел., что составило почти четверть трудоспособного населе­ния. Такой уровень безработицы трудно представить в любой другой стра­не Европейского союза.

Германская модель стратегического развития экономики восходит к периоду объединения стра­ны во времена «железного» канцлера Бисмарка (19 в.). Он явился не только объединителем Германии под властью Пруссии, но и инициатором введе­ния современной пенсионной системы. Таким образом, в Германии с мо­мента ее объединения утвердились принципы приоритета государствен­ных интересов при социальной ориентации государства. В совершенно жуткой и уродливой форме эта традиция была продолжена и немецким фашизмом, который сочетал идеи тысячелетнего рейха и национальной исключительности с привлекательной социалистической риторикой.

После второй мировой войны Германия лежала в руинах. Тогда Л. Эрхард провозгласил курс на социально ориентированный рынок, который вместе с колоссальной американской помощью, предоставленной по плану Маршалла, привел к удивительно быстрому восстановлению экономики страны, названному «немецким чудом». Собственно вся послевоенная эко­номическая история Германии протекала под знаменами Л. Эрхарда.

Для современной экономики Германии характерны:

Отметим некоторые характерные для итальянской экономической модели черты:

Современная Италия - это постиндустриальная страна, в которой сфе­ра услуг дает свыше 68% ВВП.

Успех, достигнутый на итальянском пути развития, объясняется уме­лым сочетанием мощнейшего государственного предпринимательства в стратегических отраслях промышленности и поощряемого государством мелкого и среднего бизнеса в других отраслях промышленности.

Характерными чертами французской экономической модели являются:

Экономика Франции,  как и других промышленно-развитых стран,  основана на принципе свободного предпринимательства и торговли.  В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы  ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Несмотря на  действие  принципа  свободного  установления цен,  государство во Франции может прямо регулировать цены  на некоторые товары и услуги:  на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 «О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений» (в редакции Закона Франции от 13 июля 1993 года № 9324 «О статусе Банка Франции») во Франции действует система регулирования банковской деятельности. В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства. Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной эмиссии.