logo
Международная экономика 2

Развитие интеграционных процессов в рамках снг

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ.

СНГ – это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ – Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Цели создания СНГ:

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция. На пространстве СНГ сформировалось несколько интеграционных группировок:

1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятся документы для вступления Узбекистана). Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Приоритетные направления деятельности – наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 года с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 года Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

3. Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) – Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т.е. фактически решено упразднить ЦАС.

4. Единое экономическое пространство (ЕЭП) – три страны Таможенного союза - Беларусь, Казахстан, Россия. Таможенный союз как объективная реальность действует и переходит в более высокую стадию интеграции, обеспечивающую свободу движению товаров, услуг, капитала, рабочей силы, равные условия для субъектов хозяйствования. Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003г. Действует с 1 января 2012 года.

5. ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами, организация создана в октябре 1997 года.

6. Союзное государство России и Беларуси. Развиваются (углубляются) интеграционные процессы между Беларусью и Россией, начавшиеся в декабре 1990 г. Так, в 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (в 1997 г. – договор о создании Союза Беларуси и России). Страны решили на добровольной основе образовать интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов. Межрегиональное сотрудничество стало основным руслом, по которому движется поток белорусских и российских товаров, осуществляются межгосударственные кооперационные поставки и прямые связи между субъектами хозяйствования. Развитие белорусско-российских интеграционных процессов осуществляется в различных сферах (политической, экономической, бюджетно-кредитной, экологии, социальной, научно-техническом сотрудничестве и др.) Важное значение имело принятие союзного бюджета. Осуществляется постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, и, в частности, трудоустройство, оплата труда граждан обоих государств. Для защиты экономических интересов союза создан таможенный комитет – объединенная служба управления таможенными структурами. Он занимается организацией и совершенствованием таможенного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами. СНГ выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи. Очевидно, СНГ и в дальнейшем будет существовать как полезный форум для консультаций, вырабатывающий механизм сближения и согласования интересов. В ходе встреч на высшем уровне будут предприниматься попытки повысить эффективность взаимодействия, совершенствовать структуру и деятельность межгосударственных институтов, развивать сотрудничество в отдельных сферах деятельности. Эффективная интеграция постсоветских государств будет развиваться на основе взаимной выгоды, совершенствования и развития потенциала рыночных отношений как внутри, так и между государствами.