4.4. Концепции культуры Евразии
В евразийской концепции культуры углубляются и развиваются идеи, высказанные в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и теории органического развития К.Н. Леонтьева. В работах Н. С. Трубецкого культура определяется как
.... исторически непрерывный продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений данной социальной среды9.
Вслед за Н.Я. Данилевским он не просто констатирует невозможность существования так называемой «общечеловеческой культуры», отождествляемой с западно-европейской, но и дает строгое географо-этнологическое обоснование этому утверждению.
Культура, присущая той или иной социальной общности, нивелирует индивидуальные различия между членами этой общности, своеобразно их усредняет. Это усреднение должно происходить на основе общих для всех членов данной среды потребностей. Люди, различаясь в своих духовных устремлениях, обусловленных национально-культурными различиями, общи в своих материальных потребностях. Примат материальных потребностей в унифицированной человеческой культуре неизбежен, вследствие чего наступит духовная примитивизация культуры.
Главный и основной грех западной культуры, претендующей «общечеловечность», евразийцы видели в ее стремлении нивелировать и упразднить все индивидуальные различия, ввести всю-единообразные формы быта и общественно-государственного тройства, основанные на рыночной экономике и либерально-демократических формах правления. Европеизация для неевропейских народов гибельна. Народы, приспосабливаясь к своему месторазвитию, развивают свои культуру и формы жизни. Ломая духовные устои жизни и культуры, европейская цивилизация производит небывалое опустошение в душах народов, делая их в ошении духовного творчества бесплодными, а в отношении нравственном — одичавшими: «Братство народов», купленное ценой духовного обезличения всех народов — гнусный подлог»10, — считал Н. С. Трубецкой.
«Общечеловеческая культура» достижима лишь при предельно упрощении национальных культур. Упрощение же системы ведет к ее гибели. Система, по определению К.Н. Леонтьева, предвосхитившего определение системы в общей теории систем, — это «одинаково в многообразии», «высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством»11.
Такими же системами, обладающими значительным числом элементов, являются национальные культуры. Из национальных культур составляется
радужная сеть, единая гармоническая в силу непрерывности и в то же время бесконечно многообразная в силу своей дифференцированное12.
Система культурных ценностей создается в результате творчесва, которое немыслимо без личности. Поэтому народ в качестве творца культуры рассматривается евразийцами как многочеловеческая симфоническая личность.
Личности многочеловеческие могут быть как частнонародными, так и многонародными. Субъектом культур, имеющих мировое значение, выступает
совокупность народов, населяющих хозяйственно самодовлеющее (автаркическое) местораэвитие и связанных друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства13.
На территории Евразии в ходе ее тысячелетней истории сформировалась многонародная нация, именуемая Н.С. Трубецким евразийской. Народы Евразии явились творцами особой культуры — евразийской, соизмеримой по своему мировому значению с культурами Запада и Востока, но имеющей свое значение. Культура России — не славянская и не европейская, а евразийская: в нее вошли элементы культур Юга, Востока и Запада. Влияние Юга на Россию в лице Византии было основополагающим в Х-XII вв. Влияние Востока в облике «степной цивилизации» с его духом государственности было особенно сильным с XII по XV вв. С XVI в. начинает сказываться влияние западноевропейской культуры, достигшее максимума в XVII—XIX вв. Но культуру России нельзя рассматривать как вторичную, поскольку она не сводится к суммированию или опосредованию западных и восточных тенденций. Культура России, определяемая формулой «ни Восток, ни Запад», а «Евразия», есть нечто третье, нечто самостоятельное и особое, что не имеет выражения ни в терминах Востока, ни в терминах Запада.
Евразийцы решительно отказываются от культурно-исторического «европоцентризма» и рассматривают Евразию как возглавляемый Россией особый культурный мир, единый в противоречивом многообразии своих проявлений. Культура Евразии подобно другим многонародным культурам, индивидуализирует человечество, являя его единство. Высшая духовная задача России — сохранение любой ценой ее уникальности, отстаивание ее самобытности перед вызовом океанической культуры Запада и традициями Востока.
Культура, согласно взглядам евразийцев, рождается и развивается как единое целое, проявляясь в социально-хозяйственных и политических формах, в этническом типе и в бытовом укладе. Целостность культуры органически связана с целостностью ее месторазвития. Естественные условия равнинной Евразии, ее почвы и особенно ее степная полоса определили политические и социально-хозяйственные процессы евразийской культуры.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие геополитики
- 1.2. Источники геополитики
- 1.3. Предмет геополитики
- 1.4. Геополитические эпохи
- 1.5. Основные законы геополитики
- 1.6. Категории геополитики
- 1.7. Методы геополитической науки
- 1.8. Функции геополитики
- Глава 2
- 2.1 «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 2.2. Рудольф Челлен — автор категории «геополитика»
- 2.3. «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера
- 2.4. Теория «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 2.5. Концепция «поссибилизма» Видаля де ла Бланша
- 2.6. Автор концепции Rimland — Николас Спайкмен
- 2.7. Карл Хаусхофер — автор теории «континентального блока»
- Глава 3
- 3.1. Политические перемены в Европе
- 3.2. Атдантизм: от д.У. Мэйнига
- 3.3. Мондиализм
- 3.4. Другие современные школы геополитики
- Глава 4
- 4.2. Понятие «месторазвития»
- 4.3. Евразия как особый географический мир
- 4.4. Концепции культуры Евразии
- 4.5. Экономическое и политическое единство Евразии
- 4.6. Геополитическая концепция русской истории
- Глава 5
- 5.1. Идея пассионарности л.Н. Гумилева
- 5.2. Наследники идей л.Н. Гумилева
- 5.3. Неоевразийство и будущий мир
- Раздел II
- Глава 6
- 6.1. Геополитические последствия распада ссср для России
- 6.2. Россия на распутье
- 6.3. Новое геополитическое качество
- 6.4. Будущее России: Евразийская держава или колония Запада?
- 6.5. Россия — сша: партнерство или соперничество?
- 6.6. Россия и североатлантический регион
- 6.7. Россия и нато
- 6.8. Российско-китайские отношения на пороге нового тысячелетия
- Глава 7
- 7.1. Тернистый путь Европы
- 7.2. Германия и Россия
- 7.3. Поневоле друзья
- 7.4. Россия — Италия
- 7.5. Балканы — «пороховая бочка»?
- 7.6. Восточная Европа: новые геополитические реальности
- 7.7. Россия и страны Прибалтики
- 7.8. Судьба Калининградской области
- Глава 8
- 8.1. Из истории международных отношений сша
- 8.2. Геостратегия для Евразии
- 8.3. Россия в XXI в. В геополитике сша
- 8.4. Американские интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии
- 8.5. Китай в геополитике сша
- 8.6. Япония в геополитике сша
- Глава 9
- 9.1. История российско-кигайских отношений
- 9.2. Специфические условия развития Китая
- 9.3. Внешнеэкономические связи кнр
- 9.4. Демографическая политика Китая
- 9.5. Интеграция в «Большой Китай»
- 9.6. Сущность геополитики Китая
- 9.7. Еще один подход
- 9.8. Другое видение проблемы
- Глава 10
- 10.1. Земля духов
- 10.2. Так кто же открыл Курилы?
- 10.3. История отношений России с Японией
- 10.4. Роль «третьей силы»
- 10.5. Курилы — золотое дно
- 10.6. Какие проблемы мы должны решить?
- Глава 11
- 11.1. Россия и Иран: новая реальность
- 11.2. Россия - Турция: что впереди?
- 11.3. Роль Саудовской Аравии в регионе
- 11.4. Россия — Ирак: стратегические союзники
- 11.5. Ударная армия Ислама: Афганистан — Пакистан
- Глава 12
- 12.1. Север и Юг — два мира
- 12.2. Африка - кипящий континент
- 12.3. Латинская Америка: