logo
Bileti_MO

Вопрос 66. Россия и страны атр

В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии, что значительно расширяет сферу региональных экономических связей. Большинство развивающихся стран Азии прошло фазу экономической либерализации, и это облегчило им сотрудничество друг с другом. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира. Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии и начали менять географию своих внешнеэкономических связей, придавая все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения Тихоокеанского экономического совета – ТЭС в 67 г. В 68 г. возникли Тихоокеанская конференция по торговле и развитию, а в 80-м – Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству – СТЭС. Все организации были неправительственными. В 67г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН, цель которой заключалась в содействии региональному сотрудничеству и ускорении экономического роста.

Создание субрегиональных организаций отразило возрастающее стремление наладить экономическое сотрудничество в регионе и стало надежной основой для создания АТЭС – межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР. Форум АТЭС был создан в ноябре 89 года на первой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Р.Хоука. На этой встрече были определены цели и принципы работы форума. Ее участники договорились, что, во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок. Во-вторых, АТЭС – экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли. В-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться путем переговоров на равноправной основе. Эти цели и принципы определили характер и направление работы АТЭС.

В сентябре 92г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), а в мае 94г. – в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). В марте 95г. Россия заявила о своем намерении принять участие в АТЭС и направила в секретариат форума соответствующую заявку. В 97г. в Ванкувере, на 5ой ежегодной встрече лидеров стран, входящих в форум АТЭС, Россия вместе с Вьетнамом и Перу стала членом данной организации. Этот шаг имел важное значение для трансформации АТЭС в универсальную организацию экономического взаимодействия в АТР.

В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Форм в Брунее, состоявшийся в 2000г., позволил России закрепить свои позиции и почувствовать себя равноправным тихоокеанским партнером. Важным моментом стало участие в саммите Путина, который в своем выступлении подчеркнул, что Россия представляет собой интеграционный узел, связывающий между собой Азию, Европу, и Америку. На Бангкокской встрече в 2003г. обсуждались проблемы вступления стран-участниц АТЭС, в том числе и России в ВТО. Интеграция России в динамично развивающийся А-Т регион положительным образом может сказаться на экономике страны и поэтому является одним из приоритетных направлений внешней политики.