logo
Bileti_MO

64. Россия и ес.

В 1990-е связи между Россией и Европейским союзом развивались в основном позитивно. В этом году(2008) Россия и ЕС подписали”Соглашение о партнерстве и сотрудничестве”, однако и на этом действительно важном направлении внешней полит Россия не смогла выработать эффективную стратегию сотрудничества, так как не использовала даже существующие договоренности. Анализируя российскую полит по отнош к ЕС, важно помнить, что развитие сотрудничества с этим европейским институтом, кот все больше приобретает очертания супергосударства, невозможно вне общего контекста отношений с др европейскими и евроатлантическими институтами, такими как ОБСЕ, НАТО, Совет Европы. А стратегической задачей сотрудничества может быть создание “пространства безопасности, стабильности и сотрудничестве в Европе”.

Несмотря на то что сегодня почти все центральноевропейские страны уже явл членами НАТО и ЕС, России необходимо предпринять решительные шаги к развитию с ними отношений на двусторонней основе и на субрегиональном уровне.

И в России и в Европейском союзе нарастает неудовлетворенность как общим состоянием отношений, так и поведением друг друга в конкретных ситуациях. Первым “пробным камнем” после расширения Евросоюза стала острая дискуссия вокруг проблемы наземног доступа российских граждан в Калининградскую область.

Сегодня между обоими партнерами можно выделить несколько крупных противоречий:

Во-первых, Россию и Европу все больше разделяют страны постсоветского пространства. Выступив с новыми проектами экон интеграции стран СНГ и собственными планами урегулирования локальных конфликтов, Россия не встретила понимания со стороны ЕС. Во-вторых, усиливается различие подходов в области энергетики. Во второй пол 2003 стало ясно, что российское гос-во не только намерено сохранять стратегический контроль над важнейшими энергетическими ресурсами, но и готово использовать энергетический рычаг в своей внешней полит в отношении ЕС. В свою очередь вопросы энергетической безопасности в последние годы стали важнейшими для Евросоюза. В-третьих, можно было ожидать, что со вступлением в Евросоюз стран Центральной и Восточной Европы в полит ЕС усилятся антироссийские настроения. В- четвертых, полит решение ЕС превратить”Европу-15” в “Европу-25”, а текже перестройка институциональной структуры Европейского союза уже приводят к тому, что с одной стороны, все его основ финансовые и экон ресурсы направляются на переваривание нов членов союза, приспособление их к европейским стандартам, с др- полит усилия сосредотачиваются на выработке и согласовании конституционных основ”новой Европы”. Поэтому интерс к Росси как к потенциальному партнеру ЕС неизбежно отходит на второй план. ЕС готов сегодня обсуждать лишь технический перечень проблем отношений Россия- “Большая Европа”, поскольку не считает, что обязан компенсировать внешнему гос-ву негативные следствия своих внутренних решений. Таким образом, нов подход ЕС к отношениям с Россией имеет слож хар-р. С одной стороны неудовлетворенность сопровождается стремлением улучшить отношения. С др- уже сейчас просматривается готовность пойти на снижение уровня взаимоотношений и даже на дипломатический конфликт, если события не будут развиваться по сценарию европейцев. Реализация идеи введения безвизового режима между Россией и ЕС отнесена на неопределенный срок, а по сути снята с повестки дня.