logo
шпаргалка по ВЭД

3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий

Процесс ВЭД включает совокупность элементов в составе внешнеэкономических функций экспортоориентированных предприятий, которые тесно взаимосвязаны в процессе реализации экспортной стратегии.

Внешнеэкономические функции – основные направления деятельности предприятия, направленные на достижение общей цели по выходу на внешнеэкономический рынок и заключению контрактов с иностранными паартнерами.

Все внешнеэкономические функции экспортноориентированных предприятий делятся на три группы:

– производственно-хозяйственные;

– организационно-экономические;

– оперативно-коммерческие.

Производственно-хозяйственные функции нацелены на::

– поиск и создание экспортного продукта

– оценка конкурентоспособности экспортного продукта;

– обеспечение технико-экономических параметров и требований экспортного производства;

– прогноз внутрипроизводственных ресурсов;

– поиск источников материальных ресурсов;

– обеспечение производства экспортной продукции;

– выбор экспортной стратегии предприятия;

– установление связей с внутренними партнерами.

Указанные функции реализуются в процессе комплексного изучения внешних рынков, результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих и долгосрочных программ своей деятельности.

Прогнозируются динамика внутрипроизводственных ресурсов, переменные составные в источниках их пополнения, внешние условия деятельности предприятий экспортеров, намечается степень их деловой активности. Прогноз будущего состояния внешних условий хозяйствования строится на оценке предстоящих изменений конъюнктуры рынков сбыта, а также смежных рынков материалов, комплектующих изделий, транспортных, страховых, финансовых и подобных услуг.

Далее происходит выбор товарных позиций и определяется ассортиментная структура в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспособности товара, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенчатость оценок критериев характеристики товара в зависимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.

Основой ВЭД предприятий, объединений и организаций является производство экспортной продукции и ее продвижение на внешний рынок, которое обеспечивается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.

Организационно-экономические функции включают в себя:

– маркетинговые исследования внешних рынков;

– анализ конъюнктуры экспортного рынка;

– поиск иностранного партнера;

– изучение обстоятельств работы на рынке иностранного партнера;

– выбор форм и методов работы на внешнем рынке;

– обеспечение выхода на внешний рынок;

– организация внешнеторговой рекламы;

– планирование внешнеторговой операции;

– логистика;

– привлечение посредника.

Функции данной группы нацелены на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.

Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организационных форм международной торговли в зависимости от специфического характера товаров и утвердившихся традиций в мировой практике.

Оперативно-коммерческие функции предприятия включают в себя:

1) подготовку внешнеторговой сделки:

– установление контакта с партнером;

– расчет экспортной цены;

– проведение переговоров;

– подготовка проекта контракта;

– согласование условий сделки.

2) выбор предмета сделки:

– товар;

– работы;

– услуги.

3) выбор типа сделки:

– купля-продажа;

– арендная;

– подрядная;

– компенсационная.

4) определение основных условий контракта:

– базисных условий поставки;

– вида транспортировки;

– условий и форм расчета и др;

5) Подписание контракта;

6) Исполнение контракта.