logo
Bileti_MO

Вопрос 67. Российско-китайские отношения

КНР – одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию около 10 млн квадратных км и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале 21 века проживает более 1 млрд человек. Темпы роста китайской экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в год. Хотя по качественным показателям Китай экономически уступает наиболее развитым государствам, но по общему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Благодаря политике открытости, емкому рынку и огромному экспортному потенциалу роль КНР в мировой политике возрастает. Эта страна – весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций. Так же, как в России, в КНР была популярна идея многополярного мира. Предполагалось, что Китай будет одним из его полюсов. Объективно Китай имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из важнейших центров мировой политики, поскольку кроме огромного экономического он обладает немалым политическим и военным потенциалом. После удаления представителей Тайваня КНР занимает место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагает третьим в мире запасом ядерного оружия.

Тайваньская проблема был и остается одной из наиболее острых во внешней политике КНР. Руководство КПК всегда рассматривало остров Тайвань в качестве одной из провинций КНР. Власти КНР очень жестко относятся к любым действиям иностранных государств, которые можно квалифицировать как официальное признание Тайваня. Например, после установления официальных отношений между Тайванем и Республикой Македония представитель Китая в Совете Безопасности ООН голосовал против продления срока пребывания миротворческих сил в этой маленькой балканской стране. Проблема Тайваня была одним из камней преткновения в отношениях между Китаем и США, т.к. между США и Тайванем существуют многочисленные связи, в том числе и в военной сфере. Но несмотря на наличие проблем Китай и США в последнее время взаимодействуют на международной арене, например в урегулировании кризиса вокруг северокорейской ядерной программы.

На съезде КПК в 2002г. произошло радикальное обновление партийного руководства, что может иметь определенные последствия для российско-китайских отношений. Как известно, в отношениях между СССР и Китаем в 60-70гг. 20в. имел место конфликт, проявляющийся в разных сферах. С началом экономических реформ в КНР и перестройки в Сов союзе двусторонние отношения стали ухудшаться. Крах КПСС и развал СССР вначале вызвали настороженность у руководства КПК, однако исчезновение идеологического фактора повлияло благотворно на отношения между двумя странами.

В 2001г. между РФ и КНР был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором российско-китайские отношения были и охарактеризованы как стратегическое партнерство.

Но вскоре начали возникать некоторые проблемы. Так, руководство Китая выразило недовольство в связи с тем, что Россия заблаговременно не поставила в известность своих стратегических партнеров об изменении рос позиций по поводу сотрудничества с НАТО и американских планов развертывания нестратегических систем противоракетной обороны.

Быстро растущая и энергоемкая экономика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе, а Россия не может определиться по поводу возможных маршрутов транспортировки, что вызывает недовольство у китайских партнеров. Российские предприятия также не получили тех заказов на поставку энергетического оборудования в Китай, на которые они рассчитывали. КНР ставит перед Россией жесткие условия присоединения к ВТО.

Т.о., российской дипломатии предстоит выстраивать диалог с новым китайским руководством для решения этих проблем и продолжения сотрудничества и партнерства с крупнейшим из всех соседних с Россией государств.