logo
Bileti_MO

63. Россия и нато.

В 1994г. Россия и НАТО достаточно плодотворно сотрудничали в рамках ИФОР в урегулировании балканского кризиса(Босния и Герцеговина). В мае 1995г. Россия подписала индивидуальную программу партнерства с НАТО. Хаар-но, что во время подготовки документа российские официальные лица настаивали на особом статусе страны, говоря что Россию нельзя сравнивать с др восточноевропейскими гос-ми.

В конце 1996, когда российские политики осознали, что процесс продвижения НАТО на восток Европе необратим, они начали переговоры о подписании документа между Россией и НАТО, кот до определенной степени регулировал бы права и обязанности сторон в процессе расширения. “Основополагающий акт о взаимных отнош, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО” был подписан в Париже в 1997. Согласно тексту документа, обе стороны провозглашались партнерами и России давались некоторые гарантии. Однако Россия и НАТО как представляется, так и не стали партнерами в действительности, причем ответственны за это обе стороны.

В 1998 нач нов балканский кризис вокруг Косово, способствующий тому, что “кризис взаимопонимания”, имевший место в отношения Россия НАТО, перерос в “кризис доверия”.

После начала воздушных ударов по Югославии российские официальные лица без колебаний заморозили отношения с НАТО, объяснив это тем что именно Атлантический альянс нарушил основополагающий акт Россия- НАТО, что он осуществляет агрессию против суверенного гос-ва, что руководство НАТО не приняло во внимание российскую позицию.

Как представляется, осн причина конфронтации Россия- НАТО, заключ в том что во 2-й половине 1990-х российский полит класс был вынужден искать гиперкомпенсацию за неудачи в прцессе реформирования страны, особенно после дефолта 1998г. Общий результат российской “балканской полит” во время косовского кризиса был негативный.

После добровольной отставки Ельцина в условиях усиливавшейся критики России, связанной со второй чеченской войной и исходившей от различных международных и прежде всего европейских организациях(Совета Европы,ЕС,ОБСЕ), российская полит элита решила восстановить отношения с НАТО. По инициативе Путина министр иностранных дел РФ направил генеральному секретарю НАТО приглашение посетить Москву еще до нач выборов в 2000г. Состоялись 2 визита генерального секретаря НАТО в Москву.

По мнению российского исследователя Д. Тренина, урок для российского руководства, вытекающий из опыта отношений Россия- НАТО состоит в след: “Роль НАТО в сфере международной безопасности трансформируется и в целом снижается. Тем не менее вступление в НАТО стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, перспектива появления на террит этих стран пунктов базирования вооруженных сил США явл фактором риска для России. Ограниченное сотрудничество между РФ и НАТО может быть полезно . Тесная привязка РФ к НАТО лишила бы

USA