logo
МнЭ_Учебник

Тема 5

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

5. /. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, при­чины, виды, последствия.

  1. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции.

  2. Миграционная политика Республики Беларусь.

5.1. Международная миграция

трудовых ресурсов: понятие, причины, виды,

последствия

Одной из форм современных международных экономичес­ких отношений является МИГРАЦИЯ рабочей силы, под кото­рой понимается перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и луч­ших условий жизни.

Внешний рынок рабочей силы предполагает мобильность рабочей силы между фирмами на общемировом уровне. Здесь механизм его регулирования охватывает более широкий круг экономических, юридических, социальных и иных факторов, определяющих функционирование этого рынка. Эти отноше­ния регулируются на основе международных норм и соглаше­ний, определяющих условия и порядок перемещения рабочей силы через границу, трудоустройство иностранных граждан, их юридическую и социальную защиту в стране пребывания и др.

Внешний рынок рабочей силы формируется под воздейс­твием двух потоков - эмиграции и иммиграции рабочей силы. ЭМИГРАЦИЯ - это выезд работников данной страны на работу в другие страны. ИММИГРАЦИЯ - это обратный процесс, то есть въезд иностранных рабочих на работу в данную страну.

Основной экономической причиной внешней трудовой миг­рации является уровень развития стран, определяющий разную степень занятости населения и размер заработной платы. Пос­ледние порождают и так называемую «голодную» миграцию. Другие причины миграции рабочей силы - политические и рели­гиозные преследования, природные и техногенные катастрофы, войны, личностные мотивации - относят к неэкономическим.

90

Базовой формой организации внешней трудовой миграции, принятой в международной практике, являются двусторонние соглашения между заинтересованными государствами, где, в частности, оговариваются социальное и трудовое равноправие между иммигрантами и гражданами страны пребывания. Важ­ное значение для внешней трудовой миграции имеет закон о въезде и выезде, который принимается каждым отдельным го­сударством в целях защиты внутреннего рынка рабочей силы. Так, ряд экономически развитых стран ввели количественные ограничения (ежегодные квоты) на въезд иностранцев в стра­ну. Более того, некоторые из них определяют круг профессий и квалификацию рабочих-иммигрантов, устанавливают возрас­тные ограничения, определяют другие условия въезда в стра­ну. Ограничению въезда иностранцев в страну способствуют и такие факторы, как: незнание иностранного языка; непризна­ние статуса отечественного диплома об образовании; незнание культуры и обычаев страны планируемого пребывания; отсутс­твие национальных законов, гарантирующих защиту прав ее граждан за рубежом и по возвращении на родину и др.

В международной практике управления миграционными процессами функции найма рабочей силы в стране эмиграции (иммиграции) обычно выполняет частный агент. Поскольку выбор места жительства и работы относятся к числу основных прав человека, то гражданин вправе заключать индивидуаль­ный трудовой контракт с любым работодателем зарубежного государства, а миграционная служба должна оказать ему в этом содействие.

Формирование рынка рабочей силы на основе миграцион­ных потоков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная сторона этого процесса состоит в том, что, «прокачав» часть своего трудоспособного населения через экономически более развитые страны, страна-экспортер рабо­чей силы приобретает силы и средства для своего дальнейше­го развития. Это: валютные доходы от экспорта рабочей силы; налоги с прибыли фирм-посредников; переводы эмигрантов на содержание семей и родственников по постоянному месту жи­тельства; ввоз из-за границы предметов длительного пользова­ния; ввоз средств производства для начала собственного бизне­са; повышение квалификации и приобретение опыта работы на современном оборудовании и др.

Кроме того, международные трудовые миграции способству­ют снижению безработицы на внутреннем рынке рабочей силы (особенно в периоды экономических спадов) и в конечном ито­ге — росту его эффективности: изменяется профессиональная и квалификационная структура рабочей силы, национальная эко­номика быстро и эффективно приспосабливается к требовани­ям международного разделения труда и мирового рынка.

Опыт стран ЕС показывает, что внутренний рынок рабочей силы может быть эффективным только в условиях его откры­тости по отношению к внешнему рынку. Однако здесь следует оговориться - при условии относительного равенства экономи­ческого и социального развития стран. Если же это условие не соблюдается, то квалифицированная рабочая сила будет уст­ремляться туда, где ее цена и степень защищенности значитель­но выше. Причем зачастую квалифицированные специалисты навсегда покидают страну, меняя при этом место жительства и гражданство. Происходит так называемая «утечка умов». В данной ситуации формирование мирового рынка рабочей силы с позиции страны экспортера ее будет носить негативный характер.

5.2. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система национального и межго­сударственного регулирования этого процесса. В эту систему включается: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов; национальные службы иммиграции; межгосударственные соглашения; международ­ные конвенции и другие нормативные документы. Координи­рует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках Организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР). На международном уровне созда­но несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Од­ной из них является Международная организация по миграции (MOM). В рамках этой организации осуществляется разработка

92

долгосрочных программ в области упорядочения миграцион­ных потоков, оказания помощи в вопросах организации миг­рации, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консульта­тивных услуг.

Регулированием международной миграции занимаются так­же Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компе­тенции. МОТ - в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по воп­росам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Кроме того, в целом ряде других международных организа­ций созданы специальные подразделения или службы, занимаю­щиеся вопросами миграции: в ЕС - Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы -отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.

Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отда­ются национальным государствам. Последние, однако, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах меж­дународных организаций.

Другой особенностью является то, что регулирование дан­ного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на различные стадии перемещения трудо­вых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половоз­растную структуру и продолжительность пребывания в стране. В функции страны - экспортера рабочей силы в большей степе­ни входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

В то же время во многих аспектах интересы стран-экспорте­ров и стран-импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетеннос­ти является заключение двухсторонних и многосторонних со­глашений по вопросам миграции.

К основным методам регулирования внешней трудовой миграции относят административно-правовые, экономические и оперативные. Первые включают в себя меры национально­го законодательства, определяющие юридический, политичес­кий и профессиональный статус иммигрантов в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправи­тельственных соглашений по регулированию внешней трудо­вой миграции. Меры экономического регулирования призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции. Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую функции, а также осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.

При регулировании иммиграции большинство принимаю­щих стран используют селективный подход. Его суть заключа­ется в том, что государство не препятствует въезду тех катего­рий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Основой эмиграционной политики является регулирова­ние всех трех фаз реэмиграционного цикла: отъезд работника из страны, пребывание за границей и возвращение на роди­ну. Цели этой политики сводятся к сокращению безработицы, поступлению валютных средств для сбалансирования экспор­тно-импортных операций, обеспечению мигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня, сочетанию требований возвращения на родину эмигрантов с приобретением ими в за­рубежных странах профессий и образования. Для достижения этих целей используются как косвенные, так и прямые методы регулирования. Косвенные методы включают: средства по­ощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование; таможенные льготы для возвращающихся миг­рантов; специальные эмигрантские программы, дополнительно принимаемые в ряде стран с целью возвращения мигрантов из-за границы и их трудоустройства в стране. К прямым методам относятся: особые требования к субъектам трудовой миграции (получение лицензий, знание языка и др.); экспансионистскую политику, призванную облегчить «завоевание» иностранных рынков труда (демпинг рабочей силы; создание условий для длительной работы за границей; расширение зоны географи­ческого рассредоточения и профессионального состава своих эмигрантов и др.); политику предотвращения утечки за рубеж работников дефицитных специальностей и др.

5.3. Миграционная политика Республики Беларусь

Учет и анализ миграционных процессов в Республике Бе­ларусь ведется с 1994 г. В Республике Беларусь трудовая миг­рация получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Так, напри­мер, если на начало 2000 г. на работу по контракту в Республику Беларусь прибыло около 4000 человек, то в 2007 г. эта цифра уже составила более 16000 человек. В настоящее время этот процесс охватил все области республики. Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах области. Такая направленность потока обусловлена разными темпами рефор­мирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой фи­нансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении, Российской Федерации, Латвии и др. Из других стран в Беларусь традици­онно приезжают с торговыми целями вьетнамцы. Значительная часть въезжающих приходится на наиболее промышленно раз­витые регионы - г. Минск и Минскую область. Часть прибываю­щих оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катас­трофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

Поток мигрантов, выезжающих из Беларуси, связан в основ­ном с выездом на заработки в другие страны. Как и прежде, ос­новной поток направлен в Россию, хотя в последние годы удель­ный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился. Подавляющее большинство мигрантов (около 90%) выезжают на работы, связанные с физической де­ятельностью (строительные, сельскохозяйственные, работы по благоустройству территорий, работы с вредными и тяжелыми условиями труда, сфера обслуживания).

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Проблемы нелегальной миграции в Беларуси менее актуальны, нежели в странах-соседях (России, Украине), однако стоят остро и требу­ют соответствующего регулирования.

Государственное регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, экономического и оперативного харак­тера. При этом законодательные методы обеспечивают форми­рование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отноше­ния, связанные с демографическим развитием общества, и опи­раются на основной закон страны — Конституцию Республики Беларусь. В области трудовой миграции законодательство на­правлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого в республике Беларусь в 1993 г. были приняты законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Приня­то также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствова­ния специальных разрешений (лицензий) на привлечение инос­транной рабочей силы и на осуществление деятельности, свя­занной с трудоустройством граждан республики за границей.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также со­здании условий для миграции активной части населения. При­влечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преиму­щество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее тер­ритории иностранные и совместные предприятия, а также осу­ществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне сов­ременных требований. Экономически безопасной и способс­твующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая, во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны; во-вторых, обеспечива­ет прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сег­ментах мирового рынка труда и включения в трудовой процесс

96

неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы.

Для снижения масштабов незаконной трудовой миграции государство прибегает к таким мерам, как: ужесточение конт­роля за иностранцами на территории страны; быстрая депор­тация нарушителей миграционного законодательства; ужесто­чение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам; принятие мер, направленных на легали­зацию части мигрантов, способных принести пользу экономике страны; упрощение процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей; упрощение проце­дуры получения разрешения на право работать для мигрантов.