logo
metodichka_ISAA

Тема 7. Административно-территориальные реформы в годы курса Дж. Неру

15 августа 1947 г. Индия получила независимость, превратившись из колонии Великобритании в один из ее доминионов – Индийский союз. Его руководителям предстояло решить ряд важнейших задач, среди которых на первом месте стояла проблема укрепления территориальной целостности. Кроме того, было необходимо завершить войну с Доминионом Пакистан, также выделившимся из состава Британской Индии, а также решить вопросы экономического характера. В таких сложных исторических условиях закладывались основы государственного устройства Республики Индия, провозглашенной 26 января 1950 г.

Согласно Конституции, принятой в 1950 г., во главе государства стоит президент, однако реальной властью обладает правительство во главе с премьер-министром, которое подотчетно парламенту и формируется наиболее многочисленной фракцией его нижней палаты – Лок Сабхи. Первым премьер-министром Республики Индия стал лидер самой многочисленной и авторитетной партии Индийский национальный конгресс (ИНК) Джавахарлал Неру (1889-1964). Он предложил стране проект преобразований, получивший по его имени название «курса Неру». «Курс Неру» - это доктрина социально-экономического развития государства, ставившая целью добиться экономической независимости страны и вывести ее население из нищеты.

Именно в период проведения «курса Неру» сложилось современное административно-территориальное устройство Республики Индия. Согласно Конституции 1950 г., Индия представляет собой федерацию штатов, способ формирования которых долгое время оставался предметом дискуссии в руководстве страны. Точку в этом вопросе поставил Закон 1956 г., согласно которому индийские штаты формировались по принципу «один язык – один штат». Разумеется, при этом не были учтены пожелания относительно небольших по численности этносов, которые, таким образом, в многонациональной и поликонфессиональной Индии не получили желаемого статуса. В результате уже к концу 1970-х гг. в Индии появились многочисленные региональные партии, фронты, альянсы, добивающиеся (разными, часто нелегитимными способами) удовлетворения чаяний «своего» электората. Эта тенденция получила название регионализма и стала магистральной в истории современного индийского государства и общества.

Цель семинарского занятия – проанализировать причины и характер административно-территориальных преобразований в Республике Индия, выявить последствия политики формирования штатов по национально-языковому принципу для территориальной целостности государства.

План

  1. Закон о независимости Индии 1947 г. Образование Индийского Союза и его административно-территориальная организация

  2. Начальный период образования штатов. Их статус и положение в системе индийской федерации согласно конституции 1950 г.

  3. Распределение полномочий между Центральным правительством и регионами:

а) вопросы совместной компетенции;

б) статус территорий, управляемых Союзом

4. Движение за реорганизацию штатов на лингвистической основе. Закон 1956 г.

5. Особенности индийской федеративной системы:

а) штаты в финансовой системе федерации;

б) полномочия Центра;

в) дотации штатам;

г) механизм урегулирования спорных вопросов