logo
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.2. Россия на международном рынке услуг

Услуги охватывают сферу нематериального производства, которая по темпам роста и диверсификации опережает все другие сектора современной экономики. Услуги являются результатом разнородной деятельности, которая осуществляется производителями по заказу потребителей и обычно ведет к изменению состояния потребляющих эти услуги, при этом обязательным является одновременное присутствие продавца и покупателя.

Доля услуг в ВВП развитых стран составляет ¾, столько же в занятости; в группе развивающихся и переходных стран – 70% ВВП, в занятости - более 55%. В международной торговле услуги значительно уступают продукции материального производства - вещным товарам. В совокупном мировом экспорте товаров и услуг в 2000 г. доля услуг составила 19,7%, в 2007 г. – 18,4%.

Международную торговлю услугами называют «невидимой торговлей», она означает совершение операций между резидентами и нерезидентами страны, независимо от места их нахождения.

Основными экспортерами и потребителями международных услуг являются ТНК и ТНБ. На международном рынке услуг лидируют развитые страны, где их доля составила в 2000 г. 81,4%, в 2007 г. - 77,3%, при этом экспорт США (17%) превышает совокупный экспорт Великобритании и Германии (15%).

Таблица № 24. Мировой экспорт товаров и услуг в 2000-2007 гг. (в млрд долл.)

1 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Мир

товары и услуги 7819 7556 7933 9243 11208 12684 13627 15891

услуги 1541 1645 1632 1884 2263 2498 2743 2995

развитые страны

экспорт 1255 1253 1332 1527 1812 1966 2140 2316

импорт 1176 1184 1244 1419 1663 1787 1948 2109

Источник: World Economic Outlook, September 2005, P. 234, 244, 247; April 2007, p. 218.

Развивающиеся и переходные страны имеют хронический совокупный дефицит по торговле услугами, который в 2000-2005 гг. в среднегодовом исчислении равнялся 68,4 млрд долл., в 2006-2007 гг. – 115,9 млрд долл.

Быстро наращивают экспорт услуг КНР - за 1990-2003 гг. он увеличился в 8 раз и составил 46,4 млрд долл., Индия – в 5,4 раза (25,0), Малайзия – в 3,6 раз (13,4), Эстония – в 11 раз (2,2), Латвия – в 5,1 раз (1,5), Польша – в 3,5 раза (11,2), Венгрия в 2,9 раз (7,9 млрд долл.)и т.д.

По данным МВФ, многие государства развивающегося мира получают основные валютные доходы от продажи услуг, в том числе важнейшей статьей дохода является обслуживание иностранных туристов.

Оффшорные территории получают доходы от привлечения иностранных банков, компаний и т.п. Ряд стран специализируется на экспорте строительных услуг, в том числе Южная Корея, Турция. Украина получает до 2 млрд. долл. в год только за транзит российского газа; кроме того, она получает значительные арендные платежи за содержание на своей территории российских военных баз.

В России за годы проведения радикальных рыночных реформ и структурных преобразований экономики доля услуг в формировании валовой добавленной стоимости увеличилась с 40% в 1990-1991 гг. до 66% в 2006 г. Доля оптовой и розничной торговли составила 31%, транспорта и связи – 16%, операций с недвижимым имуществом и аренды15%, финансовой деятельности – 6%25.

В международной торговле услугами Россия занимает скромное место: ее доля в мировом экспорте услуг в 2002 г. равнялась 0,8%, в 2006 г. – 1,1%. Невелика доля услуг в совокупном российском экспорте/импорте товаров и услуг. В экспорте в 2002 г. она составила 11,2%, в 2006 г. –9,2%; в импорте - 25,8 и 10,4% соответственно.

Таблица № 25. Российский экспорт/импорт услуг в 2001-2006 гг. (в млрд долл.)

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Экспорт 11,4 13,6 16,2 20,6 25,0 30,9

Импорт 20,6 23,5 27,1 33,3 38,9 44,7

Сальдо -6,2 -9,9 -10,9 -12,7 -13,9 -13,8

Источник: Банк России, 24.02.2008. www.cbr.ru/statistics/credit.

Российская внешняя торговля услугами характеризуется отрицательным балансом, за исключением транспортных услуг, который за 2001-2006 гг. в среднегодовом исчислении составил 11,0 млрд долл., и высокими темпами роста: за 2001-2006 гг. экспорт увеличился в 2,7 раз, импорт – в 2,2 раза.

Среди основных видов международных услуг, предоставляемых (экспорт) и потребляемых Россией (импорт), главными являются транспортные услуги, поездки, строительные услуги и так называемые прочие деловые услуги, которые включают операционный лизинг, юридические услуги, аудит, бухгалтерский учет, консалтинговые услуги, рекламу, маркетинг и пр. В 2006 г. их совокупная доля в общем экспорте услуг составила 90%, в импорте – около 85%.

Таблица № 26 . Внешняя торговля России по видам услуг в 2002 г., в 2006 г.

(млн долл.)

Экспорт импорт

2002 2006 2002 2006

Всего 13611 30927 23497 44739

Транспорт 5487 10082 2836 6722

Поездки 4167 7628 11283 18235

Услуги связи 483 803 528 917

Строительные услуги 699 3050 1804 4603

Страховые услуги 111 377 478 716

Финансовые услуги 143 589 237 904

Компьютерные и

Информационные услуги 137 632 592 613

Роялти и лицензионные платежи 147 299 338 2002

Прочие деловые услуги 2012 6999 4583 8448

Услуги в сфере культуры

и отдыха 63 232 173 542

Государственные услуги 160 237 645 1036

Источник: Банк России, 24.02.2008. www.cbr.ru

В отраслевой структуре российского экспорта услуг существенных изменений не происходит - лидируют транспорт и поездки, доля которых в 2006 г. составила 32,6 и 24,7% соответственно, в 2002 г. - 40,3 и 30,6%. По темпам роста транспорт и поездки существенно отстают от других услуг.

За 2002-2006 гг. экспорт транспортных услуг и поездок увеличился одинаково – в 1,8 раза, компьютерных и информационных услуг – в 4,6 раз, страховых – в 4,3 раза, финансовых – в 4,1 раз, строительных – в 3,4 раза.

Таблица № 27. Географическое распределение российской внешней торговли услугами

в 2002-2006 гг. (в %)

2002 2003 2004 2005 2006

Всего экспорт 100 100 100 100 100

Дальнее зарубежье 78,8 81,0 82,4 82,5 80,8

ЕС 30,9 30,9 38,3 39,6 38,2

США 7,3 7,4 8,2 8,8 8,7

СНГ 21,2 19,0 17,6 17,5 19,2

Всего импорт 100 100 100 100 100

Дальнее зарубежье 83,9 85,4 86,5 87,4 88,4

ЕС 28,5 30,6 38,1 42,4 41,8

США 8,5 8,5 6,6 4,9 5,6

СНГ 16,1 14,6 13,5 12,6 11,6

Источник: Вестник Банка России, 2005, № 25-26 (823-824), с.77, 96; Банк России, 24.02.2008. www.cbr.ru

Транспорт и поездки составляют основу платежей за импорт услуг, но доля транспорта увеличилась за 2002-2006 гг. с 12,1 до 15,0%, а доля поездок снизилась с 48,0 до 40,8%; прирост платежей при этом увеличился в 2,3 и 1,6 раза соответственно.

Наибольший прирост за рассматриваемый период характеризовал платежи за импорт роялти и лицензий – в 5,9 раз, за финансовые услуги – в 3,8 раз, за услуги в области культуры и отдыха – в 3,1 раз, строительные услуги – в 2,5 раз.

В экспорте транспортных услуг (100%) преобладают грузовые перевозки (47% в 2005 г.), что связано с обслуживанием экспорта энергоносителей и сырья, более половины грузовых перевозок осуществляется водным и трубопроводным транспортом. Треть транспортных доходов дает обслуживание нерезидентов в российских морских и аэропортах; более 20% - дали пассажирские перевозки, из которых более 90% осуществляются воздушным транспортом.

По всем видам транспортных услуг Россия имеет положительное сальдо. В транспортных услугах (100%) велика доля воздушного транспорта: в 2005 г. - 38,4% их экспорта и 54,2% импорта; доля водного транспорта равнялась соответственно 31,0 и 27,3%, трубопроводного – 13,6 и 0, железнодорожного – 12,4 и 12,9, автомобильного – 3,6 и 5,5%, космического – 0,9% и 0.

Основными потребителями услуг железнодорожного транспорта являются страны СНГ, всех остальных видов транспорта – страны Западной Европы.

Наибольшее превышение валютных платежей над поступлениями складываются по статье поездки. Импортные платежи по поездкам представляют собой совокупность расходов на приобретение товаров и услуг физическими лицами на территории зарубежных стран для личного потребления при осуществлении временных выездов (путешествий) с постоянного места жительства.

В 2006 г. импортные платежи за поездки превысили экспортные доходы в 2,4 раза, пассивное сальдо равнялось 10,6 млрд долл. (77% от общего пассива по балансу услуг).

Таблица № 28. Платежи и поступления России по статье «поездки) в 2005 г. (в млн долл. и в %)

экспорт импорт

млн долл. % млн долл. %

Всего поездки 5466 100 17804 100

Деловые 1919 35,1 3026 17,0

Личные 3546 64,9 14778 83,0

Доля в % 100 100

Дальнее зарубежье 68,8 86,4

СНГ 31,2 13,5

Источник: Деньги и кредит, 2007, № 7, с. 70.

В поездках доля стран дальнего зарубежья в экспорте составила 69%, в импорте – 86%, стран СНГ – 31 и 13%. Стоимость поездок российских резидентов в страны дальнего зарубежья увеличилась с 2003 по 2005 г. на 40% и составила 15,4 млрд долл., в СНГ – на 27% и 2,4 млрд долл. Валютные поступления от личных поездок иностранцев в Россию увеличились на 22,3% и составили 3,7 млрд долл., жителей других стран СНГ – на 19,5% и 1,7 млрд долл.

В структуре «поездок» преобладают личные поездки - в экспорте 65% (3,5 млрд долл.), в импорте – 83% (14,8 млрд долл.), деловые – 35 и 17% (1,9 и 3,0 млрд долл.).

Более половины затрат по личным поездкам россиян пришлись на Турцию (2,1 млрд долл.), Германию (1,2 млрд долл.), Египет (0,9 млрд долл.), Китай и Францию - по 0,6 млрд долл. В России больше всех истратили граждане Германии (440 млн долл.), США (224 млн), Италии (158 млн), Великобритании (155), Финляндии (148), Франции (145).

В 2005 г. численность российских резидентов, совершивших поездки в страны дальнего зарубежья, составила 14,4 млн чел., их среднедушевые затраты равнялись 1037 долл.; иностранцев в России побывало 9,9 млн чел., затраты - 376 долл.

В страны СНГ выезжало 14,3 млн российских резидентов, их расходы составили 168 долл. на человека; в Россию из стран СНГ приезжало 14,9 млн чел., их средние расходы на человека составили 115 долл.

В 2005 г. было зафиксировано значительное пассивное сальдо (1,5 млрд долл.) по строительным услугам за счет турецких строителей и по статье «роялти и лицензионные платежи» (1,3 млрд долл.) , из которых 0,8 млрд долл. пришлось на долю Кипра, Швейцарии, США и Германии.

Россия имеет пассивное сальдо по прочим деловым услугам (Э 5,3, И 6,4 млрд долл.), в состав которых входят операционный лизинг, юридические услуги, услуги по аудиту, бухучету, консалтингу, рекламе, маркетингу, услуги в области исследований и разработок, в технических областях, в области архитектуры, с/х, горнодобывающей промышленности и др.

Основными партнерами по экспорту российских услуг с годовым объемом выше 1 млрд долл. являются США (2,2 млрд долл.), Германия (2,0), Великобритания (1,7), Швейцария (1,1), Кипр (1,1). Главными партнерами по импорту с годовым объемом свыше 2 млрд долл. являются Турция (3,5 млрд долл.), Великобритания (2,85), Германия (2,81), Финляндия (2,0), США (2,0).

Из 12 стран главных партнеров Россия имеет пассивное сальдо в торговле услугами с 8 странами, в том числе с Турцией, Финляндией и Германией за счет поездок, с Великобританией – за счет страховых и прочих деловых услуг, с Кипром – за счет роялти и лицензионных платежей, а также строительных и прочих деловых услуг. Положительное сальдо Россия имеет в торговле услугами с Японией, США, Швейцарией и Казахстаном.

Термины и понятия

Торговый баланс; виды международных услуг; экспорт/импорт услуг; резидент/нерезидент; невидимая торговля; факторные услуги.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Особенности торгового баланса России.

  2. Значение и структура российского экспорта товаров.

  3. Факторы, воздействующие на расширение российского импорта товаров.

  4. Российские регионы во внешней торговле.

  5. Место России в международном обмене услугами.

  6. Основные виды международных услуг в российском экспорте/импорте.

  7. Страны-потребители российских услуг.