Национальная инвестиционная политика: мировая практика стимулирования прямых зарубежных инвестиций

курсовая работа

1.2 Инвестиционные стимулы

Принимающая экономика предоставляет зарубежным и национальным предпринимателям финансовые, фискальные и прочие льготы. На финансовые льготы в большей мере ориентируются развитые страны. Финансовые субсидии предоставляются на уровне регионов, городов или районов с целью стимулирования регионального развития отдельных отраслей экономики принимающей страны. Основные требования субсидирования - прозрачность финансовых льгот и возврат средств в случае невыполнения обязательств.

Государство также может финансировать инвестиции, участвуя в соответствующих программах на паевых началах и предоставляя гарантии для займов. Любые финансовые льготы требуют значительных затрат, а значит, создания дополнительных фондов. Поэтому такое стимулирование ПЗИ больше характерно для развитых стран и меньше - для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В развитых странах также широко используются налоговые льготы, в частности ускоренная амортизация и снижение ставок корпоративного налога.

Развивающиеся страны сравнительно часто применяют снижение налоговых ставок, возврат налогов, предоставление налоговых каникул. Стимулирование также осуществляется в виде снижения ставок таможенных пошлин.

Развивающиеся страны, как и прочие, придерживаются принципа национального режима. Однако они могут особо поощрять зарубежные инвестиции, положительно влияющие на состояние платежного баланса - инвестиции в импортозамещающие и экспортно-ориентированные отрасли, туризм. Во многих этих странах применяются специальные или дополнительные льготы для инвестиционных проектов, особо значимых для развития национальной экономики, - проекты с передовой технологией, отсутствующей в стране, капиталоемкие проекты, проекты в менее развитые регионы. Предоставление особых льгот оговаривается конкретными условиями, зафиксированными законодательством в отношении характера технологии, количества занятых из местного населения, размера капиталовложений, максимальных цен на продукцию, производимую для внутреннего рынка, и др. Предприятие с иностранным участием, удовлетворяющее этим условиям, получает статус приоритетного и право получать дополнительные льготы.

Таким образом, в практике стимулирования зарубежных инвестиций развитых стран преобладают финансовые средства, а в практике развивающихся стран и стран с переходной экономикой - фискальные или налоговые средства стимулирования. Последние чаще используют льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование, уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.

Кроме того, в странах с переходной экономикой инвестиционные стимулы выражаются в уменьшении стандартной ставки налога на корпоративные доходы, предоставлении налоговых каникул, льготных пошлин на используемое сырье или оборудование. В некоторых из этих стран используется система фискальной стабилизации, гарантирующая сохранение налоговых ставок в течение установленного срока. Подобная система действует в силу финансовой и правовой нестабильности того или иного принимающего государства.

В целом льготы носят индивидуальный характер. Их применение зависит от характера отрасли или экспортной специализации предприятия. В основном приоритет отдается наукоемким и техноемким отраслям [10].

Делись добром ;)