Место России в мировом хозяйстве

курсовая работа

3. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России

Конкурентоспособность - способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов. Новому поставщику, не имеющему устойчивой репутации, для сохранения конкурентоспособности необходимо удерживать цену на свою продукцию на уровне ниже цен конкурентов. Если качество продукции ниже, чем у конкурентов, фирма может оказаться неконкурентоспособной даже при низкой цене на свой товар; с другой стороны, имея репутацию производителя продукции высшего качества, поставщик может сохранять конкурентоспособность, даже установив более высокую, чем у конкурентов, цену. Все вышеизложенное в равной мере относится и к национальному экспорту страны. [15]

Конкурентоспособность страны подразумевает:

· Способность страны превосходить конкурентов по количественным показателям на экономических рынках;

· Возможность обеспечить внутри страны условия для функционирования свободного конкурентного рынка товаров и услуг;

· Экономическая способность оплачивать кредитование во Всемирном банке развития;

· Способность экономики страны производить товары и услуги в соответствии с мировыми стандартами качества, обеспечивать рост государственных ресурсов со скоростью соизмеримой с необходимой динамикой ВВП и поддерживать качество жизни населения наравне с общемировыми показателями.

Факторы, определяющие конкурентоспособность страны:

· Динамизм экономики по темпам экономического развития, курсу национально валюты, объему производства товаров на душу населения;

· Экономическая эффективность производственного сектора;

· Динамика внутреннего рынка по качеству товаров, объему располагаемых доходов на душу населения;

· Состояние и динамика финансовой системы страны, оцениваемое по деятельности рынка ценных бумаг и коммерческих банков;

· Степень обеспеченность экономики человеческими ресурсами, рассчитываемая с учетом темпов роста населения, рабочих ресурсов, уровня занятости экономически активного населения, уровня квалифицированности наемных и руководящих сотрудников;

· Роль государства, определяемая степенью воздействия механизмом государственного регулирования на экономику страны с учетом системы налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны;

· Обеспеченность страны ресурсной базой и инфраструктурой;

· Социально-политическая ситуация в стране, оцениваемая по величине дохода и его распределению среди населения страны и прочее.

Проанализируем и оценим уровень конкурентоспособности экономики РФ. [10]

Рейтинг, составленный в 2013-2014 году, возглавила Швейцария. Он был опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума. Позиция России изменилась в рейтинге с 67 до 64 места. [5]

В аналитическом исследовании ВЭФ были предоставлены два индекса, определяющих рейтинг страны: Индекс глобально конкурентоспособности и Индекс конкурентоспособности бизнеса. Базовым средством обобщающей оценки конкурентоспособности стран является индекс глобальной конкурентоспособности.

Каждая из 148 экономик, охваченных исследованием, для которых отчет содержит детализированное описание экономики страны и с итогами по позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленными в результате индексного анализа. Кроме того доклад содержит детализированный раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам.

Следует признать, что при ранжировании страновых значений индекса конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в докладах Всемирного экономического форума, Россия среди охваченных исследованием стран неизменно оказывается в конце списка. [6]

Российские экономисты-аналитики предполагают, что столь удручающее положение России стало результатом специфических трудностей переходного периода, кризисных потрясений валютного и финансового рынков за последние два десятилетия, а также явных просчетов государственной власти в области макроэкономической политики.

Практика рыночных реформ показывает, что большая часть участников отечественной экономики не готова к цивилизованной конкуренции. При этом зарубежные партнеры обладают необходимым уровнем опыта в должной мере.

Переход российской экономики на преимущественно рыночные механизмы регулирования обуславливает становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие субъектов хозяйствования Российской Федерации.

В докладе на Всемирном экономическом форуме было отмечено, что "Между тем постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции весьма актуальной". [7]

По индивидуальным индексам Россия занимает наилучшие позиции по детализированным факторам конкурентоспособности в области здравоохранения, емкости рынка и эффективности рынка труда, и ряду других. Худшие позиции находятся в группе факторов, обуславливающие институциональное развитие Российской Федерации и эффективность на рынке товаров.

Сафиуллин Р.А. отмечал, что "конкурентоспособность интерпретируется по-разному, в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится: на уровне товаров и предприятии - микроконкурентоспособность, на уровне отдельных отраслей - мезоконкурентоспособность, и, наконец, на уровне национального хозяйства страны - макроконкурентоспособность. Причем между понятиями этих трех уровней существует тесная внешняя и внутренняя зависимость, с учетом которой рассчитывается индекс глобальной конкуренции". [8]

А теперь перейдем к проблемам повышения конкурентоспособности России.

Как отмечают эксперты ВЭФ, Россия не сможет подняться в рейтинге без институционального прогресса, так как это один из самых серьезных ограничителей ее роста. Укрепление верховенства закона и защиты прав собственности, улучшение функционирования судебной власти, повышение уровня личной безопасности, а также создание адекватной конкурентной среды принесло бы экономике страны очень большие преимущества и позитивно отразилось на ее положении в рейтинге ВЭФ. Причем в данном случае стабильность правил предпринимательства и доверие бизнеса к государству важнее уровня регулирования конкретных секторов экономики.

Позиция России в отчетах и международных рейтингах зачастую воспринимается негативно экспертным сообществом и официальными лицами страны. Такое положение объясняется низким положением России в целом по рейтингу и по отдельным позициям, кроме того всем рейтингам и выводам свойственна субъективная оценка.

Публикуемые международными организациями индексы дают согласованную и достаточно объективную оценку качества ключевых институтов, динамики количественных макропоказателей, а также современного позиционирования России в мировой экономике.

В итоге такое положение демонстрирует ее заметное отставание не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран и государств с переходной экономикой, при этом разрыв неумолимо нарастает. Было бы целесообразно не отвергать итоги данных рейтингов, а использовать их результаты для углубленного анализа с целью поиска путей исправления ситуации. При этом необходимо принимать во внимание, что при составлении большинства мировых рейтингов используются оценки отечественных экспертов и результаты опросов представителей российского бизнеса. [9]

Вместе с тем в силу неудовлетворенности результатами России в международных индексах периодически звучат призывы к разработке альтернативных отечественных рейтингов со ссылкой на "субъективность" зарубежных оценок. Однако такие инициативы представляются контрпродуктивными, так как требуют высокопрофессионального уровня его разработчиков и международного признания, а не создания "контррейтингов" для внутреннего потребления.

В целом рейтинги - категория субъективная и объективная одновременно, однако в последнее время сложившийся имидж экономики России за рубежом не вполне совпадает с реалиями, существующими в настоящий момент в стране. Однако при всех переживаемых сложностях, а также имеющихся институциональных и инфраструктурных ограничениях российская экономика заслуживает более высоких мест в данных рейтингах. Такой подход предполагает внесение соответствующих корректировок и уточнений со стороны, как составителей, так и задействованных экспертов.

Но эти изменения не могут произойти автоматически, так как требуют кропотливой и профессиональной внутренней работы по исправлению положения дел, а также участия в разработке международной системы оценок и показателей, в том числе уровня конкурентоспособности страны и национального бизнеса.

Как представляется, постепенно отношение в стране к таким инструментам международного анализа и сравнения меняется. Так, в последние годы Минэкономразвития России и ряд других ведомств при разработке и оценке реализации программ социально-экономического развития и отраслевых, секторальных концепций уже используют в качестве сопоставлений и даже целевых показателей некоторые индикаторы международных рейтингов.

Данные еще раз подтверждают, что основной проблемой российской экономики, что признается и на мировом уровне, является коррупция и экономические преступления. По большинству других факторов Россия испытывает такие же проблемы, что и другие развитые страны мира, например, по доступу к финансовым ресурсам, налоговой отчетности, бюрократическим барьерам и другим. Наименьшее негативное воздействие на конкурентоспособность России по сравнению с выбранными в данной статье для анализа странам мы имеем по ограничениям на рынке труда и трудоустройства.

Одним из главных недостатков, проводимых в последние годы в России экономических реформ, являлась недооценка необходимости институциональных изменений на микроуровне, где создается реальное благосостояние нации и обеспечивается стабильный экономический рост.

Для проведения углубленного анализа рассматриваемой проблемы и определения исходного уровня позиционирования России в посткризисный период представляется целесообразным провести сопоставление уровня ее конкурентоспособности по основным макроэкономическим показателям, характеризующим внешнеэкономическую деятельность, как критически важную сферу национального развития в глобальном измерении.

Делись добром ;)