logo
Менеджмент качества в США и Японии

1. АМЕРИКАНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

В 40-е и 50-е годы производимые в США товары характеризовались низким уровнем качества. Даже ведущие американские компании, провозгласившие качество продукции основной целью, относились к качеству как к средству уменьшения издержек производства, а не как к способу удовлетворения нужд потребителей. Огромные затраты из-за низкого уровня качества уходили на обнаружение и устранение дефектов продукции. Американская промышленность оказалась перед выбором - или резко повысить уровень качества, или потерять значительную часть рынка.

Движение за повышение уровня качества возникло десятилетия назад во многих странах. Однако именно американские специалисты разработали наиболее эффективную систему управления качеством и конкретные методы данной системы. В то же время первоначально своего расцвета данная система достигла не в США, а в Японии и стала внедряться на американских предприятиях, уже вернувшись из страны восходящего солнца.

Американские специалисты рассматривали деятельность японских кружков качества, как ключ к успеху бизнеса. В конце 70-х годов многие американские фирмы стали прилагать усилия для их организации и развития. Опыт работы кружков качества вернулся из Японии в США, где в свое время появилась идея об их создании. В результате был достигнут значительный экономический эффект. Кроме этого на участках, контролируемых кружками качества, улучшился психологический климат, повысилось чувство удовлетворенности трудом, развивалась система межличностных отношений. Однако не везде работа американских кружков качества отличалась высокой эффективностью. Причина этого заключалась в копировании японской специфики без адаптации к условиям Соединенных Штатов.

Для решения проблемных задач применяются следующие методы [1] .

Метод Дельфы позволяет выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую. Члены группы дают оценку каждой альтернативе. На первое место каждый ставит ту, которую считает самой главной и так далее. Затем каждая оценивается по 10-бальной шкале в зависимости от издержек, связанных с тем или иным характером дефектов. При этом за высший бал принимается единица. В итоге оба результата по каждой альтернативе перемножаются, и находится сумма произведений. Наименьшая сумма и выявит основную причину.

Метод "черного ящика" предлагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций. При этом ситуации подбираются таким образом, что в процессе их анализа участники дискуссии невольно касаются и вопросов возникновения дефектов. Суть данного метода состоит в том, что причины дефектов выявляются попутно, как бы косвенным путем.

Метод дневников предусматривает, что члены группы в течение определенного срока записывают все идеи возникающие по проблеме. Затем записи обсуждаются на очередном собрании, делается их коллективный анализ, подводятся итоги.

Синектика. Данный метод подходит как для выявления проблемных ситуаций, так и для решения текущих проблем. Процесс обсуждения состоит из трех этапов:

1. анализируются проблемы, предложенные лидером группы:

2. каждый из участников обсуждения дополнительно выдвигает свои проблемы, которые также обсуждаются, и принимается общая модель решения.

3. На третьем этапе в дискуссии принимают участие не только члены группы, но и приглашенные эксперты, которые оспаривают коллективную идею, помогают членам группы принять правильное решение.

Метод 66 предусматривает, что не менее шести членов группы качества в течение шести минут пытаются высказать идеи, способные решить заданную проблему. В лаконичной форме каждый из членов группы записывает на листе бумаги свои идеи. Затем в процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные мнения, обсуждаются спорные, отбираются наиболее веские альтернативы. При этом их количество должно быть меньше числа участников.

"Мозговой штурм" должен генерировать как можно больше идей и предложений. В течение нескольких минут каждый из участников приводит свою точку зрения на выявление или решение проблемы. Доводы приводятся без тщательного обдумывания, спонтанно. Считается, что, оказавшись в подобной ситуации, человек чаще высказывает нужные, иногда блестящие идеи.

Приведенные выше методы решения возникающих проблем ориентированы прежде всего на выработку единого, коллективного мнения. Причем даже при обсуждении наиболее острых вопросов необходим доброжелательный тон дискуссии.

Новым явлением в экономической жизни США стало внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества. Ежегодно под лозунгом "Качество - прежде всего" по инициативе Американского общества по контролю качества (АОКК) проводятся конкурсы качества. Американский Конгресс учредил национальные премии за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые вручает лично Президент США.

Конкретные меры, предпринимаемые в последнее время американскими специалистами, характеризуются следующими особенностями:

- осуществляется жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;

- проявляется повышенное внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административному контролю исполнения планов;

- дальнейшее совершенствование управления организацией в целом.

Предпринятые меры в области повышения качества свели до минимума разрыв в уровне качества между американскими и японскими товарами, способствовали продвижению продукции с маркой "Сделано в США" на новые рынки.