Международный валютный фонд, его деятельность и механизм кредитования

курсовая работа

1. История и цели создания Международного валютного фонда. Функции Международного валютного фонда

В настоящее время МВФ является известной международной экономической организацией, прошедшей долгий процесс становления и развития. МВФ был создан в ответ на Великую депрессию и Вторую мировую войну как средство для укрепления валютного сотрудничества, финансовой стабильности и экономического роста всех стран. Первоначально МВФ задумывался как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, но постепенно трансформировался в международную организацию, основная цель которой - достижение стабильности в международной экономике.

Идея создания МВФ, также известного как "Фонд", зародилась на конференции Организации Объединенных Наций, созванной в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. Правительства 44 стран, представленных на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, которое позволило бы не допустить повторения круга девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. В основе Бреттон-Вудской системы было, прежде всего, совместное регулирование валютных курсов, фиксированных и взаимосвязанных. Для управления системой был образован Международный валютный фонд, первоначально состоявший из 44 стран. Каждый член организации определял золотое содержание своей валюты и на этой базе фиксировал курс в валютах других стран-участниц. Колебания курса допускались в пределах 10%. Первоначально МВФ представлял в основном краткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

Уже 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция берет у МВФ первый кредит [2].

По данным МВФ в 2011 году в состав участников Фонда входит 188 государств, что на семь стран меньше, чем в Организации Объединенных Наций. Эту разность составляют Куба, Северная Корея и пять очень небольших стран: Андорра, Лихтенштейн и Монако в Европе и островные страны в Тихом океане - Науру и Тувалу.

Куба была первоначальным членом МВФ, но вышла из его состава в 1964 году; ни одна из остальных шести стран не подавала заявления о приеме в члены. Чтобы стать членом, страна должна подать заявление, а затем быть принята большинством существующих членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия, США, а в его структурах работают приблизительно 2610 сотрудников из 154 стран [3, стр.2].

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР - аббревиатура от английского SDR (Special Drawing Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов [1, стр.1].

Однако, несмотря на изменения уставных документов МВФ, его основные принципы деятельности поменялись не существенно. В настоящее время Международный Валютный Фонд (МВФ) занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире.

МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, однако он действует независимо от них и имеет собственный устав, структуру управления и финансы. МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы - системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции [4]. Выполняя огромную роль в мировой валютно-финансовой системе, МВФ осуществляет следующие функции по ее регулированию:

наблюдение за валютной политикой стран-членов Фонда

кредитно-финансовая деятельность

техническая помощь

эмиссия СДР

Наблюдение представляет собой надзор за политикой стран-членов в сфере установления валютных курсов. Каждая страна обязана предоставить МВФ по его требованию информацию, необходимую для осуществления надзора: информацию о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторе экономики, о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). В процессе наблюдения обнаруживаются потенциальные дисбалансы, которые могут дестабилизировать валютные курсы. По итогам наблюдения МВФ предоставляет соответствующие рекомендации. Наблюдение осуществляется в трех основных формах: консультаций с руководителями основных экономических институтов; многостороннего надзора в форме анализа международной экономике в целом с прогнозом развития на 2-3 года, который публикуется в специальном докладе МВФ "Мировой экономический обзор" (Word Economic Outlook); углубленного надзора, проводимого тогда, когда страна оказывается в тяжелом финансовом положении, имеет большую задолженность и просит перенести сроки платежей по внешнему долгу. После осуществления углубленного надзора МВФ разрабатывает рекомендации по коррекции экономической политики, которым должно следовать правительство страны [23, cтр.312]. Ярким примером углубленного надзора служит деятельность МВФ в Греции в 2011-2012 году.

Сущность финансовой помощи заключается в использовании финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы Фонда состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ и ряда заемных средств. При вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот в качестве руководства для оценки относительного положения государства-члена в организации. Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает "коэффициент сжатия", уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.

Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами-членами. Что касается первого вопроса, общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности. По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Специальные увеличения вне общих пересмотров производятся нечасто, однако увеличение квот 54 государств-членов, утвержденное в рамках реформы 2008 года, является одним из таких последних примеров [9, стр.3]. На рисунке 1 показаны все изменения квот, осуществленные МВФ за время своей деятельности.

Рисунок 1 - Общие пересмотры квот стран-участниц МВФ [9, стр.3]

В целом кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе условий. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно как экспертами МВФ, так и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

Квота является основным показателем, определяющим влияние страны на деятельность МВФ. Квота страны в МВФ является одним из основополагающим элементом ее финансовых и организационных отношений с Фондом. Квоты выражаются в СДР. Крупнейшим государством-членом МВФ являются США, квота которых в настоящее время составляет 42,1 млрд СДР (приблизительно 68 млрд долл. США), а наименьшим по размеру - Тувалу с квотой в 1,8 млн СДР (приблизительно 2,9 млн долл. США) [9, стр.2]. Квоты определяют основные аспекты отношений государства с МВФ, а именно:

Взносы (доля квоты). Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ. Государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 процентов должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное - в собственной валюте государства-члена.

Число голосов (доля голосов). Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты. Реформа 2008 года зафиксировала число базовых голосов на уровне 5,502 процента от общего числа голосов. Текущее число базовых голосов отражает увеличение почти в три раза их числа до вступления в силу реформы 2008 года.

Доступ к финансированию. Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. Например, в рамках договоренностей о кредитах "стэнд-бай" Кредит стэнд-бай - кредит, который с 1952 г. предоставляется странам-членам МВФ для определенных, согласованных с МВФ целей на основе соглашений "стэнд-бай" на срок до одного года. Стэнд-бай соглашения - условия кредитного договора, в соответствии с которыми банк резервирует к установленному сроку оговоренную сумму, а клиент использует ее в зависимости от потребностей в кредите [8, стр. 609]. и о расширенном кредитовании, государство-член может заимствовать до 200 процентов своей квоты ежегодно и до 600 процентов нарастающим итогом. Вместе с тем, в исключительных случаях размеры доступа могут быть увеличены [9, стр.2-3].

Техническая помощь МВФ заключается в содействии странам-членам в осуществлении ими денежной, валютной политики, бюджетной и налоговой политики, банковского надзора, упорядочивании статистики, разработке финансового и экономического законодательства. Техническая помощь осуществляется путем направления миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы страны. Такая помощь, предоставляется по просьбе страны. Эксперты миссии работают в стране несколько лет (2-3 года).

Эмиссия специальных прав заимствования (СДР.) является специфической функцией МВФ для пополнения международных валютных резервов. СДР (special drawing rights) является международным резервным активом, который был введен МВФ в 1969 году (согласно Первой поправке к своим Статьям соглашения) из-за опасений государств-членов МВФ, что существующие международные резервы и их потенциальный рост могут оказаться недостаточными для обеспечения роста международной торговли.

В международной экономике СДР составляют примерно 2% мировых резервов и выполняют функции международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой; расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями; валюты фиксации валютного курса в некоторых странах и деноминатора ряда частных финансовых инструментов. Во время создания СДР основными резервными активами были золото и доллары США, и государства-члены МВФ не хотели ставить мировые резервы в зависимость от добычи золота, которой объективно присуща неопределенность, а также от сохранявшихся дефицитов платежного баланса США, которые были бы необходимы для обеспечения дальнейшего роста резервов в долларах США. СДР был введен в качестве дополнительного резервного актива, который МВФ мог периодически "распределять" между своими членами при возникновении

такой потребности, а при необходимости аннулировать. СДР - иногда называемые "бумажным золотом", хотя они не имеют физической формы - распределяются между государствами членами (в виде бухгалтерских записей) в определенном процентном отношении к их квотам [6, стр.297].

С учетом общего распределения СДР, произошедшего 28 августа, а также специального распределения, осуществленного 9 сентября 2009 года, сумма СДР возросла с 21,4 млрд СДР до 204 млрд СДР (эквивалентно приблизительно 308 млрд долл. США по курсу на 31 августа 2010 года) [24, cтр.1]. Государства-члены МВФ могут использовать СДР в операциях друг с другом и с 16 "институциональными" держателями СДР среди которых МВФ. СДР является расчетной единицей Фонда. Ряд других международных и региональных организаций и международных конвенций использует его в качестве расчетной единицы или основы расчетной единицы. Стоимость СДР устанавливается ежедневно с использованием корзины из четырех основных валют: евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. На 24.05.2012 1 СДР был равен 1.5264 доллара США [25]. Состав этой корзины рассматривается каждые пять лет, для того чтобы обеспечить, что его компоненты соответствуют валютам, используемым в международных операциях и что веса, установленные для входящих в корзину валют, отражают их относительную значимость в торговой и финансовой системах мира. В ноябре 2010 г. Исполнительный совет завершил пересмотр проводимой раз в пять лет стоимостной оценки СДР. Было решено, что стоимость СДР будет по-прежнему основываться на средневзвешенной стоимости четырех валют - доллара США, евро, фунта стерлингов и японской иены. Утверждены пересмотренные веса этих валют в корзине СДР. С 1 января 2011 г. они составляют: доллар США - 41,9% (против 44% после пересмотра 2005 г.); евро - 37,4% (против 34%); фунт стерлингов - 11,3% (против 11%); и японская иена - 9,4% (против 11%). Таким образом, произошло некоторое увеличение долей евро и фунта стерлингов за счет соответствующего снижения долей доллара и иены [7, стр.5]. В связи с расширением влияния Китая на международную экономику в настоящее время рассматривается вопрос о внесении в состав корзины валют для расчета СДР китайского юаня.

Деятельность МВФ направлена на достижение целей, закрепленных в уставе этой организации, включающих:

Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;

Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях [5, стр.11].

Вся деятельность фонда, направлена на достижение вышеизложенных целей в пределах выполняемых МВФ функций. Для своевременного и адекватного реагирования Фонд должен обладать исчерпывающей и актуальной информацией, в связи с этим каждая страна участница МВФ обязана предоставлять в Фонд следующую информацию:

1) О золотых запасах и валютных резервах

2) О состоянии платежного баланса

3) О состоянии денежного обращения в стране

4) О заграничных инвестициях

На основе этих показателей МВФ осуществляет анализ текущего экономического состояния стран-участниц, распределяет между ними свои кредитные ресурсы, делает оценку, а также осуществляет прогнозы по развитию валютной системы отдельных стран и мировой системы в целом, публикуемых в двух основных отчетах: World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности"), выходящих два раза в год.

Созданный в 1945 г., МВФ по-прежнему остается одним из основных институтов, играющих важную роль в поддержании мирового экономического равновесия. Являясь структурным подразделением ООН, Международный валютный фонд проводит свою политику, направленную на поддержание стабильности международной валютной системы. Это закреплено положением МВФ о том, что ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. Деятельность МВФ на данном этапе развития состоит главным образом в предоставлении краткосрочных кредитов странам, испытывающим трудности с платежным балансом и валютной системой, в соответствии с целями и функциями, закрепленными в уставе Фонда. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам стран и могут предоставляться в качестве СДР или иностранной валюты. Фонд также может предоставлять помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов. Членство в Фонде открыто для любой страны, способной и готовой выполнить связанные с ним обязательства, что является предпосылкой для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития [22, cтр.22].

Делись добром ;)