Анализ экономического развития Китая
2.3 ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Таблица 2.9
Экспорт
Год |
Экспорт, млрд. долл. |
Доля в мировом экспорте, % |
Доля экспорта в ВВП, % |
Экспорт на душу населения, долларов |
Темп роста экспорта,% |
|
2002 |
365 |
4,48 |
25,1 |
284 |
32,877 |
|
2003 |
485 |
5,14 |
29,4 |
375 |
35,258 |
|
2004 |
656 |
5,74 |
33,8 |
504 |
27,591 |
|
2005 |
837 |
6,45 |
36,6 |
640 |
26,762 |
|
2006 |
1061 |
7,11 |
38,1 |
807 |
26,484 |
|
2007 |
1342 |
7,73 |
38,4 |
1016 |
17,809 |
|
2008 |
1581 |
7,99 |
34,9 |
1190 |
-15,69 |
|
2009 |
1333 |
8,41 |
26,4 |
999 |
16,129 |
|
2010 |
1548 |
8,28 |
27 |
1154 |
42,248 |
|
2011 |
2202 |
9,8 |
30,6 |
1663 |
0 |
Источник:[5]
С 2002г. количество экспорта в Китае растёт. В 2002г. он составлял 365.5 млрд. долл, его доля в мировом экспорте - 4.48%,доля экспорта в ВВП - 25.1%,экспорт на душу населения - 284 доллара. До 2008г. экспорт увеличивался и составил 1581 млрд. долл.,а в 2009г. из-за мирового кризиса он уменьшился до 1333 млрд. долл. Далее он растёт и в 2011г. составляет 2202 млрд. долл.,его часть в мировом экспорте почти 10%(табл.2.9).
Таблица 2.10
Импорт
Год |
Импорт, млрд. долл. |
Доля в мировом импорте, % |
Доля импорта в ВВП, % |
Импорт на душу населения, долларов |
Темп роста импорта,% |
|
2002 |
328 |
4,05 |
22,5 |
255 |
36,89 |
|
2003 |
449 |
4,8 |
27,2 |
347 |
35,19 |
|
2004 |
607 |
5,36 |
31,2 |
467 |
17,3 |
|
2005 |
712 |
5,55 |
31,2 |
545 |
19,8 |
|
2006 |
853 |
5,82 |
30,6 |
649 |
21,22 |
|
2007 |
1034 |
6,08 |
29,6 |
782 |
19,15 |
|
2008 |
1232 |
6,34 |
27,2 |
928 |
-9,659 |
|
2009 |
1113 |
7,17 |
22 |
834 |
18,42 |
|
2010 |
1318 |
7,24 |
23 |
983 |
48,03 |
|
2011 |
1951 |
8,93 |
27,1 |
1473 |
0 |
Источник:[5]
С 2002г. количество импорта в Китае растёт. В 2002г. он составлял 328 млрд. долл, его доля в мировом импорте - 4.05%,доля импорта в ВВП - 22.5%,импорт на душу населения - 255 долларов. До 2008г. импорт увеличивался и составил 1232 млрд. долл., а в 2009г. из-за мирового кризиса он уменьшился до 1113 млрд. долл. Далее он растёт и в 2011г. составляет 2202 млрд. долл.,его часть в мировом импорте почти 9%(табл.2.10).
Рисунок 2.5.Экспорт.Импорт
Таблица 2.11
Торговый оборот,сальдо
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
ТО,млрд. долларов США |
620,90 |
833,50 |
1135,50 |
1384,00 |
1751,90 |
2509,00 |
2158,30 |
2905,00 |
3561,00 |
|
ТС,млрд. долларов США |
30,30 |
38,70 |
30,70 |
120,40 |
196,10 |
361,00 |
249,70 |
251,00 |
233,00 |
|
Часть ТО в ВВП |
37,84 |
43,15 |
50,31 |
51,02 |
50,14 |
55,51 |
43,25 |
49,42 |
50,95 |
|
Темп роста ТО |
34,24 |
36,23 |
21,88 |
26,58 |
43,22 |
-13,98 |
34,60 |
22,58 |
0 |
Рисунок 2.6.Торговый оборот
Торговый оборот Китая увеличивается с каждым годом. В 2002г. он составлял 581,40 млрд.долл. А в 2004г. уже 833.5 млрд.долл. Среднегодовой прирост ТО составляет 21.2 %. В 2007г. темп роста был самый значительный и составлял 43,22% . После такого скачка, в 2008г. темп роста упал до (-13,98)%,но потом начал стремительно увеличиваться. В 2001г. ТО составляет 3561 млрд.долл. и его часть в ВВП равна 50%,что на 10% больше чем в 2002г (40%)(табл.2.11).
Основные товары экспорта и импорта Китая
Таблица 2.12
20 основных товаров экспорта, 2009 г.
Товары |
уд.вес в экспорте,% |
стоимость,млн.долл.США |
|
Электрические машины и оборудование, аппаратур |
24,90% |
301 099,00 |
|
Энергетическое, технологическое и другое оборудование, станки, насосы |
19,70% |
236 009,90 |
|
Одежда и принадлежности одежды трикотажные |
4,40% |
53 762,90 |
|
Одежда и принадлежности одежды текстильные |
3,80% |
46 716,30 |
|
Разные промышленные товары, мебель, матрацы, осветительные приборы |
3,20% |
38 936,90 |
|
Изделия из черных металлов |
2,70% |
33 781,10 |
|
Суда, лодки и другие плавучие средства |
2,30% |
28 364,20 |
|
Обувь |
2,30% |
28 016,30 |
|
Автомобили, тракторы, транспортные средства |
2,30% |
27 931,30 |
|
Игрушки, спортивный инвентарь |
2,20% |
26 489,50 |
|
Пластмассы, изделия из них |
2,00% |
25 274,70 |
|
Органические химические соединения |
2,00% |
24 229,90 |
|
Минеральное топливо, нефть, нефтепродукты |
1,70% |
20 384,10 |
|
Белье постельное, покрывала, шторы |
1,40% |
16 816,80 |
|
Изделия из кожи |
1,30% |
15 115,60 |
|
Черные металлы |
1,10% |
13 481,80 |
|
Каучук и резиновые изделия |
0,90% |
10 663,80 |
|
Хлопок |
0,80% |
9 600,90 |
|
Алюминий и изделия из него |
0,80% |
9 498,50 |
|
Керамические изделия |
0,70% |
8 060,60 |
|
ВСЕГО |
80,5 |
974 234,10 |
Источник:[6]
Таблица 2.13
20 основных товаров импорта, 2009 г.
Товары |
уд.вес в импорте,% |
стоимость,млн.долл.США |
|
Электрические машины и оборудование |
24,30% |
243756,2 |
|
Минеральное топливо, нефть, нефтепродукты |
12,30% |
123 970,00 |
|
Энергетическое, технологическое оборудование |
12,30% |
123 717,20 |
|
Руды, шлаки, зола |
6,90% |
69 590,90 |
|
Приборы оптические, медицинские |
6,70% |
66 996,30 |
|
Пластмассы и изделия из них |
4,80% |
48 513,90 |
|
Органические химические соединения |
3,60% |
36 163,00 |
|
Медь и изделия из меди |
2,90% |
29 513,10 |
|
Автомобили, тракторы, транспортные средства |
2,80% |
28 363,20 |
|
Черные металлы |
2,80% |
27 816,50 |
|
Бумажная масса, целлюлоза |
1,10% |
10 639,80 |
|
Летательные аппараты |
1,10% |
10 525,20 |
|
Каучук и резиновые изделия |
1,00% |
10 374,10 |
|
Изделия из черных металлов |
0,90% |
8 920,70 |
|
Алюминий и изделия из него |
0,90% |
8 540,30 |
|
Жиры и масла животного и растительного происхождения |
0,80% |
7 737,20 |
|
Древесина, изделия из нее |
0,70% |
7 255,40 |
|
Драгоценные камни |
0,70% |
6 550,60 |
|
Продукты неорганической химии |
0,60% |
6 257,70 |
|
Хлопок |
0,60% |
6 180,10 |
|
ВСЕГО |
87,8 |
881 381,40 |
Источник:[6]
Согласно прогнозу Ассоциации авто производителей КНР (CAAM), в 2013 г. количество автомобилей, поставляемых на экспорт из Китая, впервые превысит 1 млн. шт. Китайские компании в условиях замедления темпов роста продаж внутри страны обращают все большее внимание на иностранные рынки.
По данным ассоциации, по итогам января--октября 2012 г. объем экспорта китайских автомобилей уже превысил показатель предыдущего года и составил 871 тыс. машин (+27,5% к соответствующему периоду предыдущего года). Темпы роста экспорта на протяжении последних 3 лет устойчиво превышают темпы роста продаж внутри страны. В результате, отношение объема экспорта к объему внутренних продаж в Китае в 2012 г. практически восстановилось до докризисного уровня 2007--2008 г. В 2009 г. экспорт автомобилей из КНР резко снизился на 40% к предыдущему году в результате сокращения спроса со стороны основных торговых партнеров (прежде всего, России и Украины)(Рис.2.7).
Рисунок 2.7.Экспорт автомобилей [10]
Анализ структуры экспорта автомобилей КНР показывает, что поставки осуществляются в достаточно большое количество стран. За январь--сентябрь 2012 г. автомобили поставлялись на экспорт в 196 стран по сравнению со 186 за аналогичный период 2011 г. Для сравнения, в России экспорт автомобилей в январе-сентябре 2012 г. осуществлялся в 63 страны.
В то же время китайский экспорт в последние годы отличает достаточно высокий уровень концентрации на поставках в отдельные развивающиеся страны(Рис.2.8). Так, в январе-сентябре 2012 г. на долю трех основных стран-торговых партнеров (Алжир, Россию и Ирак) приходилась треть экспортных поставок. Доля остальных стран в экспорте не превышает 3%. Обращает на себя отсутствие в числе основных торговых партнеров стран азиатского региона. Сами представители китайских автопроизводителей отмечают, что наиболее перспективными рынками сбыта для них являются Бразилия и Россия. Однако проникновение на крупные рынки развивающихся стран в текущих условиях не является легкой задачей. После стремительного роста поставок в Бразилию в 2010--2011 г. китайские компании столкнулись с увеличением налогов на импортные автомобили в стране, что привело к резкому сокращению поставок в 2012 г. Теперь китайские производители практически каждый месяц заявляют о планах по строительству новых заводов в Бразилии.[10]
Рисунок 2.8. Доля стран в экспорте автомобилей из КНР