Международная организация ИСО

реферат

2.4. Переход на новую версию

По экспертной оценке ВНИИС различия в системах качества по стандартам ИСО серии 9000 в версиях 2000 г. и 1994 г. могут со-ставлять от 40 до 50%. Это означает, что организациям, внедрив-шим и сертифицировавшим свои системы качества на основе тре-бований стандартов ИСО, придется приложить значительные уси-лия по реорганизации этих систем.

В связи с серьезными изменениями в концепции и содержа-нии стандартов 2000 г. (по сравнению с предыдущей версией), для организаций, внедривших системы качества в соответствии с тре-бованиями ИСО серии 9000 версии 1994 г. (ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 1996 г.), разработаны рекомендации ИСО и Госстандарта России по стратегии переходного периода.

Сертификаты, выданные на соответствие систем качества тре-бованиям ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9004 издания 1994г. (ГОСТ Р ИСО 9001, 9002, 9004 версии 1996 г.), должны иметь максималь-ный срок действия 4 года с момента публикации ИСО 9001:2000, т. е. до 15 декабря 2004 г.

В переходный период организация имеет право:

Провести сертификацию системы качества на соответствие старой версии стандартов ИСО серии 9000. В этом случае независимо от даты выдачи срок действия сертификата устанавливается до 15 декабря 2004 г. Рекомендуемый срок проведения сертификации -- до 41 декабря 2002 г.

Провести ресертификацию системы качества на соответствие старой версии стандартов ИСО серии 9000. При этом подтверждение соответствия может сопровождаться плавным переходом к ИСО 9001:2000. В этом случае не требуется пересматривать сразу всю документацию системы качества, но к проведению ежегодного инспекционного контроля рекомендуется готовить описание хотя бы одно- го процесса. Срок действия сертификата установлен до 15 декабря 2004 г., срок ресертификации -- до 41 декабря 2002 г.

Провести ресертификацию системы качества на соответствие новой версии стандартов ИСО серии 9000. В этом случае организация не будет нести дополнительных расходов и может провести ресертификацию в рамках инспекционного контроля по льгот- ной цене.

Провести сертификацию системы качества на соответствие ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2000) Мазур И. И., Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005 - С. 195.

Важная рекомендация была предложена ИСО/ТК 176. Не сле-дует рассматривать изменение структуры документов системы в качестве обязательного условия перехода на новые стандарты. До-кументация системы качества может быть индивидуальной для каж-дой организации. При этом можно адаптировать к новым стандар-там документацию системы качества, ранее структурированную по 20 элементам в соответствии с ИСО серии 9000:1994.

Для эффективного решения задачи разработки (доработки) новой (действующей) документации в соответствии с требования-ми ИСО 9001:2000 необходимо использование рекомендаций ме-тодических материалов ИСО/ТК 176. Согласно этим рекомендаци-ям порядок действий может быть следующим:

- установить все изменения, внесенные в ИСО 9001:2000, используя для этого таблицы соответствия, содержащие перекрестные ссылки на модели ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9004:1994;

- оценить действующую структуру системы менеджмента ка-чества на возможность управления процессами для опре-деления уровня улучшений, который может потребоваться для достижения соответствия стандарту ИСО 9001:2000, учитывая неизменную пригодность 20 элементов структу-ры действующей СК;

- принять решение об установлении в организации системы, направленной на управление процессами;

- провести перепроектирование действующей структуры си-стемы менеджмента качества в соответствии с требования-ми ИСО 9001:2000;

- разработать программу подготовки к переходу на новые версии;

- провести окончательную проверку документации на пол-ноту наличия требований ИСО 9001:2000, включить недо-стающие требования в процедуры и внедрить процедуры для обеспечения доказательства соответствия;

- провести анализ системы и первоначальную (предваритель-ную) ее оценку органом по сертификации;

- обратиться за обновлением сертификата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении работы подведем основные итоги работы.

Данная работа характеризуется достаточно глубоким изучением теоретических аспектов семейства международных стандартов.

В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых международных стандартов стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. Соловьев В.С. Организационное проектирование систем управления: Учебное пособие, М.: ИНФРА - М.; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002 - C. 352

Итак, что же представляет собой ИСО 9000? Наиболее ясным представляется такой ответ: ИСО 9000 -- это схема проведения бизнес-процессов, обеспечивающая возможность наивысшего качества работы компании. Схема эта охватывает все этапы выпуска продукции и предоставления услуг: закупку сырья или комплектующих, анализ контракта, контроль качества, проектирование, создание, обработку, доставку, обучение персонала, а также обслуживание и поддержку клиентов. Не лишен определенного смысла и шутливый ответ: ИСО 9000 можно считать первым всемирно признанным знаком «Образцово-показательное ведение хозяйства».

Давление, принуждающее предприятие осуществить сертификацию, оказывается потребителями, а не законодательными органами. Едва ли не самым важным фактом, касающимся этого стандарта, является то, что многие компании, особенно в Европе, требуют регистрации по ИСО 9000 от своих поставщиков товаров и услуг. То есть, проще говоря, нет регистрации по ИСО 9000 -- не будет заключен контракт. В США, например, NАSA и Министерство обороны теперь требуют от своих поставщиков сертификации по ИСО 9000.

Дает ли ИСО 9000 гарантию качества? Разумеется нет: ИСО 9000 следует рассматривать лишь как один из многих факторов, которые необходимо учесть, принимая решение о заключении сделки с поставщиком Мазур И. И., Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005 - С. 144.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Ю. Г. Управление качеством на современном предприятии. -- Орел. 1994.

2. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. М.: 1998.

3. Ляшецкий А. П., Краинюков А. Н. Управление качеством продукции. -- Саратов: 1998.

4. Мазур И. И., Шапиро В. Д. и др., Реструктуризация предприятия и компаний: Справочное пособие. -- М.: Высшая школа, 2000.

5. Мазур И. И., Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005

6. Кречетов Н. Продукты для интеллектуального анализа данных//Рынок программных средств. №14-15- 1997, с.32-39.

7. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинижиниринг бизнеса: Реинижиниринг организаций и информационные технологии. -- М.: Финансы и статистика, 1997.

8. Пшенников В. Конкурентоспособность через ТРМ. -- ИКД «Носорог», 2001.

9. Робсон М., УллахФ., Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов/Пер. с англ, под ред. Н. Д. Эриашвили. -- М.: Аудит, 1997.

10. Тренев А. А., Ириков В. А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. -- М. 1998.

11. Фаянс О. А. Проблема и методы обеспечения качества. -- Новгород, 1997.

Делись добром ;)