Международная миграция рабочей силы

курсовая работа

1. Понятие международного рынка рабочей силы

1.1. Сущность и причины возникновения мирового рынка

рабочей силы

Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудо-способную часть - условно в возрасте 15-60 лет - и не-трудоспособную часть - дети и старики. К первой катего-рии принадлежит примерно 70% населения, хотя величи-на этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки - пожилых людей.

В свою очередь трудоспособное население подразделя-ется на экономически активное и неактивное, причем пос-леднее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на со-держании государства, а также лиц без определенного ме-ста жительства. Нас будет интересовать прежде всего эконо-мически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная кате-гория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внут-ренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).

Международная миграция рабочей силы имеет длитель-ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно-го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

* интернационализацией хозяйственной жизни;

* невиданными социально-демографическими измене-ниями;

* революцией в науке, технике и сфере информации;

* развитием интеграционных процессов;

* деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижнос-ти трудоспособного населения, которое использует разви-тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми-ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со-ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы-вающий заметное влияние на уровень, характер и разме-щение производительных сил в рамках национальных хо-зяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла еже-годной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж-дународные организации, занимающиеся вопросами юри-дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

Говоря о процессах перемещения значительных масс населения, следует подчеркнуть, что в данной лекции рас-сматривается только трудовая миграция, т. е. вызванный социально-экономическими мотивами переезд людей из од-ной страны в другую. Среди факторов, заставляющих граж-дан искать работу за пределами родины, главными являют-ся стремление к улучшению качества жизни и эффектив-ному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безра-ботица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.

Важно отметить, что современные государства прила-гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право-вое выражение взаимной заинтересованности направляю-щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте-ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока-зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защи-той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс-кий Межправительственный комитет по вопросам миг-рации (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гаран-тий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.

Что касается политики Правительства РФ в этом воп-росе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплек-сной миграционной программы на основе Федерального за-кона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики зак-лючены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С. 251..

1.2. Основные направления и центры трудовой миграции

Трудовая миграция характерна практически для всех национальных экономик. Однако уровень ее интенсивности существенно различается в том или ином регионе мира. Наиболее интенсивные потоки трудящихся-мигрантов от-мечаются при наличии значительного контраста в уровнях социально-экономического развития и темпах естественно-го демографического прироста стран - экспортеров и им-портеров рабочей силы. Из четырех основных направлений миграции по объему совокупного миграционного оборота первое место занимает перемещение рабочей силы из раз-вивающихся в экономически развитые страны. Специали-сты выделяют миграционные "маршруты": между развиты-ми странами Западной Европы и Северной Америки, из быв-ших социалистических стран в рыночные экономики, из од-них развивающихся или переходных экономик в другие ана-логичные (например, в пределах Южной Америки, из Ук-раины в Россию).

На практике встречается еще один, пятый вариант тру-довой миграции: из развитых в развивающиеся или пере-ходные экономики. Однако количество мигрантов, выбира-ющих это направление, невелико и представлено в основ-ном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних ком-паниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантю-ристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабо-чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе - Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в За-падной Европе крупными принимающими государствами яв-ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции счи-тается Австралия, правительство которой крайне обеспо-коено низкой плотностью населения на подавляющем боль-шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен-ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе-ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо-собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз-вращению на историческую родину всех евреев с целью вы-живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Зем-лю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви-детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио-нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде-ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира-ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма-лайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про-странстве СНГ - Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (сред-негодовые темпы трудовой эмиграции - 10 тыс. чел.) и од-новременно ее импортером из государств Содружества - особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред-негодовые темпы трудовой иммиграции - 300-500 тыс. чел.).

Делись добром ;)