logo
Лицензионная политика и её роль в развитии мирохозяйственных связей

3.2 Перспективы развития Российского лицензионного рынка

Анализ современных позиций России на мировых рынках нематериальных услуг в сравнении с другими странами показал, что существенно возросла ее роль в данном секторе. Однако происходящие в мире прогрессивные процессы пока в сравнительно небольшой степени затронули Россию. В международном разделении труда активно участвует лишь часть отечественной экономики, представленная топливно-сырьевым сектором, а основной научно-производственный потенциал страны слабо вовлечен в мирохозяйственные отношения. Несмотря на тенденции развития мировой торговли, рост российского экспорта обеспечивается в основном за счет поставок топливно-сырьевых ресурсов, в большинстве своем не возобновляемых.

Возможности, открывающиеся в результате научно-технологических преобразований в мире, используются Россией явно недостаточно. Некоторым исключением является лишь информационно-коммуникационная сфера. На основе зарубежных технологий в России в течение практически нескольких лет была создана современная система сотовой связи и доступа в Интернет, сложился и стал быстро развиваться рынок электронных изделий.

Технологическое отставание России от развитых стран нарастает. По общим объемам экспорта и импорта лицензий, патентов, ноу-хау, другой научно-технической документации и услуг Россия заметно уступает странам, строящим инновационную экономику.

Научно-технический обмен России с зарубежными государствами в последние годы существенно возрос: за пятилетний период поступления от экспорта технологий увеличились в 1,9 раза, а платежи по импорту - в 5,2. Однако их абсолютная величина и значимость остаются на низком уровне. Большинство отечественных покупателей избегает крупных затрат на освоение новых технологий и видов продукции, ограничиваясь совершенствованием действующих производств, а в продажах за рубеж доминирует «технологическое сырье», не доведенное до конкретных проектов и образцов, не защищенное международными патентами. Одна из причин - упадок сектора прикладных разработок и неразвитости служб коммерциализации технологий. Россия, активно выходя на мировой рынок лицензий, в то же время формирует свой внутренний рынок. Несмотря на спад изобретательства и уменьшение общего числа патентов, лицензионная торговля держится на плаву, способствуя развитию экономики. Процесс регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров имеет устойчивую положительную динамику.

Изобретения, зарегистрированные в общероссийской базе данных, в большинстве своем освоены, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к технологии как к товару, и выдержали конкуренцию. В основе положительного роста числа зарегистрированных договоров лежит не только введение патентной охраны. В стране, но и участие России в переговорах ВОИС, подписание ряда договоров по охране интеллектуальной собственности.

Для России характерна высокая активность физических лиц - патентообладателей, не имеющих достаточных средств для использования собственных изобретений. В основном они продают права на использование патента зарубежным фирмам, так как те могут заплатить, а спрос на лицензии со стороны отечественных производителей чрезвычайно низок. По данным Роспатента объем продажи лицензий отечественным производителям в 3 раза ниже экспорта лицензий. Причем, экспортируют в основном исключительные лицензии. Объем выдачи российских патентов зарубежным исполнителям с каждым годом возрастает. Количества патентов, выданных заявителям стран дальнего и ближнего зарубежья, практически наравне. Таким образом, Россия теряет свои конкурентные преимущества, продавая свои достижения на таких условиях.

Согласно статистике, даже в промышленно развитых странах становится товаром, т.е. используется на лицензионной основе, не более 5 % запатентованных объектов промышленной собственности. Соотношения числа охраняемых объектов, переданных на лицензионной основе, и действующих на территории России патентов составило около 3 %, что свидетельствует о достаточно высокой степени их востребованности на российском рынке.

Итак, Россия намерена интенсивно работать на мировом рынке лицензий. Опираясь на опыт высокоразвитых стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции и занимающих лидирующие позиции на мировом рынке технологий, Россия должна выбрать свою стратегию развития, основанную на имеющемся интеллектуальном потенциале и научно-технических ресурсах. Принято выделять три типа стратегий:

· стратегия переноса. Заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику;

· стратегия заимствования. На базе дешевой рабочей силы и части из утрачиваемого собственного научно-технического потенциала осваивается производство продукции, производившейся ранее в развитых странах, с последующим наращиванием своего инженерно-технического сопровождения производства;

· стратегия наращивания. Используется собственный научно-технический персонал, привлекаются зарубежные ученые и конструкторы, интегрируется фундаментальная и прикладная наука.Международная торговля: учебное пособие / Г. Ю. Волков, Г. П. Солодков