logo
Контроль как функция управления предприятием

1.4 Контроль в системе организационных отношений

Организационные отношения - это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, отдельными лицами. По содержанию такое взаимодействие может быть информационным, административным или техническим. В рамках информационного взаимодействия осуществляется обмен сведениями, необходимыми для осуществления контроля и принятия решений. Административное взаимодействие предполагает управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчеты и процесс контроля. Техническое взаимодействие реализуется через совместное участие в практической деятельности.

Если отношения связывают элементы структуры, принадлежащие к ее различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному - горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном порядке - отчеты о проделанной работе, советы или рекомендации. Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счет оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.[4]

Различают следующие виды организационных отношений:

- распорядительные - обладатели имеют право принимать решения обязательные для исполнения теми, кого они касаются (могут быть линейными и функциональными);

- контрольно-отчетные - осуществление проверки деятельности, анализ и выводы;

- координационные - выработка и принятие совместных решений (комитеты, комиссии);

- согласительные - высказывание отношения к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля. Не нужно перегружать подчиненных многочисленными формами контроля. Лишний контроль поглощает внимание подчиненных. Необходимо ли это, чтобы предупредить или предотвратить значительные отклонения от желаемых результатов. Внешний контроль в минимальной степени мотивирует работников. Разумная мера контроля достигается - через определение критериев эффективности организации. [3]